Скрыть
По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

Защиту начал он вести за себя и товарищей своих, говоря: Кто служит в войске на своем содержании когда-либо? и прочее.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-10 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое

Доказав и примером апостолов и сравнениями из жизни, что учителю не запрещено брать, (Павел) приступает к третьему доказательству и говорит: «по человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?» (1Кор.9:8). Доселе он не приводил ничего из Писаний, а ссылался на общепринятый обычай; потому не подумайте, говорит, что я основываюсь на этом одном, и утверждаю заповедь на мнении человеческом; я могу доказать, что так угодно Богу, и привести древний закон, который повелевает то же. Здесь он продолжает речь вопросом, как бывает (в беседе) о чем-нибудь совершенно известном, и говорит: «по человеческому ли только рассуждению я это говорю?», т. е. разве я основываюсь только на человеческих обычаях? «Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего» (1Кор.9:8–9). Для чего он упоминает об этом, имея пример (иудейских) священников? Чтобы сильнее доказать свою мысль. Потом, чтобы кто не возразил: какое нам дело до того, что сказано о волах? – обстоятельно изъясняет это и говорит: «о волах ли печется Бог?» Неужели же, скажи мне, Бог не печется о волах? Печется, но не столько, чтобы поставлять о них особый закон. Если бы Бог не имел в виду чего-нибудь важнейшего, если бы не хотел примером бессловесных научить иудеев человеколюбию и вместе с тем напомнить им об учителях, то не оказал бы такого попечения о волах, чтобы предписывать закон о не заграждении уст их. Отсюда видно и другое, – как велик бывает и должен быть труд учителя, и – еще нечто. Что же такое? То, что сказанное в Ветхом завете касательно попечения о животных преимущественно относится к назиданию людей, равно как и все другое, например, сказанное о разных одеждах, о виноградниках, о семенах, о том, чтобы не засевать землю разными семенами, о проказе и, можно сказать, обо всем прочем. Так как (слушатели) были люди грубые, то он говорил им так, чтобы возводить их (к разумению) мало-помалу. Впрочем (апостол) не доказывает того, что ясно и очевидно само по себе. Сказав: «о волах ли печется Бог?», продолжает: «Или, конечно, для нас говорится?» (1Кор.9:10). Не напрасно поставил слово: «всяко», но чтобы не подать слушателю повода возразить что-нибудь. Между тем продолжает метафору и говорит: «так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою», т. е. учитель должен получать возмездие за труды, «и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое». Посмотри на мудрость его: от сеяния он переходит к молотьбе, и тем опять внушает, как велики труды учителей, которые сами и пашут и молотят, и так как пашущий еще не может ничего собирать, а должен только трудиться, то предоставляет ему надежду; а молотящему предоставляет уже пользование плодами: «и… молотящий, – говорит, – с надеждою получает ожидаемое».

Далее, чтобы кто не сказал: это ли возмездие за такие труды? – он прибавляет: с надеждою, т. е. на будущее. Таким образом закон о незаграждении уст вола означает не что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение.

Гомилия 21 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

То есть разве я только человеческими примерами подтверждаю это, а свидетельства из Писания не имею? Я могу доказать, что это и Богу угодно; то же повелевает и Закон, который не от людей, но от Бога.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Еда по человеку сия глаголю? Не и закон ли сия глаголет

«Доселе он ничего не приводил из Писаний, а ссылался на общепринятые обычаи; посему не подумайте, говорит, что я основываюсь на этом одном и утверждаю заповедь на мнении человеческом; я могу доказать, что так угодно Богу и привести древний закон, который повелевает то же. Здесь он продолжает речь вопросом, как бывает в беседе о чем-нибудь, совершенно известном, и говорит: еда по человеку сия глаголю? То есть разве я основываюсь только на человеческих обыкновениях? Не и закон ли сия глаголет? (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

Павел учит о согласии названных образов с божественным учением, и тем самым показывает небеспричинность своего отказа принять от коринфян возмещение издержек, и через столькие примеры доказывает внутреннюю полноту отдачи для дающего.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

Потому ли только я говорю это, что так введено человеческими обычаями, или что так рассуждают люди? Не то же ли повелевает и закон Божий?

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст. 8-10) По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.


«Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего» (Втор.25:4). Для – чего запрещалось заграждать рот у молотящего вола? Для того, чтобы вол не лишен был возможности поесть тех колосьев, которые он обмолачивает. «О волах ли печется Бог? Или конечно, для нас говорится?» Изрекая вышеозначенное запрещение, Господь хотел воспитать в израильтянах сострадание и сочувствие ко всякому работающему, с тем, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, трѵждающиеся в слове и учении (1Тим.5:17).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог

Эта ссылка на общераспространенный обычай здесь подкрепляется указанием на божественное право или на закон Моисеев. - Вола молотящего. Пшеница на востоке молотилась так, что по разложенным снопам гоняли лошадь или быка, которые копытами своими и выбивали зерна из колосьев или же запрягали животное в небольшую телегу, в которой стоял работник и правил волом. - О волах ли печется Бог? Давая означенный выше закон, Бог, собственно, заботился не о животных, которым Он всегда мог послать пищу от Себя. Он хотел этим пробудить в евреях добрые чувства по отношению к их работникам. Если уже - должны были сказать себе евреи - о волах Господь так заботится и учит нас быть к ним добрыми, то насколько более Он обязывает нас быть добрыми по отношению к разумно-свободным существам, работающим на нас?!

См. также Толкование на 1Кор. 9:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4). О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое

Обстоятельно доказывая право свое на пользование содержанием от учеников, Апостол ссылается на житейские обычаи, употребляет разные сравнения, из коих некоторые берутся из Свящ. Писания Ветхого Завета. Но все эти доводы приводятся только за тем, чтобы показать, что он имеет право пользоваться и однако не пользовался, потому что пользование могло послужить во вред делу спасения многих и отнять у него достоинство подвига воздержания, за который он ожидает себе венца. Примеры и сравнения Апостола очень разнообразны. Он сравнивает Апостолов и с воинами, и с пастырями и с садовниками, кои все пользуются за свой труд возможным содержанием: оброком, млеком, плодами. Должны также иметь свое вознаграждение и проповедники истин веры. Это естественное право доказывается законом, по которому должно было обязательно питать волов, которые, ходя по току, устланному снопами пшеницы, тем самым молотили ее (Втор. 25:4) и в то же время могли есть. По слову святого И. Златоуста, «Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями»... «От сеяния Апостол переходит к молотьбе, и тем внушает, как велики труды учителей, которые и пашут и молотят»... Закон о незаграждении уст вола молотящего означает ни что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон

Не человеческие только обычаи доказывают положение Апостола, но и сам закон.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible