Скрыть
Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

И Господь наш установил, говоря, что кто Евангелие Его проповедуют в народе (Израильском) и у язычников, от самого Евангелия да живут; Он сказал именно так: от дома того ешьте, - достоин работник пищи своея (Мф. 10:10; Лк. 10:7).

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Весьма тщательно (апостол) старается доказать, что брать (содержание от поучаемых) не запрещено. Сказав об этом и прежде, он тем не довольствуется, а снова обращается к закону и представляет из него пример более близкий, чем прежний, потому что не одно и тоже представить в пример волов, или привесть ясный закон о священниках. Посмотри и здесь на мудрость Павла, как благоприлично он излагает предмет. Не сказал: священнодействующие берут от приносящих, но что? – «питаются от святилища», чтобы и принимающих не унизить, и приносящим не подать повода к гордости. И далее он выражается также. Не сказал: служащие жертвеннику берут от приносящих жертвы, – но «берут долю от жертвенника», потому что принесенное принадлежит уже не приносящим, а святилищу и алтарю. Не сказал также: берут священное, но – «питаются от святилища», выражая умеренность и внушая, что не должно собирать имущество и обогащаться. Словами: «берут долю от жертвенника» означает не разделение по равной части, а содержание, которое давалось (священникам) по праву. Но апостолы имели гораздо большее право, потому что там соединялась честь со священством, а здесь – опасности, мучения, смерть. Потому сильнее всех других примеров был выраженный в словах: «если мы посеяли в вас духовное». Слово посеяли указывает на бури, опасности, казни и невыразимые бедствия, каким подвергались проповедники. Впрочем, и при таком преимуществе он не стал ни унижать ветхозаветного, ни превозносить своего, а напротив еще с унижением говорит о своем, указывая преимущество не в опасностях, но в величии дара. Не сказал: если мы подвергались опасностям или бедствиям, но: «если мы посеяли в вас духовное», а говоря о священниках, возвышает их, сколько возможно, и выражается так: «священнодействующие», «служащие жертвеннику», желая этим показать непрестанное их служение и постоянство. Рассуждая о священниках иудейских, он указал как на левитов, так и на архиереев, на обе степени, низшую и высшую; на первую словами: «священнодействующие», а на вторую словами: «служащие жертвеннику». Не всем ведь было вверено одно дело, но одним поручены были обязанности низшие, а другим высшие. Указав на всех их, чтобы кто не сказал: что ты напоминаешь нам о Ветхом завете? разве не знаешь, что теперь время совершеннейших заповедей? – он далее поставляет то, что важнее всего: «так и Господь, – говорит, – повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». И здесь не говорит: питаться от людей, но, подобно как о священниках сказал: от святилища и от жертвенника, так и здесь: от благовествования; и как там: питаться, так здесь: жить, а не торговать или обогащаться. «Ибо трудящийся, – говорит, – достоин пропитания» (Мф.10:10).

Гомилия 22 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Апостол говорит это, чтобы Тимофей понял: то, что он берет от людей, для которых сражается, словно воин, насаждает виноградник, словно виноградарь, пасет стадо, словно пастух, не есть признак его нищеты, но вверенная ему власть.

О делах монашеских

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Сильнейшее всех прочих доказательство назвал в конце. Что, говорит, я представляю то одно, то другое? Господь так повелел, дав закон, согласный с ветхозаветным (Лк. 10:7). Как выше сказал: от святилища питаться, так и здесь: не от поучаемых, но от благовествования, дабы питающие не превозносились. Не ты, говорит, питаешь его, но дело его, - благовествование. И сказал жить, а не торговать, ни богатство собирать.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Тако и Господь повеле проповедающим благовестие, от благовестия жити

Когда повелел Господь? – Когда, посылая Апостолов на проповедь, ничего не велел брать с собою, ни одежды (запасной), ни пищи, ни денег, а где примут, там жить на их содержании, говоря: в томже дому пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них; достоин бо есть делатель мзды своея (Лк. 10, 7; Мф. 10, 10). «Дабы кто не сказал: что ты напоминаешь нам о Ветхом Завете? Разве не знаешь, что теперь время совершеннейших заповедей? – Апостол предлагает то, что важнее всего: тако и Господь повеле. И здесь не говорит: питаться от людей, но, подобно как о священниках, сказал: от святилища и олтаря, так и здесь: от благовестия; и как там: ясти, так здесь: жити, а не куплю производить или обогащаться» (святой Златоуст). «Жити, то же что получать необходимое пропитание» (Феодорит). Когда при Себе еще Господь посылал на проповедь Апостолов, то тем, которые принимали их, и то самое, чтобы принять, внушал, и то, чтобы содержать их. Равно и после, когда пошли они по вселенной, Он же как располагал слушать проповедь их, так внушал и то, чтобы не давать им умирать с голоду. Выходило, что Апостолы находились на Господнем содержании. Люди были только орудия. И в Ветхом Завете Господь постановил, чтобы остатки жертв не приносившие брали, а оставляли их святилищу, а от святилища разбирали их служащие, получая содержание из дома Божия, как бы от рук Самого Господа. Это для Апостолов доставляло благовестие.

Так уяснил святой Апостол всесторонне для коринфской учености, что и на волос сомневаться не должно в том, что он, как Апостол, имел право быть содержимым от коринфян.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Ибо не через закон Моисея Бог последовал здесь образу язычников, но по естественному разуму, ибо таков естественный закон жизни, что всякий от плодов своего труда живет.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.


Что значить «жить от благовествования»? Это значит – не другими занятиями доставать себе средства к жизни, а за труд благовествования получать их. Пастырь должен, не обременяя себя земледелием и ремеслами, получать все необходимое для жизни, как награждение, плату за труд пастырства и проповедания. Так повелел Сам Господь, сказавший в Евангелии: достоин делатель мзды своея (Мф.10:10).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Здесь Ап. приводит доказательство уже неопровержимое - именно заповедь Самого Господа. Он имеет в виду, конечно, то, что передано ев. Матфеем (X:10; ср. Лк X:7). - Ясно, что Ап. смотрит на проповедничество как на особый род служения, установленный Самим Господом Иисусом Христом. Тогда как прочие верующие занимаются делами своей профессии, проповедники должны оставить свои работы (оставить сети свои должны были и Апостолы), чтобы исключительно заняться попечением о душах человеческих. Поэтому Церковь, которой они служат, обязана заботиться об их содержании. Это имеет приложение и к христианскому духовенству и устанавливает за ним право на получение содержания от его паствы.

См. также Толкование на 1Кор. 9:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властию, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Новые доводы относительно права на вознаграждение за труд апостольского учительства основываются на мысли о высоком достоинстве оного, на постановлении ветхозаветного закона и, наконец, на явном повелении Господа, сказавшего, что делатель достоин мзды своея (Мф. 10:10; Лук. 10:7). Но все эти доводы заканчиваются тем, что Апостол, несмотря на столь великое множество оснований для его права жить на счет Коринфян, однако не пользовался этим правом, дабы, как говорить И. Златоуст, «не причинить ни малейшего замедления и остановки в распространении слова». Достойно замечания еще то, что Апостол не пользовался содержанием от Коринфян, несмотря на свое скудное состояние (См. 1Кор. 4:11; Ср. 2Кор. 11:8). Хотя это воздержание Апостола обусловливалось местными обстоятельствами, а именно тем, что в Коринфе, как и во всей Греции, вообще почти все учители жили на счет своих учеников, причем иные как бы порабощали их, но у апостола Павла были и особенные основания к этому воздержанию, к которому не все обязываются, как видно из наставлений Спасителя Его ученикам.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вознаграждении за требы.

Ин.10:12. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них; следовательно, это место относится всецело к самозванным пастырям: 1Тим.1:6-7; 2Петр.2:1-2, а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10; Гал.6:6; 1Кор.9:7,11,13,14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования

Господь, посылая Апостолов на проповедь, ничего не велел им брать с собой, ни одежды (запасной), ни пищи, ни денег, а где примут, там и жить на их содержании, говоря трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10:7). Как ветхозаветные священники находились как бы на содержании Бога, питаясь от дома Божия, так и Апостолы находятся на содержании Господа, питаясь от благовествования Его. Таким образом, святой Павел приведенными доказательствами уяснил коринфянам, что он, как их Апостол, имеет полное право пользоваться от них материальным содержанием.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible