Скрыть
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети

Сказав: «но она блаженнее», и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: «по моему совету», он присовокупил: «а думаю, и я имею Духа Божия». Поэтому ты не можешь сказать, что это – мнение челове­ческое, но это – определение благодати Духа и закон божествен­ный. Итак, не будем думать, что это – слова Павла, но – Уте­шителя, который преподает нам такой закон.

Если же он го­ворит: «думаю», то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный. Таким образом, о том, что она «блаженнее», он сказал; а как «блаженнее», об этом не прибавил, сде­лав достаточное указание в том, что он преподает опреде­ление Духа. Если же ты хочешь исследовать это и суждением, то найдешь здесь великое обилие доказательств, и увидишь, что вдова блаженнее не только по отношению к будущему веку, но и в настоящей жизни.

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Надо отметить, что ту, которая воздерживается от супружества, следует называть не просто блаженною, но апостол назвал ее блаженнейшею, научая этим, что и вступившая во второй брак вовсе не несчастна, но блаженна, сочетавшись по апостольскому закону. Ибо и она оказывается сравнительно блаженною.

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. Жена связана законом, то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. Только в Господе, то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. По моему совету прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. Думаю, говорит, и я имею Духа Божия. В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: имею, но: думаю, что имею, то есть полагаю, догадываюсь.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети

Снисходит на второй брак, но «блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак. Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). По моему совету, так я думаю, предлагаю, убеждаю, не закон налагая, а свободе предоставляя выбор лучшего. «Потом, чтобы не сказал кто: если это не законоположение, какая нужда поступать когда-либо по этому совету? – Апостол присовокупил, что советует это по внушению Духа Святого. Хотя по немощи вашей не возводится этот совет в закон, но предложение его идет свыше. Мнюся бо и аз Духа Божия имети. Не думайте, что эти советы – мои, человеческие; нет, они суть законоположения Духа Утешителя» (Экумений). Он законоположил, чтоб такие дела предлагаемы были в Церкви как совет, и чтобы делающие их делали по полному своему произволу; но то самое, что Он внушил дать такой совет, заставляет быть убежденными, что Ему желательно, чтобы он был исполняем. Неузаконение сего не есть умаление достоинства девства, а его возвышение. Его приносят как жертву и дар, а не как иго закона несут.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Чтобы подчеркнуть законность и прозорливость своего совета, самоуничижением в слове Павел придает речи высокое звучание.

На Послания к Коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Это сказано для сравнения: [вдова] блаженна, если выйдет замуж и будет под покровительством мужа, но блаженнее, если, заботясь о благочестии, не выйдет замуж, но посвятит себя Богу.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-40 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

О вдовах Ап. считает нужным сказать отдельно от вдовцов (ст. 8 и 9) потому, что положение первых было несколько иное, чем вторых. Тогда как общественное мнение древности вполне благосклонно относилось ко вторичному браку вдовцов, для вдовы считалось более приличным оставаться всю жизнь незамужнею (ср. Лк II:36, 37). - Только в Господе, - т. е. только чтобы она и ее муж новый пребывали в общении со Христом. Значить, вдова может выйти замуж только за христианина. - По моему совету - см. ст. 6-7 и 10-й. - А думаю… Здесь, очевидно, ирония. Ап. имеет в виду тех своих противников, которые даже отказывали ему в признании за ним всякой боговдохновенности, какая была уделом большинства простых христиан в Коринфе…

См. также Толкование на 1Кор. 7:25

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Те же сочувственные к безбрачию взгляды Апостол внушает и вдовам, называя пребывающую во вдовстве блаженнейшею, «ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). Равно также и вдовам Апостол разрешает вступать в брак, в чем блаж. Феодорит видит ясное обличение последователей Новациан, которые, вопреки Апостольским законам, осуждали второй брак. Достойно замечания, что Апостол разрешает вступать во 2-й брак о Господе, т. е., по изъяснению блаж. Феодорита, «за верного, благочестивого, целомудренно, законно». Законность эта определялась церковию, чрез которую получалось и благословение на союз, по образу союза Христа с церковию. Это соблюдалось и относительно дев, но Апостол счел особенно необходимым сказать это вдовам, которые в первый брак вступили без сего благословения, по языческим порядкам.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Святой Павел позволяет и второй брак, но блаженнейшей почитает ту, которая не вступает во второй брак. Хотя и это, как и девство, Апостол предлагает не как иго закона, а в виде своего совета, но тут же говорит, что этот совет согласен с волей Духа Божия. Стало быть, ему желательно, чтобы он был исполняем не как обязательство, а по своему произволению, что имеет большую цену в нравственной жизни.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible