Скрыть
которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Которую никто из начальников, никто, то есть, из священников, не познал, - ибо если бы познали, никак Господа славы не распяли бы. Это то же, что говорили Апостолы: знаем, что по обману и обольщению вы это сделали, - обратитесь же и покайтесь, и никто не вменит вам это во грех (Деян. 3:17, 19).

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Но если они распяли по неразумию, то, значит, они не виновны? И еще: если они не разумели, то почему Христос говорил им: «и знаете Меня, и знаете, откуда Я» (Ин.7:28)? Писание говорит о Пилате, что он не уразумел; вероятно и Ирод также не уразумел. Их и можно назвать князьями века сего. Если же кто скажет, что здесь говорится об иудеях и священниках, тот не погрешит; и им сказал Христос: «вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего» (Ин.8:19). Как же Он выше сказал: «и знаете Меня, и знаете, откуда Я»? Впрочем какой смысл того и другого изречения, об этом уже сказано при изъяснении Евангелия; а потому, чтобы часто не повторять одного и того же, туда отсылаем желающих.

Что же? Прощен ли иудеям грех их касательно креста, по слову Христову: «прости им» (Лк.23:34)? Если они покаялись, то прощен. И Павел, воздвигший множество рук на Стефана и гнавший Церковь, сделался защитником Церкви.

Так прощен был грех и тем из них, которые захотели покаяться, о чем и Павел говорит: «итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак». И опять: «неужели Бог отверг народ Свой? Никак». Затем в доказательство того, что и для них не закрыто покаяние, приводит собственное обращение: «ибо и я Израильтянин» (Рим.11:1–2). Слово: «не познали», мне кажется, сказано здесь не относительно Христа, но относительно дела домостроительства Божия, т. е. они не разумели того, что значили смерть и крест. И здесь Христос не сказал: не знают Меня, но: «не знают, что делают» (Лк.23:34), т. е., не разумеют совершающегося домостроительства и таинства. Они не понимали, что крест так просияет, что им совершится спасение вселенной и примирение Бога с людьми, что город их будет взят и что они подвергнутся крайним бедствиям. Премудростью Павел называет и Христа, и крест, и проповедь. Но не напрасно он называет здесь Христа Господом славы. Так как крест казался знаком бесславия, то он показывает, что в кресте великая слава. Большая нужна была мудрость, чтобы не только познать Бога, но и уразуметь такое домостроительство Божие; внешняя же мудрость была препятствием не только к первому, но и к последнему.

Гомилия 7 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы, говорит апостол Павел. Ведь если бы Христос не был предан смерти, то смерть не умерла бы - своим трофеем диавол был побежден. Ибо диавол возрадовался, когда, совратив первого человека [Адама], вверг его в смерть. Совратив первого человека, он его убил . Убив человека последнего [т.е. Христа], он упустил из своих силков и первого.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Властями века сего апостол назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других иудейских начальников. Он говорит, что они не знали Божию тайну и поэтому распяли Владыку… Поэтому Владыка удостоил их извинения. Но когда, по Его воскресении из мертвых, по вознесении на небеса, по сошествии Пресвятого Духа, после многоразличных апостольских чудотворений они остались в неверии, тогда предал их осаде.

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Которой никто из властей века сего не познал

Князьями называет здесь Ирода и Пилата. Не будет, впрочем, ошибки, если разуметь и первосвященников и книжников. Слова века сего выражают, как и выше показано, их временную власть.

Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Если бы они знали сокровенную, как выше Сказано, премудрость и тайны божественного домостроительства, именно тайну вочеловечения Божия, тайну креста, тайну призвания и усвоения язычников, тайну возрождения, усыновления и наследия Царства Небесного, одним словом - все тайны, открытые апостолам Духом Святым, так же и первосвященники если бы знали то, что город их будет покорен и они сами будут отведены в плен: то не распяли бы Христа. Христа назвал здесь Господом славы. То есть поскольку почитали крест чем-то бесчестным, то показывает, что Христос нисколько не потерял Своей славы чрез крест, напротив, еще более прославился, потому что чрез крест яснее обнаружил Свое человеколюбие. Итак, если они не узнали, то надлежало отпустить им сей грех? Да; если бы они после сего раскаялись и обратились, то им отпущен был бы грех, подобно как и Павлу, и другим из евреев.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли

Князьями века сего называет тех же, что и прежде – руководителей и заправителей жизни по духу века сего, по началам мудрости человеческой, со властию ли они, или без нее, только всегда влиятельны, и своим влиянием ведут за собою прочих в пагубу, тогда как при лучшем направлении собственном могли бы вести их на добро. Прежде сказал, что премудрость проповедуемая не та, что есть у этих князей; теперь больше говорит, что она такова, что ее никто из этих князей и разуметь не мог и не может. Так она противоположна тому духу и тем началам, которых держатся сии князи.

Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли. Поелику он говорит вообще, то о распявших Господа поминает только как о представителях князей века. Тут был и Пилат — представитель князей века из язычников, и Ирод и Каиафа с первосвященниками и книжниками – представители князей века из иудеев. И о распятии поминает, как о разительнейшем свидетельстве слепоты князей века, когда, быв лицом к лицу с самою Премудростию, не уразумели ее. Распятие совершилось в Иудее, в Иерусалиме, и нельзя было сему быть иначе, по бывшим пророчествам и прообразованиям; но оно, по существу дела, могло бы совершиться везде. Князи века везде одного духа и что сделали в Иерусалиме, то же могли сделать и во всяком другом месте. Неразумение премудрости Божией продолжается, продолжается и распинание Господа славы,— все князьями века, заправителями жизни по духу века и коноводами мудрости человеческой. Ибо премудрость Божия не для тогдашних только князей века недосягаема, но вообще для всех их, и поколику они князи века. И не только недосягаема, но и раздражает их и есть предмет их ненависти, гонения и притеснений, что и делают они во всякое время, как только мудрость их найдет сподручные средства и увидит, что это можно делать не мешая своим главным целям, какие преследует, то есть покою и довольству в сей жизни.

Господа славы распяли.– Распяли они человека Иисуса, но как Он был Бог воплотившийся, Который есть Господь славы, то, распиная, Его распяли Господа славы. Так говорит Апостол по единству ипостаси в Господе Иисусе Христе. Скажет кто, чем же они виноваты? ибо сделали так по неведению. Но самое неведение их виновно, Господь не несвидетельствована Себе оставил. Иудеи сколько имели свидетельств и удостоверений, кто есть Иисус Христос! Он и прямо им говорил: Отец Мой доселе делает и Аз делаю, и они поняли, что Он ставит Себя наравне с Богом. И притчею вразумлял, говоря в ней: усрамятся Сына… и они тоже поняли, что к ним говорит притчу сию. И пророчествами внушал: Давид Христа называет Господом, как Сын Ему есть? И они умолчали, потому что ответ вел их прямо к признанию Его Господом славы. Также и Пилат не был оставлен без вразумления. Что значили краткие слова к нему Господа: Царство Мое не от мира, и проч. как не вразумление? Особенно это значение имел сон жены его. Таким образом, все распинатели могли уразуметь, но не уразумели. Премудрость Божия была здесь прикровенна, и они, видя, не видели. Но почему не имели очей видеть, в этом их была вина. Ибо что они все пропитаны были духом века и ничего не хотели знать, кроме мудрований по-человечески, это не по неволе какой было у них, а было плодом их свободной жизни. Дух века противоположен премудрости Божией, и князи века не разумеют ее, потому что у них совсем не тот склад ума, не те вкусы сердца, не те планы жизни. Но как тогда, так и всегда. И всегда князи и сыны века не разумеют премудрости Божией и готовы распинать ее по той же причине,– что она невместима для них и противоположна их началам.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Не следует полагать, что под властями века сего имеются в виду единственно власти иудейские и римские: сказанное выше поистине распространяется и на начальства и власти, на которые восстали мы, - на противных и негодных духов злобы поднебесных, поскольку по их решению и воле распят Христос. Ибо сказано: окончив все искушение диавол отошел от Него до времени (Лк 4:13), и сам Господь говорит: идет князь мира и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Князья мира сего через свое неведение Бога величия распяли. Но насколько начальства иудейские, подчиненные гнету римлян, могут называться князьями мира? И неужели это римляне распяли Христа, когда Пилат сказал: я не нахожу в Нем никакой (достойной смертной казни) вины (Ин 19:4)? Оттого и руки умыл, говоря иудеям: не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24). Те начальства распяли Господа нашего Иисуса Христа, которых властно подверг позору, восторжествовав над ними Собою (Кол 2:15), что говорит и евангелист Марк о демонах: изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос (Мк 1:34). Ибо знали они, что Он есть Христос, Тот, о Котором обещано в законе. Тайны Его, в которой Он есть Бог Сын, не ведали.

На Послания к Коринфянам

Экумений (†VIв.)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Если поймешь под властями века сего Ирода и Пилата, то проще уразумеешь следующее: Ибо если бы познали, сказано, то не распяли бы Господа. Ибо они так не свирепствовали бы, если бы причиной не была зависть. Если же отнесешь эти слова к первосвященникам и книжникам, которые узнали, что Он - Христос, и, видимо, говорили, подобно виноградарям: Это наследник; пойдем, убьем его и виноградник будет наш (Мф 21:38), поскольку были ослеплены завистью, - то уразумеешь нижеследующее. Ибо если бы они узнали, что язычникам будет такое спасение от креста, они не дошли бы до распятия, предпочтя скорее умерить свою зависть, нежели доставить спасение язычникам, и, изгнав их, самим занять их место.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.7-8) Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.


Премудрость Божию – никтоже от князей века сею разуме [никто из властей века сего не познал]. Штундисты относят эти слова к современному начальству, которому они на сем основании и отказывают в разумении премудрости Божией. Но апостол разумел тех князей, которые премудрости Божией противопоставляли свою премудрость (он говорит: глаголем-премудрость-не князей века сего 1Кор.2:6); потому-то они и распяли Господа славы (1Кор.2:8), что хотели на место Его правды поставить свою правду (Рим.10:3), хотели, вопреки воле Сына Божия, удержать в своей власти достояние его (Мф.21:38). Таковы были книжники и фарисеи, считавшие себя мудрыми и разумными (Мф.11:25); таковы были подобные им самообольщенные руководители людей в мире языческом; они нераздельно называются у апостола князьями века сего, потому что господствовали в мире пред явлением Христа. Сим веком называется мир, лежащий во зле (Ср. 2Тим.4:10) и враждебный Евангелию и царству Божию. – Все эти черты не приложимы ни к православным государям, которые царствуют милостью Божией, ни к начальникам Церкви Христовой, от Господа получающим обязанности пастырства.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Здесь Ап. доказывает сверх человеческое происхождение Божией премудрости, заключенной в Евангелии, и ее таинственный характер указанием на факт распятия Христа людьми. Христос, эта воплощенная Божественная Премудрость, не был признан в этом Своем достоинстве представителями человечества, высшими представителями человеческой мудрости. Они не имели понятия о высоком предназначении человечества и потому отвергли и распяли Того, Кто первый исполнил в Своем лице это предназначение. - Господа славы. Как сказал Ап. в конце 7-го стиха, слава была конечною целью человеческого существования на земле, в силу Божественного предназначения. Но когда пришел Сам Господь, Сам Владыка этой славы, люди, вместо того чтобы обратиться к Нему за получением этой славы, отвергли Его и даже умертвили!

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор. 2:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64:4)
 

Указав глубокое различие между человеческою мудростию (философиею) и Христианством, Апостол учит, что и в Христианстве есть мудрость, и притом наивысшая (премудрость), но к изучению ее могут приступить только уже усовершившиеся в начальных и основных истинах Христианства, которые не могут уже смешивать истинную премудрость христианскую с кажущеюся мудростию языческою, сменяющеюся по векам и господству тех или иных философов, или последователей их. «Князьями века сего, говорит св. И. Златоуст, он называет не бесов, как думают некоторые, но людей, облеченных отличиями и властию и почитающих ее чем-то важным, философов, риторов и писателей, которые часто обладали властию и были народными правителями. Князьями века сего называет их потому, что власть их не простирается далее настоящего века».

Самою же главною силою, действующею на сердца верующих, было содержание апостольской проповеди. Апостолы возвещали о том, чему никто еще из самых выдающихся философов не учил никогда. Мало того: это учение, состоявшее в проповеди о спасении через страдания за нас И. Христа, было давно открыто, как величайшая тайна Премудрости Божией; но мудрецы мира сего не познали этой тайны и не приняли ее, как откровенную. Указав как на разительное доказательство неуразумения этой тайны – на распятие Иисуса Христа, Апостол прежде всего говорит, конечно, о князьях и вождях Иудейского народа, по вместе с тем отчасти и о греко-римлянах, имевших своего представителя в суде над И. Христом, а именно Пилата. По изъяснению св. И. Златоуста, «Премудрость Божия, проповеданная Апостолом, называется тайною потому, что мы созерцаем в ней не то, что видим: но одно видим, а другому веруем. Таково свойство наших тайн. Иначе взираю на них я, иначе неверный. Слыша о крещении, он представляет одну воду; а я вижу не только видимое, но и невидимое: очищение души, совершаемое Духом».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы

Эту сокровенную втайне премудрость представители мудрости и силы плотской не узнали и тогда, когда она явилась на земле в лице Господа Иисуса Христа. Они распяли Его, Господа Славы воплотившегося. Они смотрели на эту тайну сокровенную с видимой ее стороны, и не видели ничего славного в ней.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible