Скрыть
Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости

Итак, чего желаете? с жезлом придти мне к вам, со строгостью то есть, или с кротостию?

На 1-е послание к Коринфянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и Духом кротости

Павел сначала упомянул прут, чтобы затем утешить их духом кротости.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и Духом кротости

Эти слова заключают в себе много страшного и много кроткого. Когда он говорил: испытаю, то еще удерживал себя; а теперь, когда говорит: «что хотите? С жезлом прийти к вам?» – он восходит на седалище учителя и оттуда говорит с полной властью. Что значит: «с палицей»? Для наказания, для мучения, т. е. чтобы умертвить, или ослепить, как поступил Петр с Сапфирой (Деян.5:9), или как он сам с волхвом Елимой (Деян.13:11). Здесь он уже говорит не сравнивая себя с ними, но властно. И во втором к ним послании он выражает то же самое, когда говорит: «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (2Кор.13:3). «С жезлом ли придти, или с любовью?» А придти с палкой разве не было знаком любви? Да, было знаком любви; но сильно любящий не легко склоняется на наказание; потому он так и говорит. Потому, говоря о наказании, он не выразился: Духом кротости, но: жезлом, хотя и это было делом Духа, – так как есть Дух кротости и Дух крепости, – но он не желает называть Его таким образом, а приписывает Ему дела более кроткие. Потому и Бог, хотя посылает наказания, но чаще называется милосердым, долготерпеливым, богатым милостью и щедротами, а наказующим называется один или два раза, вообще очень редко и притом тогда, когда требует того необходимость. И посмотри на мудрость Павла: имея у себя власть, он предлагает им на выбор то и другое, и говорит: «что хощете?» – от вас это зависит. От нас зависит и то и другое, – попасть в геену, или получить царствие, – потому что так желает Бог. Вот, говорит Он, «огонь и вода: на что хочешь, прострешь руку твою» (Сир.15:16); и еще: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь,… то меч пожрет вас» (Ис.1:19–20).

Гомилия 14 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости

Жезлом называет наказание. Итак, говорит: от вас зависит, с тем или другим придти мне к вам. Если останетесь беспечными, то я приду и накажу вас, как Елиму (Деян. 13:8-11) Если же отрезвитесь, то поступлю с вами по духу кротости. Есть в нем и дух строгости и наказания, но он именует его с лучшей стороны, подобно тому, как и Бога называет щедрым и милостивым, а не карающим, хотя Он на самом деле и таков.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Что хощете? с палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости

Этими словами побуждает виновных к покаянию и исправлению. Он указал уже грех их, обличил ничтожество их гордения, сказал, что это в царстве Божием нетерпимо, ибо оно извергает из себя всякую призрачность и стоит только на существенном. Содержать так Церкви и верующих есть его апостольское дело. Отсюда само собою следовало, что если виновные, обличаемые не сознаются и не исправятся, то ему, пришедши к ним, ничего не останется, как произнесть над ними строгий приговор суда, а если покаятся и исправятся, то он примет их с любовию. Как исправление себя и неисправление в их власти, то от них зависит и то, каким придется явиться Апостолу по приходе к ним, кротким или строгим. Почему и говорит: что хощете? Хощете, чтоб я с палицею пришел к вам? Оставайтесь в своем гордении; а если не хощете этого, бросьте гордость и я явлюсь вам полным любви отцом.

Говоря: с палицею ли? он будто восходит на седалище судии и оттуда произносит слово с полною властию. Палица означает строгость власти, но она может означать и карательную силу, какою покараны Анания с Сапфирою (Деян. 5, 9) и Елима (13, 11) (святой Златоуст, Феодорит). Апостол употребил ее и среди коринфян, предавши сатане кровосмесника. Не дивно, что и здесь, предвещая строгость суда, он имел в мысли употребить в дело и такую силу, если бы потребовало того благо Церкви.

С палицею ли прииду, или с любовию? «А придти с палицею разве не было знаком любви? – Было знаком любви; но сильно любящий не легко склоняется на наказание, потому он так и говорит. Говоря о наказании, он не выразился подобно тому, как о кротости. Здесь говорит: с духом кротости, а там: с палицею; хотя и это было делом Духа, ибо есть Дух кротости и Дух крепости (строгости),– но он не желает называть Его таким образом, а приписывает Ему дела более кроткие. И посмотри на мудрость Павла: имея у себя власть, он предлагает им на выбор то и другое, и говорит: что хощете? От вас это зависит, подобно тому, как от нас самих зависит – попасть в геенну или получить царствие, потому что так угодно Богу. Се, говорит он, огнь и вода: на неже хощеши, простреши руку твою (Сир. 15, 16); и еще: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст (Ис. 1, 19–20)» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости

Прутом он назвал принуждающую силу Духа, которой воспользовался Павел против Елимы [волхва] и Бог – против самого Павла.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-21 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости

Так как из факта посольства Тимофея недоброжелатели Павла могли вывести заключение о том, что сам Апостол не явится в Коринф, то Ап. теперь извещает их, что он и сам придет туда. - Некоторые. Это, вероятно, были некоторые люди из партии Христовых(ср. 2Кор. X:9, 10; 2Кор. X:7 и XI:23). - Возгордились, т. е. стали думать, что они станут во главе Церкви. - Не слова, т. е. не стану обращать внимания на ораторское искусство гордых учителей веры. - А силу т. е. имеют ли они действительную силу Духа Божия, как источник новой жизни? Коринфяне не могут в этом деле разобраться как следует, а Апостол все раскроет! - Царство Божие. Это не будущее, небесное царство, а царство, которое существует уже здесь, в душах верующих. - Не в слове, а в силе, т. е. не там, где много и красноречиво говорят о высоких предметах и задачах, а там, где есть сила осуществлять эти задачи. - С жезлом. Как отец, Ап. в праве употреблять и меры строгости по отношению к своим духовным детям. Это - доказательство существования церковной дисциплины еще при апостолах.

См. также Толкование на 1Кор. 4:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились.  Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу. Ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовию и духом кротости?

Чем далее, тем определеннее и яснее показывает Апостол разные недостатки Коринфских христиан, а вместе с тем и резче возвышает обличительный пастырский голос свой, исполненный негодования и угроз. Как на особенный недостаток их он указывает на гордость. И так как гордость проистекает из ложного мнения о своих достоинствах, то он обещается проверить эти достоинства их, наперед однако заявляя, что достойна уважения только духовно-нравственная благодатная сила, а не та мнимая сила, какую признавали Коринфяне, напр., в красноречии. Все это говорилось Апостолом, как благим и мудрым учителем, для того, чтобы изменить Коринфян и направить их на истинный путь еще до пришествия своего. Для сего же он наперед послал и Тимофея. Так делают и мудрые правители, посылающие к верным своим подданным вестников, для подготовления их к достойной и радостной встрече себя. Только неверные и лукавые рабы нуждаются в неожиданном явлении имеющих власть над ними. Если так бывает в обычном мудром правлении, то в духовном руководстве предупредительные меры кротости и любви еще необходимее. С ними-то и спешит ап. Павел к Коринфянам, хотя, по-видимому, некоторые из них нуждались в крутых мерах, как, напр., кровосмесник, о котором ведется речь далее. По изъяснению же святого И. Златоуста, Апостол восстает здесь преимущественно против гордящихся красноречием, и потому он представляет Апостола как бы так говорящим Коринфянам: «Теперь поприще и время не риторов, а Апостолов, возвещающих истину и подтверждающих ее знамениями, которые совершаются силою Духа... Таким образом, если превозносящиеся ныне хотят быть великими, то, когда приду, пусть покажут, имеют ли они такую же силу, а не выставляют мне пышность красноречия, потому что это искусство не служит нам ни к чему».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости

Обещая скоро прийти, святой Павел предупреждает возгордившихся, чтобы они раскаялись, оставили свою гордость, тогда он придет к ним с кротостью и любовью. Если же не раскаются, то придет к ним с жезлом, чтобы наказать их властью, данною ему от Бога (ср. Деян. 5:9-11, 13:11).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible