Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Знаете, ведь, что чрез Евангелие я вас родил.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

«Ибо, хотя у вас тысячи, говорит, наставников во Христе, но не много отцов» (1Кор. 4:15). Здесь он указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви; не укоряет их, присовокупив: «во Христе», но утешает, назвав не льстецами, но наставниками тех, которые принимают на себя заботы и труды; также выразил и свое попечение. Потому не сказал: не много учителей, но: не много отцов. Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много они получили от него пользы, но согласившись, что и другие учители много потрудились для них, – а таково свойство наставника, – преизбыток любви усвояет себе, так как это свойство отца. И не говорит только, что никто так не любит их, как он, – это было бы недоказательно, – но указывает и на самое дело. Какое? «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Во Христе Иисусе: я, говорит, не приписываю этого себе самому. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. «Ибо печать, – говорит, – моего апостольства – вы» (1Кор. 9:2); и еще: «я насадил» (1Кор. 3:6); а здесь: «я родил». Не сказал: я возвестил слово, но: «я родил», употребив выражение близкое к природе, так как он старался об одном, как бы выразить любовь, которую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Сказав им: «как детей», и желая показать, что это не слово лести, он указывает на дело.

Гомилия 13 на 1-е послание к Коринфянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.14-15 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 

И доказывает, что они действительно – порождение его. Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им евангельское учение.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов

Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они - наставники, а я - отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова во Христе приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.

Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще бо и многи пестуны имате, о Христе, но не многи отцы; о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих

«Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им Евангельское учение» (Феодорит).

Пестуны суть учители, которые назидали их после святого Павла. Здесь разумеется Аполлос и свои коринфские наставники. При словах: чада возлюбленная иной мог подумать: «Что же? другие разве нас не любят? – Апостол отвечает будто: любят, но не так, как я. Они пестуны – педагоги, а я отец. Как в рассуждении детей отец – один, а пестунов бывает много, и против любви одного отца многого не достает в расположении тех многих, так и в рассуждении вас» (Феофилакт). «Апостол указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви. Он не укоряет других учителей, присовокупив: о Христе, и назвав их не льстецами, а пестунами, в означение, что они имели об них заботы и трудились ради их; но выразил и превосходство своей любви, и своего о них попечения, сказав: не многи отцы.– Таким образом, он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много получили они от него пользы, но, согласившись, что и другие учители много потрудились для них,– ибо таково свойство пестунов,– преизбыток любви усвояет себе, ибо таково свойство отца. И не говорит только, что никто не любит их так, как он,– это было бы не доказательство,– но указывает и на самое дело. Какое? – О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих.– О Христе Иисусе: я не приписываю, говорит, этого самому себе. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. Ниже скажет: печать моего Апостолства вы есте (1Кор. 9, 2); выше сказал: аз насадих (3, 6); а здесь говорит: аз – родих. Не сказал: я возвестил слово, но: аз родих, употребив выражение, близкое к природе, ибо он старался об одном, как бы выразить любовь, какую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитывали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Так, сказав им: якоже чада, и желая показать, что это не слово лести, он указал на дело» (святой Златоуст).

Рождены коринфяне, то есть стали христианами, не чрез одно благовествование, но благовествование положило начало сему рождению и освещало все производство дела; потому и стоит одно. Бывает же рождение о Христе так: благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым или Христом.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.

Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».

Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».

1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...

Гал.4:19. «Дети мои!»

1Ин.2:1. «Дети мои!»

1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»

Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Этими словами апостол Павел показывает коринфянам, что никто не сможет любить их такой любовью, какой любит их сам.

На Послания к Коринфянам

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 14-16 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

     Первый проповедник слова веры в Коринфе был Апостол Павел, где и претерпел он много страданий от находящихся там Иудеев и Еллинов (Деян.18:17), и где также «мнози от Коринфян слышавше, вероваху и крещахуся» (Деян.18:8). После же Павла Аполлос и другие проповедники веры приходили в Коринф и учили там. Сих-то он нарицает наставниками, потому что и они наставляли их во благочестии, себя же самого именует отцом, так как он первый проповедывал им Евангелие, и обратив от поклонения идолам в истинную Христианскую веру, отродил их, соделав из плотских людей духовными, и из земных небесными. Пишу, говорит, сие, то есть эти обличения к вам, Коринфяне, не да посрамлю лица ваши, но да научу вас, яко детей моих возлюбленных. Ибо хотя вы имеете и многих наставников, однако же не имеете многих отцов, могущих с таковым дерзновением и любовию обличать вас во грехах и не обинуясь давать вам советы: потому что я один вам отец по духу: родил вас, научив Евангельской вере. Поколику убо я имею право именоваться вашим отцем? Сего ради молю вас, подражайте мне. Подражайте моей вере во Христа, моей любви, моему смирению, моей надежде, моей ревности и прочим добродетелям. Один токмо Павел, и ежели есть кто другой достигший до совершенства добродетели его, может с дерзновением сказать: «подражайте мне, как я Христу».

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов. Хотя вы имеете много наставников или тысячи наставников (определенное число поставлено вместо неопределенного), по отношению к христианской вере, но немного отцов. Наставниками детей или педагогами (παιδαγογοί) у греков обыкновенно бывали свободные домашние слуги или лучшие рабы, которых постоянному надзору отцы поручали своих детей. Они обыкновенно бывали корыстолюбивы, строги и взыскательны; но не были любвеобильны и нежны к детям, как добрые отцы. С такими наставниками детей сравнивает Апостол многих Коринфских учителей (2Кор. 11:13, 20).

Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Павел объясняет, почему он любит Коринфян, как нежный отец: он первый просветил их Евангельским учением и возродил в новую духовную жизнь благодатью Христовою. Поэтому апостолу Павлу по праву принадлежит преимущество отца; он с немалым трудом и с многими заботами извлек их большею частью из тьмы язычества, бывши в Коринфе около полутора года. По удалении Павла из Коринфа, явились в Коринфе многие учители, одни за другими. Они не могли быть для Коринфян тем, чем был для них апостол Павел: они строили на основании, которое положено им (1Кор. 3:10, 11), и многие из них строили, как видно из второго послания апостола Павла к Коринфянам (2Кор. 11:13, 20), не довольно согласно с положенным основанием, – искали более своей славы и своих выгод, чем истинной пользы Коринфян, и многие строили, скажем словами Павла, из дерева, сена, соломы, иные же не строили, а разоряли то строение, которому положил твердое основание Павел, что можно видеть из предостережения Апостола (1Кор. 3:17). Поэтому он с ревностью любвеобильного отца заботится об истинном благе Коринфян, об их спасении чрез веру в Иисуса Христа и с ревностью предохраняет их от всех опасностей, или вредных влияний со стороны помянутых наставников, и, после сделанных вразумлений, как на живое правило, указывает им на самого себя, и призывает их к подражанию своему примеру.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу

Тысячи наставников. Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – Я родил вас. Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – Посему… Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор. 4:6

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцев: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Впавши в превозношение, Коринфяне как бы отступили от указанного им руководства. Поэтому Апостол поставляет пред ними примеры, прямо противоположные их поведению. Примерами злострадания за веру богато и ветхозаветное время, но Апостол указывает Коринфянам такие примеры в лице святых Апостолов и даже в самом себе, как более знакомом и близком им лице, как их наставнике отце, которому они должны уподобляться по силе духовного рождения от него, так как это рождение гораздо сильнее соединяет чад с возродившими их отцами по духу, чем это бывает по силе естественного рождения. Хотя в этой задушевной речи Апостола не было ничего оскорбительного, однако он, имея в виду ее резкую прямоту, счел должным оговориться и заявить о своей отеческой любви, по силе и власти которой он так говорил им. Назвав Коринфян детьми, а себя отцом, Апостол, чтобы не дать повода им подумать о нем более, чем должно, напоминает им, что, как крещение и просвещение христианскою верою совершается не во имя разных наставников, которых может быть множество, во имя Единого Господа Спасителя нашего, так и жизнь христианская должна быть подобна Его многострадальной жизни, ибо несть раб болий Господа своего (Ин. 15:20).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

После меня у вас, говорит, явилось много пестунов-наставников. Они может и любят вас, но никто из них не любит вас так, как я люблю вас, ибо я родил, возродил вас к новой, благодатной жизни во Христе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible