Скрыть
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Не знаете ли, что храм Божий (есте) вы, и Дух Бога посредством дел живет в вас?

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-18 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым

Сказав: «у кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон», он присовокупил: «впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Что сказать об этом? Рассмотрим, во-первых, что такое основание, что золото, что драгоценные камни, что сено и солома. Основанием он сам ясно назвал Христа: «основания иного, – говорит, – никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11, 14–15); а здание, мне кажется, означает дела. Правда, некоторые утверждают, что здесь говорится об учителях и учениках, и о нечестивых ересях; но смысл речи не допускает этого. Ведь, если так, то как же дело погибнет, а назидающий спасется как бы из огня? Виновнику тем более надлежало бы погибнуть, а здесь большему наказанию окажется подвергшимся тот, кто был назидаем. Если учитель был виновником зла, то он и достоин большего наказания: как же он спасется? Если же он не виновен, а ученики сделались такими по собственному развращению, то хорошо назидавший вовсе не заслуживает наказания или какого-нибудь вреда: как же говорится, что он потерпит урон? Отсюда видно, что здесь идет речь о делах. Намереваясь говорить о кровосмеснике, апостол заранее и еще задолго делает к тому вступление. Он, обыкновенно, рассуждая о каком-либо предмете, в этом самом рассуждении наперед намекает на другой предмет, к которому намеревается перейти. Например, укоряя коринфян за то, что они не дожидаются друг друга на вечерях, он сделал вступление к речи о таинствах. Так и здесь, намереваясь говорить о кровосмеснике и сказав об основании, присовокупил: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор.3:16–17). Этими словами он уже устрашал и потрясал душу кровосмесника. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы». После веры нужно назидание; потому, и в другом месте он говорит: «утешайте друг друга сими словами» (1Сол.4:18). В назидании участвуют вместе и художник и ученик; потому он и говорит: «но каждый смотри, как строит».

Если бы это было сказано о вере, то было бы сказано неосновательно. В вере должны быть все равны, потому что вера одна; а в делах жизни не все одинаковы. Вера не бывает ни хуже, ни лучше, но одинакова у всех истинно верующих; а в жизни одни ревностнее, другие беспечнее, одни исправнее, другие небрежнее, одни делают больше, другие меньше, одни грешат тяжелее, другие легче. Потому апостол и сказал: «золото, серебро, драгоценные камни, дрова, сено, солома. Каждого дело обнаружится». Здесь Он говорит о делах. «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон». Если бы это было сказано об учениках и учителях, то учителям не надлежало бы терпеть наказания, если ученики не слушали их. Потому Он и говорит: «каждый получит свою награду по своему труду», не по окончанию дела, а по труду. Что ему нужды, если слушатели не внимали? И отсюда также видно, что здесь говорится о делах. А смысл слов следующий: кто при правой вере ведет худую жизнь, того вера не защитит от наказания, когда дело будет гореть. Сгорит, значит – не перенесет силы огня. Если бы кто с золотым оружием переходил огненную реку, то перешел бы ее со славою; а если напротив кто станет переходить ее с сеном, тот не только не будет иметь успеха, но и погубит самого себя: так бывает и с делами. Говоря это, апостол разумеет не действительное сожжение людей, но желает внушить сильнейший страх и показать, что живущий порочно находится в опасности. Потому и говорит: «потерпит урон»: вот первое наказание. «Сам спасется, но так, как бы из огня»: вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: «как бы из огня». Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: «грех царствовал» (Рим.5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно.

Далее говорит: «разве не знаете, что вы храм Божий?». Сказав прежде о разделявших Церковь, он теперь касается кровосмесника, намекая, хотя неясно и неопределенно, на его развратную жизнь и показывая великость его греха из дарованной ему благодати. Также и других вразумляет тем самым, что они уже получили. Таким образом он направляет к одной цели и будущее и настоящее, и прискорбное и приятное; будущее: «ибо день покажет, потому что в огне открывается»; настоящее: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог».

Видишь ли, какова сила речи? Впрочем доколе не открыто лицо (обличаемого), дотоле обличение не так тяжко, потому что все разделяют страх укоризны. Того покарает Бог, т. е. предаст погибели. Здесь апостол не проклинает, а предсказывает. «Храм бо Божий, – говорит, – свят есть», и присовокупляет: «а этот храм – вы». Никто не обольщай самого себя. И это (относится) к нему, так как он считал себя чем-то важным и хвалился мудростью. А чтобы не поразить его слишком много, апостол, приведши его в страх и трепет, опять предлагает общее обличение и говорит: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор.3:18). Обличает с великой силой, как уже довольно вразумивший их. Хотя бы кто был богат, хотя бы благороден, он будет презреннее презренных, если впадет во власть греха. Как царь, если делается рабом варваров, бывает несчастнее всех, так действует и грех. Грех есть варвар, который, однажды пленив душу, не щадит ее, но мучит ее на погибель подпавших власти его.

Гомилия 9 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Обращает речь к согрешившему. И смотри, как успешно приводит его в стыд. Именно; благодатью, данной нам, то есть обитанием в нас Духа, пристыжает согрешившего, хотя и не выставляет ясно лица его, но говорит вообще. Между тем, если мы храм Божий потому, что в нас живет Дух, то следует, что Дух есть Бог.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас

Что выше сказал: вы Божие здание (стих 9), то же теперь говорит: храм Божий есте. Выразил это вопросом: не весте ли, показывая несомненность сей истины и общеизвестность ее. Они все знали, что так есть, потому довольно было вопросом посильнее вставить сию истину в сознание, чтоб ею вразумить, не распространяясь в объяснении ее и доказывании. С сознанием, что они все один храм Божий, должно было прийти на мысль и то, что храм обыкновенно хотя есть многочастное здание, но единое, нераздельное. При этой мысли совесть не могла им не напомнить: у нас же что? – Мы разошлись по разным главам, кто под одного, кто под другого, кто под третьего учителя. Выходит, мы разломали храм Божий на части, здание Божие разорили. И Дух Божий живет в вас. И это также всем было ведомо. Ибо все явно принимали чрез возложение рук дар Святого Духа, и Он действия Свои проявлял осязательно в собраниях их. Что напоминает сим Апостол? – То, что разделение, начавшееся среди них, может повесть к тому, что Дух Божий отойдет от них. Как сосуд, пока не разбит, держит в себе и хранит аромат какой, а когда разобьется, аромат выходит, так и у них могло быть, что по причине разделения, они лишатся Духа. Эти слова относятся ко всему обществу и его вразумляют, а следующие касаются прямо вождей разделения.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Бойся же, человек, осквернять свое тело чем бы то ни было: оно – Божий храм; оно – не твоя собственность, потому что создано Богом, и главное – куплено вместе с душою твоею ценою Крови Сына Божия. Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что мы – не свои, а собственность Сына Божия. Будем держать себя в чистоте, приличной всеочищающему, всесовершенному, Животворящему Духу.

Дневник. Том I. 1856


Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты [выронил] реку слез. Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О, ослепление человеческое! О, Душе благий!

Дневник. Том II. 1857–1858


Видите, Бог всегда с нами. И как Ему не быть с нами, когда мы – Его дыхание? Ангелы и очищающие себя от всякой скверны плоти и духа христиане – угодные, самые приличные храмы Его.

Бог с нами всегда, потому что мы сейчас умираем внутренно, когда Он отвергает нас от лица Своего и отнимает от нас Духа Своего Святого. Мы зовем тогда в пустыне сердца своего, и нас никто не слышит: в нас бывает противник Богу и нам и, когда мы взываем сердцем к Богу, он противится этому и сильнее мучит нас. О! Тогда мы познаем, что без Бога мы пропали, – одну минуту тяжело жить без Него.

Дневник. Том III. 1859–1860

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святых храмах
 

Сектанты говорят: 1Кор.3:16: «вы – храм Божий»

1Кор.6:19: «тела ваши суть храм... Святого Духа»...

Православный ответ: Верно, каждый христианин есть храм, если в него входит дух Святой, но храм вещественный, само собой, должен быть. Антихрист придет и будет глумиться над храмом Божиим (2Фес.2:4). А сектанты – антихристовы приспешники, еще до пришествия отца своего антихриста, теперь уже глумятся над храмами Божими.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Павел говорит о том, что мы храм Божий, чтобы мы знали о том, что и в нас живет Бог, а ведь необходимо, чтобы Бог жил в Своем храме. А поскольку апостол говорит о Духе Божием, что Он обитает в нас, то обозначается словом Бог и понимается под словом Бог здесь Дух Святой.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Храмом Божиим называет здесь Апостол общество верующих в Иисуса Христа, которое прежде (ст. 9) называл он Божиим зданием или строением и нивою. Этот образ, представляющий верующих в истинного Бога, употребляем был и в ветхом завете (Левит. 26:12; сл. 2Кор. 6:16; Езек. 37:27). Храмом Божиим называются верующие в Иисуса Христа потому, что они посвящают себя на служение истинному Богу, и, как говорит святой Павел, Дух Божий живет в них, разделяя каждому особо различные благодатные дары, по его потребности и достоинству, как Ему, премудрому и всеблагому Духу, угодно (1Кор. 12:11). Сам Господь Спаситель учит: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим (Ин. 14:23). Так и все верующие в Иисуса Христа суть храм Божий, и каждый член Христовой Церкви также есть храм Божий, или обитель Божия.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.16-17) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? – храм бо Божий свят есть, иже есте вы.

Штундисты говорят, что не должно быть иных храмов, кроме того храма, какой представляет из себя, по словам апостола Павла, каждый верующий. Но нельзя отрицать и того, что все верующие, по словам ап. Петра, должны составлять один духовный храм (1Петр.2:5), который, конечно, называется храмом не напрасно, но потому, что и в нем живет Господь, живет Дух Святой. Если же мы вспомним, что, по словам Самого Иисуса Христа (Мф.5:34-35), небо есть престол Божий, земля – подножие Божие, что, следовательно, и весь мир есть храм, жилище Божие, то еще яснее будет, что верующий составляет не единственный храм, не единственное жилище Божества. Ясно, что внутри каждого верующего Господь обитает для его освящения (1Кор.3:17), в обществе или собрании верующих – для их соединения (1Кор.3:12,13), во всем мире – для дел промышления. Если же верующий не есть единственный храм, то слова апостола: храм Божий есте уже нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его (ср. Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46; Ин.2:17; Деян.7:47). В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих (Мф.18:19; ср. 3Цар.8:29), и для таинственного сообщения с ними (ср. Деян.22:17-18).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы

Еще более навлекает на себя ответственность тот, кто портит уже выстроенное здание, которое есть не иное что, как храм или жилище Самого Бога. - И дух Божий живет в вас. Эти слова Ап. прибавил для того, чтобы объяснить, каким образом верующие - каждый в отдельности и все вместе, как Церковь - стали жилищем Бога. Это сделалось, согласно обетованию Христа Спасителя, потому, что в них вселился Дух Божий (ср. Ин XIV:23 и 25). - Бог покарает - точнее: разорит (φθερει̃), как человек разоряет (φθείρει) храм Божий. - Свят, т. е. посвящен и принадлежит Богу. - Кого так строго осуждает здесь апостол? В Коринфе большинство христиан были, по выражению апостола, люди плотские, младенцы во Христе (III:1-4). К таким людям Ап. не мог обращаться с таким строгим приговором. Но было там некоторое число людей, которых Ап. называет душевными (II:14). Это были, так называемые, Христовы, увлекавшиеся мудростью века сего и привносившие ее в жизнь христианской общины. Этою мудростью они отравляли религиозно-нравственную жизнь коринфских христиан и портили так хорошо начатое Павлом и укрепленное Аполлосом дело устроения Церкви в Коринфе. - Почему Ап. не обращается прямо к виновникам разлада, а ко всей христианской Церкви? Потому, вероятно, что среди Церкви коринфской замечалось уже священное негодование против партии Христовых (ср. Флп III:2: «берегитесь псов, берегитесь злых делателей». Здесь Ап. не считает нужным употреблять подобных сильных фраз, потому что лжеучители имели менее успеха, чем в Филиппах).

См. также Толкование на 1Кор. 3:5

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы

Возбуждая взаимное сердечное уважение христиан друг к другу, в целях взаимного направления их к освящению и спасению, Апостол напоминает Коринфянам, что христиане составляют из себя не простое здание, но святой храм, в котором живет Дух Божий; посему, кто развращает христиан какими-либо ложными толками, а тем паче лжеучением, тот не только не созидает сего храма, но вносит в него разрушительные материалы, могущие служить к его унижению и осквернению, тогда как в нем, как храме Божием, должно быть только святое и вечно неразрушимое. Понятно, что разорители и осквернители должны понести кару соответственную и важности храма Божия и дерзости дела их. «Этот храм, говорит ап. Павел Коринфянам, – вы. Пока Апостол был среди их, то они созидались право; Аполлос продолжал дело Божие тоже в духе Павла, верно, безукоризненно. Но когда Аполлос отбыл оттуда, там поднялись более других образованные и говорливые, и выступили в качестве вождей. На них-то Апостол и метил, говоря о разорении храма Божия, но делает это пастырски-премудро, не упоминая их лично, поставляя дело так, что, как они, так и другие могли видеть, какое страшное дело они начинали, сами не разумея всей великой его опасности.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Святой Апостол напоминает коринфянам уже известную им истину, что все они составляют храм Божий, в котором обитает Дух Святой, вселившийся в них по крещении. Напоминая им об этом, он дает им понять, что как храм есть единое целое, то и они должны составлять одно, а не делиться на партии по учителям, и что своим разделением они разрушают единый храм, и дух Божий оставит их. Это он говорил в предостережение всем коринфянам. Но особенно строго напоминает об этом учителям их, и грозит за разделение наказанием Божиим.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible