Скрыть
Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

Защиту начал он вести за себя и товарищей своих, говоря: Кто служит в войске на своем содержании когда-либо? и прочее.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7). Приведя сильнейшее доказательство – пример апостолов – на то, что можно делать это, он теперь, по своему обыкновению, обращается к сравнениям и общепринятым обычаям и говорит: «какой воин служит… на своем содержании?» Посмотри, как приличны настоящему предмету приводимые им сравнения, и как он упоминает наперед о деле, соединенном с опасностями, – о воинской службе, оружии и войне. Таково и апостольство, и даже гораздо труднее. И у апостолов была брань не только с людьми, но с бесами и с предводителем их. Смысл слов его следующий: если и внешние (языческие) начальники, жестокие и несправедливые, не требуют от воинов, чтобы они шли на войну и подвергались опасностям, и между тем содержали сами себя, то возможно ли, чтобы Христос требовал этого (от апостолов)? И он не довольствуется одним сравнением, – потому что обыкновенно простой и грубый человек скорее убеждается тогда, когда видит, что общепринятый обычай согласуется с заповедями Божиими.

Потому он приводит другое и говорит: «кто, насадив виноград, не ест плодов его?» Первым он выразил опасности, а последним труд, великую ревность и усердие. Потом присовокупляет третье сравнение: «кто, – говорит, – пася стадо, не ест молока от стада?» Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землей, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Заметь, как он везде соблюдает соразмерность, стараясь сказать только полезное, а не излишнее. Не сказал: какой воин служит и не богатеет? но: «кто воинствует своими оброки когда?» Не сказал: кто насаждает виноград, и не извлекает золота, или не собирает всего плода? но: «не ест плодов его?» Не сказал: кто, пася стадо, не продает ягнят? но как? – «не ест молока от стада?» Не от ягнят, а от молока, выражая этим, что учитель должен довольствоваться малым утешением и одной только необходимой пищей. Это относится к тем, которые хотят поедать все и собирать все плоды. Так заповедал и Господь, когда сказал: «трудящийся достоин пропитания» своего (Мф.10:10). И не одно это внушает (апостол) такими сравнениями, а показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого.

Гомилия 21 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада

Имеет Церковь и своих воинов, и своих служителей в провинциях… свои виноградники и виноградарей, свои стада и своих пастухов… Некоторые люди по праву получают пропитание и одежду за счет благотворительности состоятельных, но они ничего не берут для нужд своих, кроме как от людей, продающих свое имущество. Таких не должны судить и осуждать более совершенные члены Христовы, обеспечивающие свои потребности собственными руками, - эту высшую благодетель настоятельно требует апостол. Но и они, как христиане более преуспевшие, не должны осуждать тех, от кого получают снабжение… Слуги Божии, живущие от продажи честных плодов собственных рук, с куда меньшей неуместностью могли бы осуждать тех, от кого они ничего не получают, нежели люди, которые в силу физических недостатков не в состоянии работать собственными руками, но которые при этом осуждают тех, за чей счет они живут.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании

Ибо все воины пользуются содержанием от общества. Прилично поставил на первом месте служение воина; ибо оно имеет сходство с служением апостольским по соединенным с ним опасностям и по борьбе с мысленными врагами.

Кто, насадив виноград, не ест плодов его

Этим примером указал на трудность, множество бедствий и забот. Впрочем, не сказал: не употребляет весь плод, но: не ест плодов. Не сказал также: кто не обогащается от плода, но: не ест. Так повсюду убеждает искать необходимого, а не излишнего.

Кто, пася стадо, не ест молока от стада

Не сказал: продает овец, или: съедает их, или: все молоко, но: молока, показывая нам этим, что учитель должен довольствоваться малым вознаграждением и необходимым содержанием. Именем «пастыря» указывает на то, что учитель должен иметь большое попечение.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Или кто пасет стадо, и от млека стада не яст

«Приведши сильнейшее доказательство – пример Апостолов – на то, что можно делать это (не трудами рук питаться), он теперь обращается к сравнениям и общепринятым обычаям и говорит: кто воинствует своими оброки? Посмотри, как приличны настоящему предмету приводимые им сравнения, и как он упоминает наперед о деле, соединенном с опасностями,– о воинской службе, оружии и войне. Таково и апостольство, и даже гораздо труднее. Ибо у Апостолов была брань не только с людьми, но с бесами и с предводителем их. Смысл слов его следующий: если и внешние (языческие) начальники, жестокие и несправедливые, не требуют от воинов, чтобы они шли на войну и подвергались опасностям, и между тем содержали сами себя; то возможно ли, чтобы Христос требовал этого (от Апостолов)? Он не довольствуется одним сравнением,– ибо простой грубый человек скорее убеждается, когда видит, что заповеди Божии согласны с общепринятыми обычаями; но приводит другое и говорит: кто насаждает виноград и от плода его не яст? Первым он выразил опасности, а другим – труд, ревность и усердие. Потом присовокупляет третье сравнение: кто, говорит, пасет стадо, и от млека стада не яст? Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Заметь, как Апостол везде соблюдает соразмерность, стараясь сказать только полезное, а не излишнее. Не сказал: какой воин служит и не богатеет? но: кто воинствует своими оброки когда? Не сказал: кто насадив виноград, не извлекает золота, или не собирает всего плода? но: от плода его не яст? Не сказал: кто, пася стадо, не продает агнцев? Но как? – И от млека стада не яст? Не от агнцев, а от млека; выражает, что учитель должен довольствоваться малым утешением и одной только необходимою пищей. И не это одно внушает Апостол такими сравнениями, а показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря,– и при всем том не желать ничего, кроме необходимого» (святой Златоуст).

Третий довод берет Апостол из прообразовательного значения постановления закона Моисеева о незаграждении уст вола молотяща–9–10. «Доказав и примером Апостолов, и сравнениями из обыкновенной жизни, что учителю не запрещено брать, святой Павел приступает к третьему доказательству, и говорит» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада

Какой воин служит когда либо на своем содержании? Уже в то время, как Павел писал это в Коринфянам, был общий обычай у Греков и Римлян, что воины получали на свое содержание жалование. Апостол говорит, опираясь на этот общий обычай. Сравнение весьма прилично делу. Апостолы и преемники их суть воины, подвизавшиеся на поприще духовной брани (2Кор. 10:4-6). Св. Павел пишет к Тимофею: преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1Тим. 1:18).

Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Златоуст говорит: первым сравнением Апостол выразил опасности, а другим труд, ревность и усердие. Потом присовокупил третье сравнение: Кто, говорит, пасет стадо, и от млека стада не яст? Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Такими сравнениями Апостол показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?


В 9 главе апостол раскрывает свое право или власть (1Кор.9:12 и 1Кор.9:18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от своих духовных чад, полного обеспечения жизни (1Кор.9:14), «пожинать у них телесное» (1Кор.9:11), иметь от них пищу (1Кор.9:13) и – конечно – все прочее необходимое. Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление. «Какой воин служит когда либо на своем содержании». Возможно ли, чтобы воин, служа царю и отечеству мечем, принужден был еще заботиться о снискании себе средств в жизни, заниматься ремеслом или обрабатывать землю? Конечно, тогда он не мог бы и служить. Апостол говорит о воине без сомнения потому, что находит между его служением и служением апостола и проповедника сходство, как в том отношении, что и то, и другое служение занимают у человека все время, так и в том, что и воин царя земного, и воин Царя Небесного нуждаются в готовом содержании. – «Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» В этой приточной речи под виноградом разумеется общество христиан, под насадителем винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере (1Кор.9:162Кор.8:9). Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напаяющие виноград Христов (1Кор.3:6), лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями, вспоможениями и вознаграждениями?

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада

Ту же мысль о своем праве на содержание Ап. подтверждает ссылкою на обычай, повсюду соблюдаемый, по которому воин получает содержание, виноградарь - доход с виноградника и пастух пользуется молоком от своего стада. Примеры эти Ап. выбрал, вероятно, потому, что народ Божий часто изображался у пророков под образами войска, виноградника и стада.

См. также Толкование на 1Кор. 9:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4). О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое

Обстоятельно доказывая право свое на пользование содержанием от учеников, Апостол ссылается на житейские обычаи, употребляет разные сравнения, из коих некоторые берутся из Свящ. Писания Ветхого Завета. Но все эти доводы приводятся только за тем, чтобы показать, что он имеет право пользоваться и однако не пользовался, потому что пользование могло послужить во вред делу спасения многих и отнять у него достоинство подвига воздержания, за который он ожидает себе венца. Примеры и сравнения Апостола очень разнообразны. Он сравнивает Апостолов и с воинами, и с пастырями и с садовниками, кои все пользуются за свой труд возможным содержанием: оброком, млеком, плодами. Должны также иметь свое вознаграждение и проповедники истин веры. Это естественное право доказывается законом, по которому должно было обязательно питать волов, которые, ходя по току, устланному снопами пшеницы, тем самым молотили ее (Втор. 25:4) и в то же время могли есть. По слову святого И. Златоуста, «Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями»... «От сеяния Апостол переходит к молотьбе, и тем внушает, как велики труды учителей, которые и пашут и молотят»... Закон о незаграждении уст вола молотящего означает ни что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вознаграждении за требы.

Ин.10:12. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них; следовательно, это место относится всецело к самозванным пастырям: 1Тим.1:6-7; 2Петр.2:1-2, а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10; Гал.6:6; 1Кор.9:7,11,13,14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада

Как воин воюет с врагами, получая содержание от военачальника, как насадивший виноград пользуется плодами его, как пастырь пася стадо, питается молоком от стада, так и Апостол, ведя брань не только с людьми, но и с бесами и предводителем их, обращая к вере Христовой и основывая Церкви, как виноград Божий, и пася и оберегая свое стадо обращенных им к вере Христовой, имеет право пользоваться материальным содержанием от своего стада.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible