Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 4:15
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Знаете, ведь, что чрез Евангелие я вас родил.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
«Ибо, хотя у вас тысячи, говорит, наставников во Христе, но не много отцов» (1Кор. 4:15). Здесь он указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви; не укоряет их, присовокупив: «во Христе», но утешает, назвав не льстецами, но наставниками тех, которые принимают на себя заботы и труды; также выразил и свое попечение. Потому не сказал: не много учителей, но: не много отцов. Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много они получили от него пользы, но согласившись, что и другие учители много потрудились для них, – а таково свойство наставника, – преизбыток любви усвояет себе, так как это свойство отца. И не говорит только, что никто так не любит их, как он, – это было бы недоказательно, – но указывает и на самое дело. Какое? «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Во Христе Иисусе: я, говорит, не приписываю этого себе самому. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. «Ибо печать, – говорит, – моего апостольства – вы» (1Кор. 9:2); и еще: «я насадил» (1Кор. 3:6); а здесь: «я родил». Не сказал: я возвестил слово, но: «я родил», употребив выражение близкое к природе, так как он старался об одном, как бы выразить любовь, которую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Сказав им: «как детей», и желая показать, что это не слово лести, он указывает на дело.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И доказывает, что они действительно – порождение его. Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им евангельское учение.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов
Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они - наставники, а я - отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова во Христе приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.
Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Аще бо и многи пестуны имате, о Христе, но не многи отцы; о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих
«Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им Евангельское учение» (Феодорит).
Пестуны суть учители, которые назидали их после святого Павла. Здесь разумеется Аполлос и свои коринфские наставники. При словах: чада возлюбленная иной мог подумать: «Что же? другие разве нас не любят? – Апостол отвечает будто: любят, но не так, как я. Они пестуны – педагоги, а я отец. Как в рассуждении детей отец – один, а пестунов бывает много, и против любви одного отца многого не достает в расположении тех многих, так и в рассуждении вас» (Феофилакт). «Апостол указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви. Он не укоряет других учителей, присовокупив: о Христе, и назвав их не льстецами, а пестунами, в означение, что они имели об них заботы и трудились ради их; но выразил и превосходство своей любви, и своего о них попечения, сказав: не многи отцы.– Таким образом, он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много получили они от него пользы, но, согласившись, что и другие учители много потрудились для них,– ибо таково свойство пестунов,– преизбыток любви усвояет себе, ибо таково свойство отца. И не говорит только, что никто не любит их так, как он,– это было бы не доказательство,– но указывает и на самое дело. Какое? – О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих.– О Христе Иисусе: я не приписываю, говорит, этого самому себе. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. Ниже скажет: печать моего Апостолства вы есте (1Кор. 9, 2); выше сказал: аз насадих (3, 6); а здесь говорит: аз – родих. Не сказал: я возвестил слово, но: аз родих, употребив выражение, близкое к природе, ибо он старался об одном, как бы выразить любовь, какую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитывали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Так, сказав им: якоже чада, и желая показать, что это не слово лести, он указал на дело» (святой Златоуст).
Рождены коринфяне, то есть стали христианами, не чрез одно благовествование, но благовествование положило начало сему рождению и освещало все производство дела; потому и стоит одно. Бывает же рождение о Христе так: благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым или Христом.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.
Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».
Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».
1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».
Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...
Гал.4:19. «Дети мои!»
1Ин.2:1. «Дети мои!»
1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».
Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»
Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Этими словами апостол Павел показывает коринфянам, что никто не сможет любить их такой любовью, какой любит их сам.
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Первый проповедник слова веры в Коринфе был Апостол Павел, где и претерпел он много страданий от находящихся там Иудеев и Еллинов (Деян.18:17), и где также «мнози от Коринфян слышавше, вероваху и крещахуся» (Деян.18:8). После же Павла Аполлос и другие проповедники веры приходили в Коринф и учили там. Сих-то он нарицает наставниками, потому что и они наставляли их во благочестии, себя же самого именует отцом, так как он первый проповедывал им Евангелие, и обратив от поклонения идолам в истинную Христианскую веру, отродил их, соделав из плотских людей духовными, и из земных небесными. Пишу, говорит, сие, то есть эти обличения к вам, Коринфяне, не да посрамлю лица ваши, но да научу вас, яко детей моих возлюбленных. Ибо хотя вы имеете и многих наставников, однако же не имеете многих отцов, могущих с таковым дерзновением и любовию обличать вас во грехах и не обинуясь давать вам советы: потому что я один вам отец по духу: родил вас, научив Евангельской вере. Поколику убо я имею право именоваться вашим отцем? Сего ради молю вас, подражайте мне. Подражайте моей вере во Христа, моей любви, моему смирению, моей надежде, моей ревности и прочим добродетелям. Один токмо Павел, и ежели есть кто другой достигший до совершенства добродетели его, может с дерзновением сказать: «подражайте мне, как я Христу».
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов. Хотя вы имеете много наставников или тысячи наставников (определенное число поставлено вместо неопределенного), по отношению к христианской вере, но немного отцов. Наставниками детей или педагогами (παιδαγογοί) у греков обыкновенно бывали свободные домашние слуги или лучшие рабы, которых постоянному надзору отцы поручали своих детей. Они обыкновенно бывали корыстолюбивы, строги и взыскательны; но не были любвеобильны и нежны к детям, как добрые отцы. С такими наставниками детей сравнивает Апостол многих Коринфских учителей (2Кор. 11:13, 20).
Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Павел объясняет, почему он любит Коринфян, как нежный отец: он первый просветил их Евангельским учением и возродил в новую духовную жизнь благодатью Христовою. Поэтому апостолу Павлу по праву принадлежит преимущество отца; он с немалым трудом и с многими заботами извлек их большею частью из тьмы язычества, бывши в Коринфе около полутора года. По удалении Павла из Коринфа, явились в Коринфе многие учители, одни за другими. Они не могли быть для Коринфян тем, чем был для них апостол Павел: они строили на основании, которое положено им (1Кор. 3:10, 11), и многие из них строили, как видно из второго послания апостола Павла к Коринфянам (2Кор. 11:13, 20), не довольно согласно с положенным основанием, – искали более своей славы и своих выгод, чем истинной пользы Коринфян, и многие строили, скажем словами Павла, из дерева, сена, соломы, иные же не строили, а разоряли то строение, которому положил твердое основание Павел, что можно видеть из предостережения Апостола (1Кор. 3:17). Поэтому он с ревностью любвеобильного отца заботится об истинном благе Коринфян, об их спасении чрез веру в Иисуса Христа и с ревностью предохраняет их от всех опасностей, или вредных влияний со стороны помянутых наставников, и, после сделанных вразумлений, как на живое правило, указывает им на самого себя, и призывает их к подражанию своему примеру.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу
Тысячи наставников. Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – Я родил вас. Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – Посему… Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Кор. 4:6
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцев: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Впавши в превозношение, Коринфяне как бы отступили от указанного им руководства. Поэтому Апостол поставляет пред ними примеры, прямо противоположные их поведению. Примерами злострадания за веру богато и ветхозаветное время, но Апостол указывает Коринфянам такие примеры в лице святых Апостолов и даже в самом себе, как более знакомом и близком им лице, как их наставнике отце, которому они должны уподобляться по силе духовного рождения от него, так как это рождение гораздо сильнее соединяет чад с возродившими их отцами по духу, чем это бывает по силе естественного рождения. Хотя в этой задушевной речи Апостола не было ничего оскорбительного, однако он, имея в виду ее резкую прямоту, счел должным оговориться и заявить о своей отеческой любви, по силе и власти которой он так говорил им. Назвав Коринфян детьми, а себя отцом, Апостол, чтобы не дать повода им подумать о нем более, чем должно, напоминает им, что, как крещение и просвещение христианскою верою совершается не во имя разных наставников, которых может быть множество, во имя Единого Господа Спасителя нашего, так и жизнь христианская должна быть подобна Его многострадальной жизни, ибо несть раб болий Господа своего (Ин. 15:20).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
Николай Рудинский, священник (†1937)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
После меня у вас, говорит, явилось много пестунов-наставников. Они может и любят вас, но никто из них не любит вас так, как я люблю вас, ибо я родил, возродил вас к новой, благодатной жизни во Христе.