Скрыть
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное

И неужели великое что-либо есть то, что мы от вас плотское пожнем, если сами мы вам духовное посеяли?

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову

«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9:11). Вот и четвертое доказательство того, что надобно доставлять (пропитание учителям). Сказав: «какой воин служит когда-либо на своем содержании?» – кто насаждает виноград? – кто пасет стадо? – указав на вола молотящего, – он приводит новую основательнейшую причину, почему они имеют право брать, именно ту, что они не только трудятся, но и сами доставляют ученикам гораздо важнейшее. Что же значит: «аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» (1Кор.9:11). Видишь ли причину справедливейшую и основательнейшую прежних? Там, говорит, вещественные семена и вещественный плод: здесь же не так, но семя духовное, а воздаяние вещественное. Чтобы доставляющие что-нибудь учителям не думали о себе много, он показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы, что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное, потому что такова доставляемая нам пища. Потом еще более пристыжает их: если, говорит, «другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» (1Кор.9:12).

Вот еще иное доказательство, заимствованное также от примеров, только не таких, как прежние: здесь он говорит не о Петре, не об апостолах, а о некоторых лжеучителях, против которых после восстает и о которых говорит: «когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2Кор.11:20). Он теперь уже предначинает борьбу с ними, и потому не говорит: если другие берут с вас; но, изображая их дерзость, насилие, корыстолюбие, говорит: «если другие имеют у вас власть», т. е. управляют вами, обладают, поступают с вами, как с рабами, не только берут с вас, но и с великим настоянием и дерзостью. Затем продолжает: «не паче ли мы?» Этого он не сказал бы, если бы говорил здесь об апостолах; но очевидно, что он намекает на каких-то зловредных людей и обольстителей. Следовательно, кроме закона Моисеева, вы и сами, говорит, постановили правилом доставлять (содержание учителям). Сказав: «не паче ли мы», он не доказывает, почему так, но предоставляет это суду их совести, а вместе с тем желает еще более и устрашить их и пристыдить. «Однако мы не пользовались сею властью», т. е. мы не брали. Смотри, после скольких доказательств того, что брать – дело не беззаконное, он, наконец, сказал: мы не берем, – чтобы не подумали, что он воздерживается от этого, как от запрещенного. Не потому, говорит, я не беру, что не позволительно; это позволительно, как мы доказали многими примерами – и апостолов, и житейскими, как-то: воина, земледельца, пастыря, законом Моисеевым, самым существом дела, так как «мы посеяли в вас духовное», и наконец тем, что вы сами делаете это в отношении к другим. Но (не пользовались), говорит с одной стороны для того, чтобы не подумали, будто он осуждает апостолов, которые брали, чтобы пристыдить (коринфян) и показать, что он воздерживается от этого, не как от запрещенного; а с другой стороны, чтобы после многих доводов и многих примеров, доказывающих право на получение, не подумали, что он сам хочет брать и с этой целью говорит все это, – он предотвращает и такое подозрение. Впоследствии он выразил это яснее в словах: «и я написал это не для того, чтобы так было для меня» (1Кор.9:15); а здесь говорит: «мы не пользовались сею властью». И притом, что еще важнее, никто не может сказать, будто мы «не сотворихом» потому, что жили в изобилии; нет, и будучи в нужде, мы не уступили нужде. То же он говорит во втором послании: «другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал» (2Кор.11:8); также и в настоящем послании: «терпим голод и жажду, и наготу и побои» (1Кор.4:11). И здесь опять намекает на то же словами: «но вся терпим». Выражение: вся терпим и означает и голод, и великую нужду, и все другие бедствия. Однако все это, говорит, не принудило нас нарушить закон, который мы сами для себя постановили. Почему? «Дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор.9:12). Коринфяне были немощны; потому, говорит, чтобы не соблазнить вас, принимая (мзду) от вас, мы решились лучше делать более, чем сколько заповедано, нежели полагать какую-нибудь преграду благовествованию, т. е. научению вашему. Если же мы не делали даже позволенного нам, тогда как терпели великую нужду и имели в свою пользу пример апостолов, «дабы не поставить какой преграды», – не сказал: уничтожить, но: не поставить преграды, и не просто преграды, но: какой преграды, т. е. чтобы не причинить ни малейшего замедления и остановки в распространении слова; если, говорит, мы показали столько усердия, то тем более следует воздерживаться вам, которые и весьма далеки от апостолов и не можете указать на закон, позволяющий это, а напротив касаетесь запрещенного и причиняющего великий вред, не только что замедление евангельской проповеди, и притом не имеете в виду настоятельной нужды. Все это он сказал тем, которые вкушением идольских жертв соблазняли немощнейших братий.

Гомилия 21 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное

Этими словами апостол Павел подчеркивает, что его товарищи-апостолы вовсе не позволяли себе сверх должного тем, что не занимались ручной работой для обеспечения жизненных потребностей, но, как Господь указал, жили от Евангелия, получая бесплатно хлеб от тех, кому бесплатно же проповедовали благодать.

О делах монашеских

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное

Здесь доказывает правоту дела. Вы, говорит, воздаете неравное тому, что вы приняли. Ибо мы посеяли в вас духовное, а вы воздаете нам телесное. Велико ли это?

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем

«Апостол приводит новую основательнейшую причину, почему они имеют право брать именно ту, что они не только трудятся, но и сами доставляют ученикам гораздо важнейшее» (святой Златоуст). Мы, говорит, сеем духовное, велико ли, если пожнем телесное. «Дав гораздо большее, погрешаем ли, если берем гораздо меньшее?» (Феодорит). «Видишь ли причину, справедливейшую и основательнейшую прежних? Там, говорит, вещественные семена, вещественный и плод; а здесь не так, но семя духовное, а воздаяние вещественное. Дабы доставляющие что-нибудь учителям не думали о себе много, он показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное, ибо такова доставляемая нам пища» (святой Златоуст). Вкушающие духовных благ от веры и сами собою готовы бывают все отдать тем, которые привели их в причастие сих благ. Ибо вера Христова – не голая теория, а дело обновления души, которое тотчас и ощущается. Ощутивший же его сознает, что сподобился блага, которому цены нет на земле. Как не будет такой готов всем делиться с своим просветителем?!

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?


Вы получаете от духовных пастырей сокровище благодати и веры; можете ли жалеть для них хлеба, одежды и др. земных предметов? То, что вы получаете, необходимо для духа, а то, что получается от вас, нужно для тела. Насколько дух выше и важнее тела, настолько важнее получаемое вами в сравнении с тем, что вы даете.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное

Ап. прилагает теперь пример из жизни земледельца к самому себе и своим сотрудникам. Но он выставляет при этом коринфянам на вид, что они даже не могут достаточно вознаградить его за его деятельность, потому что его дело - духовное, а содержание, какое они должны были ему дать, - дело плотское. След., не может быть какой-либо особой притязательности в том, что Ап. высказывает свои права на содержание, которое должно ему идти от Коринфской Церкви: это - такая малость по сравнению с тем, что дал коринфянам Ап. Павел…

См. также Толкование на 1Кор. 9:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властию, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Новые доводы относительно права на вознаграждение за труд апостольского учительства основываются на мысли о высоком достоинстве оного, на постановлении ветхозаветного закона и, наконец, на явном повелении Господа, сказавшего, что делатель достоин мзды своея (Мф. 10:10; Лук. 10:7). Но все эти доводы заканчиваются тем, что Апостол, несмотря на столь великое множество оснований для его права жить на счет Коринфян, однако не пользовался этим правом, дабы, как говорить И. Златоуст, «не причинить ни малейшего замедления и остановки в распространении слова». Достойно замечания еще то, что Апостол не пользовался содержанием от Коринфян, несмотря на свое скудное состояние (См. 1Кор. 4:11; Ср. 2Кор. 11:8). Хотя это воздержание Апостола обусловливалось местными обстоятельствами, а именно тем, что в Коринфе, как и во всей Греции, вообще почти все учители жили на счет своих учеников, причем иные как бы порабощали их, но у апостола Павла были и особенные основания к этому воздержанию, к которому не все обязываются, как видно из наставлений Спасителя Его ученикам.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вознаграждении за требы.

Ин.10:12. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них; следовательно, это место относится всецело к самозванным пастырям: 1Тим.1:6-7; 2Петр.2:1-2, а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10; Гал.6:6; 1Кор.9:7,11,13,14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное

Мы, говорит святой Павел, даем вам гораздо более, чем получаем от вас, всеваем в ваши души веру, которая дает вам ощущаемые вами духовные блага. Как ничтожны в сравнении с ними телесные блага, которыми мы пользуемся от вас!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible