Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 3:9
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
Божии, ведь, (ибо) мы сотрудники и все мы к одному стремимся - угодить чрез вас Богу.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 7-9 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
«Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:7). Видишь ли, как он смягчает речь свою, чтобы они не ожесточились, если бы он сказал: кто такой-то и такой-то? То и другое неприятно, т. е. сказать ли: кто такой-то и такой-то, или сказать: «и насаждающий и поливающий есть ничто». Чем же он смягчает эти слова? Тем, что принимает уничижение на свое лицо: «кто Павел, кто Аполлос?», и тем, что все относит к Богу, даровавшему все: сказав, что он насадил и что насаждающий есть ничто, присовокупляет: «но возращающий Бог». Не останавливается и на этом, но для той же цели присовокупляет еще следующее: «насаждающий же и поливающий суть одно» (1Кор.3:8). Вместе с тем он этим внушает, чтобы они не превозносились друг пред другом. Одно называет их в том отношении, что они ничего не могут без возращающего Бога. Этими словами он не дозволяет и много трудившимся превозноситься пред теми, которые совершили менее, и последним завидовать первым. Но чтобы не подать повода к нерадению той мыслью, что все, и много и мало трудящиеся, суть одно, он далее, смотри, как предупреждает это: «но каждый, – говорит, – получит свою награду по своему труду». Как бы так говорит: не бойся, когда я говорю, что они суть одно; они одно по отношению к делу Божию, но не одно по трудам своим, а «каждый получит свою награду». Внушив то, что хотел, он потом еще более смягчает речь и с любовью говорит им приятное столько, сколько можно. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9). Видишь ли, как он и им (учителям) приписывает не малое дело, доказав наперед, что все принадлежит Богу? Он всегда увещевал повиноваться предстоятелям; потому не слишком уничижает и учителей. «Вы Божия нива». Сказав: «я насадил», он продолжает метафору. Если же вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, так как нива называется именем не земледельца, а господина ее. «Вы Божие строение». Также и строение принадлежит не строителю, а господину. Если же вы – строение, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет и строения. Если вы – нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Единомышленники Ариевы и Евномиевы Сыну не усвояли сего названия, именуют же Его работником, а божественный Апостол и проповедников истины называет споспешниками Божиими. Но и в сем великая разность: один споспешествует, как сын, а другие, как благонамеренные рабы, исполняют Божию волю. «Божие тяжание, Божие здание есте». И здание, и тяжание не того или другого, но Бога всяческих.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
Соработники у Бога - это те, кто, видя, как яд гордости проникает в сердце брата, тут же, не медля, пытаются спасти его целительным смирением.
Проповеди
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо мы соработники у Бога
Мы учители - соработники Божии, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами; ибо все Божие.
А вы Божия нива, Божие строение
Сказав выше: я насадил, продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание: то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собой, а не в разделении.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте
Показывает причину, почему труд ценится. Потому что мы сотрудники Божии. Ему угодно было избрать нас в орудия соделания спасения вашего и других; Он и ценил труд наш, ибо чрез него исполняется Его отеческое хотение спасать. «Мы, учащие, говорит, есмы сотрудники Божии, содействующие намерению Его, спасти всех хотящего; но не мы содеватели или дарователи самого спасения. Ни презирать нас не следует, яко сотрудников Божиих, ни нам возноситься: ибо все Божие» (Феофилакт).
Мы, соработники Богу, а вы – Божие тяжание – γεωργιον,– Божия нива, но не праздно стоящая, а возделываемая, вы – земледелище. Божия нива есть и Богу принадлежащая, и Богом возделываемая.– К этому сравнению, прежде начатому, прилагает новое – со зданием. Вы Божие здание,– οικοδομη,– не конченное и праздно стоящее, но здание, в процессе созидания, вы – созидаемое Богом здание.– Отсюда следует: итак, вы должны все свое к Богу относить, и Божиими себя считать, а не Павловыми или Аполлосовыми. «Если вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, ибо нива называется именем не земледельца, а господина ее. Божие здание есте. Также и здание принадлежит не строителю, а господину… Если вы – здание, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет здания. Если вы – нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия» (святой Златоуст).
Это разъяснение значения святых Апостолов должно было отрезвить и заправлявших толками, и тех, кои увлекались ими. Они, верно, представляли себе Апостолов философами, которые сами изобретали свою философию и свое имя давали и философии, и последователям; Апостол показал, что такое понятие неприложимо к ним, и тем разорил основу, на которой утверждались толки. Это похоже на прежнее: Еда Павел распятся по вас?
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
3.9 (церк-сл.) Бо́гу бо есмы́ споспе́шницы: Бо́жие тяжа́ние, Бо́жие зда́ние есте́.
Человеки были Апостолы, якоже и мы: како убо Павел глаголет: «Богу есмы споспешницы»? Человек - споспешник Божий? Сие кажется несовместно. Однако ж если рассмотрим настоящее знаменование слова сего, споспешник: то не найдем в том ни малой противности. Споспешник есть тот, которой с другим кем-либо делает одно и то же дело: в каковом смысле раб споспешник бывает Владыке, воин Царю, но дело относится ко Владыке, а к не рабу: к Царю, а не к воину. Павел сперва назвал себя, равно как и Аполлоса, служителем, говоря: «Кто есть Павел, и кто Аполлос, точию служителие?» (1Кор.3:5) А потом споспешником: «Богу есмы споспешницы», дабы тем показать, что Бог и они едино и тое же содевают дело, то есть, дело спасения человеческого: Бог яко Владыка и Царь, а они яко рабы и служители. Пoелику же он, прежде о том, что насадил, то есть первый посеял в сердцах Коринфян семена веры, говорил в смысле переносном, то и теперь продолжает говорить в том же смысле. «Божие тяжание, Божие здание есте». Вы, говорит, Коринфяне, Божие тяжание есте, то есть, насаждение, которое насадил Бог: или, как сказал Исаия, «насаждение Господне во славу» (Ис.61:3): Божие здание есте, потому что вы есте Церковь, созданная Богом. И так имена сии тяжание и здание, обличают безумное их друг от друга отторжение. Ибо расторгни растение, оно иссохнет: расторгни здание, оно сокрушится. Пoелику они были и тяжание Божие и здание Божие: то безрассудно называли себя иные Павловыми, иные Аполлосовыми, а иные Кифиными? (1Кор.3:4) Безрассудно чествовали себя и хвалились именами споспешников и служителей, а не паче именем Начальника и Владыки Иисуса Христа.
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
Богу есмы поспешницы, пишет Апостол; Божие тяжание, Божие здание есте. «Мы – соработники у Бога; а вы – Божия нива, Божие строение». И Апостолы, и другие проповедники Евангелия – соработники у Бога, или делают вместе одно дело Божие. Это дело – попечение о спасении душ. Это дело Апостол раскрывает под образом Божией нивы или Божиего строения, говоря: «А вы – Божия нива, Божие строение». Проповедники Евангельского учения уподобляются работникам на ниве, на которой они сеют слово Божие; а поучаемые, как нива, принимают семена слова Божия. Нива называется Божиею, потому что она принадлежит Богу, и по Его всеблагому попечению производится возделывание нивы; на ней сеются семена слова Божия, и соработники – сеющие, также сеют по воле Божией, призванные к сему делу Духом Божиим. Выше Апостол раскрыл это так: Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог – возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду (1Кор. 3:5–8).
Божие здание есте. «Божие строение». Другое подобие. Проповедники слова Божия сравниваются с работниками при каком-нибудь строении; а слушающие проповедь Евангельскую уподобляются зданию или строению. Называются они Божиим строением потому же, почему называются и Божиею нивою. Этот образ ясно раскрывается в словах того же Апостола в послании к Ефесянам: Вы уже не чужие и не пришельцы, пишет Апостол, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устраиваетесь в жилище Божие Духом (Ефес. 2:19-22).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
Три раза упоминает здесь Ап. имя Божие. Этим он хочет показать, что Бог один только может быть судией работников. - Соработники у Бога - правильнее: соработники Бога, т. е. трудимся с Богом в одном деле (ср. ст. 6-й). - Нива представляется у апостола еще возделываемою, а строение - еще продолжающимся.
См. также Толкование на 1Кор. 3:5
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Кто Павел? кто Аполлон? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос
Говоря о разделении Коринфян на партии по учителям, ап. Павел опять называет Коринфян плотскими, как смотрящих с низшей человеческой точки зрения, тогда как здесь нужно смотреть на всех, как на служителей Божиих, или как на работников, делающих различные дела, какие кому поручает творить Владыка-Господь на Его святой ниве (Царствия Божия), Им Одним возращаемой и для Него пожинаемой (Мф. 13:40). Кроме нивы, Коринфские христиане еще сравниваются с зданием, глубочайшею основою которого служит Сам Иисус Христос; Апостолы же сравниваются с строителями, из которых один полагает основу, другой дальнейшую кладку, но не иначе, как сообразно с начальною основою, тем более, что эта основа есть вместе с тем содетельная и содержительная Божия Премудрость и Сила, Которая делает церковь непреклонною, недвижимою. И в обыкновенных зданиях основанием определяется объем, план и характер здания, если его строит мудрый архитектор, тем более строгое единство и согласие должно царить в устроении живых зданий, душ человеческих. Таким образом, сравнением церкви с зданием на едином основании (Христе) Апостол внушает Коринфянам, а чрез них и всем христианам, что, при создании внутренней храмины нашей, прежде всего и более всего должно сообразоваться с Основою, на Которой зиждется в нас царствие Божие, с тем, что требует от нас высший наш Архитектор, а потом слуги Его. «Будем строить», говорит святой И. Златоуст, «на этом основании и держаться на нем, как ветвь на лозе виноградной, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом; ибо, если отделиться, то немедленно погибнешь. Будем же прилепляться к Нему, и прилепляться делами: ибо соблюдаяй, говорит, заповеди Моя, той во Мне пребывает (Ин.14:20-21)». Ап. Павел, сравнивая себя с мудрым строителем, полагающим основание (1Кор. 3:10), по-видимому многое приписывает себе. Но по замечанию преосв. Феофана, «здесь не та мысль, что он называет себя премудрым, тут только сравнение. Сила мысли не в мудрости строителя, а в прочности основания и в том, что это основание единственное. Это предопределенное основание, как разъясняет Апостол далее, есть И. Христос, Которого краеугольным камнем называли пророки (Ис. 28:16), Сам Он (Мф. 21:42) и святые Апостолы (1Пет. 2:4).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение
Показывает причину, почему труд ценится. Потому, что мы – сотрудники Божии. Ему угодно было избрать нас в орудие устроения спасения вашего и других. Он и ценит труд наш, ибо через него исполняется Его отеческое намерение – спасать. Мы – сотрудники, а вы – нива, Богом возделываемая, здание, Богом созидаемое, следовательно, вы – не Павла или Аполлоса должны считать своими учителями и ими хвалиться, а принадлежать Богу, и все свое относить к Нему.Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: в свое оправдание за отпадение от православной Церкви и образование общин указывают на 1Кор.3:10.
Ответ: Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоценных камней) и устроять из себя дом духовный – «Божие строение» (1Кор.3:9; Еф.2:21-22). Сектанты не строят, а «разоряют храм Божий» (1Кор.3:17), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Таких «строителей» (расточителей) апостол осудил (Гал.1:8-9), и «покарает Бог» их (1Кор.3:17; Мф.21:44), и «делу» их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В 1Кор.3:10-23 апостол Павел внушает своим преемникам – пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви («строения Божия»), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно. Золото, серебро, драгоценные камни означают, вообще, прочный, дорогой материал, соответствующий по качествам основанию (1Кор.3:11); таким прочным материалом служит здравое учение, согласное учению Церкви Христовой, и христианские добродетели.* Дерево, сено, солома означают превратные понятия и суждения (1Кор.12:15), увлечение человеческою мудростью (1Кор.3:18), неразумное пользование свободой христианской (1Кор.8-11), наконец, порочную жизнь (1Кор.5-6). В день суда Божия (1Кор.3:13) будет испытано достоинство дел пастырей и всех верующих («Огонь» – символ испытания, суда Божия). Чье дело устоит на суде, тот получит награду, а чье дело не выдержит испытания, тот «сгорит»,** лишится награды («потерпит урон»); «впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня”: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме: один выбежит невредимым, другой – опаленным, а иной и сгорит в огне. Так будет с худыми строителями. Одни будут помилованы, другие будут наказаны, смотря по степени вины, а иные пойдут в огонь вечный.
** - «Материей и пищей для этого огня», – говорит Ориген, – «служат наши грехи, которые апостол называет деревом, травою и соломою». Творения. Вып. 1, кн. 2, гл. 10. г., стр. 165.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых (Гал.3:28; Кол.3:11).
Ответ:
Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных.
Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), – есть пастыри и пасомые (1Пет.5:1-5); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им (Евр.13:17 (*)); «рабы, повинуйтесь господам своим» (Еф.6:5); «дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф.6:1); «жены, повинуйтесь своим мужам» (1Пет.3:2); «будьте покорны всякому человеческому начальству» (1Пет.2:13-18; Рим 13:1-6).
Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов (1Кор.12:14-26). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело (1Кор.12:27-28).
Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. (1Кор.12:29–30).
----------------------------------------------------------------------------
* - На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?