Скрыть
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Говоря, что в Божественном свете нет никакой тьмы, Иоанн утверждает, что любой иной свет загрязнен.

Разговор против пелагиан

Августин Аврелий, блж. (†430)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, но свет умов очистившихся, а не наших телесных очей. Стало быть, тогда будет надлежащим ум, который увидит этот свет, чего теперь еще нет.

Послания

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 5-7 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Вопрос: Поскольку святой Иоанн говорит, что Бог есть свет, и спустя еще немного: если же ходим во свете, подобно как Он во свете (1Ин. 1:7), то каким образом Один и Тот же и называется [светом], и находится во свете, как иной в ином?

Ответ: Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые - это «свет по причастию» - через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом «в свете по причастию». И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

В этом высказывании блаженный Иоанн и показывает совершенство Божественной чистоты, которой Сам Господь нам приказывает подражать, говоря: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев 19:2), - и опровергает безумное учение манихеев, говорящих, будто Божественная природа была в борьбе побеждена князем тьмы и испорчена.

О семи Кафолических посланиях

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Никто да не прельщает вас. Бог есть свет, и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

Слова (огласительные)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-8 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас

Апостол опять возвращается к прежней речи, и объясняет, какое он слышал благовестие, именно следующее: Бог есть свет, и тьмы в Нем нет. От кого это слышал он? От Самого Христа, Который говорил: Я свет миру (Иоан. 8,12), и еще: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46). Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самой сильной любовью. Под тьмой разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место в веществе и в нашем расположении. Если же сказано негде: мрак сделал покровом Своим (Псал. 17:12); то сказано, что сделал тьму, а не есть тьма, как сказано есть свет. Ибо полагающий и полагаемое не одно и то же. Итак, здесь тьма означает наше незнание о Боге, по причине Его непостижимости, а это незнание наше есть, а не Божие. Ибо иному придается нечто такое, чего нет в нем, не для него самого, но для кого-нибудь из имеющих отношение к нему. А что апостол называет тьмой грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан. 1:5), где тьмой он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим, существом, весьма удобоуловимым, стал совершенно неуловим для искусителя. Ибо Он не сделал греха (Ис. 53:9). Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, не может быть тьмы; то и мы, как общники света, не должны принимать в себя тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом. Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9:24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис. 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27:25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

и сие есть обетование, еже слышахом от Него, и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя

В этих словах содержится чрезвычайно важное благовествование Богочеловека. Бог свет есть. Он – начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что, поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: ни единыя тмы. Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол – тьма. Бог есть Жизнь, дьявол – смерть. Бог есть Истина, дьявол – ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: Аз есмь Свет миру (Ин. 8:12), “Аз есмь Свет жизни”. И дьявол может сказать: “я есть тьма миру”, “я есть тьма жизни”. Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос. Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Климент Александрийский, пресв. (†215)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Бог
, говорит, есть свет: не божественную сущность обозначает этим, но желает показать величие Божие, и то, что есть лучшего и превосходнейшего у людей, усвояет Божеству. Так поступает и Павел, называя Бога «в неприступном свете» (1Тим.6:16). Но и сам Иоанн в том же послании говорит: Бог есть любовь​​​​​​ (1Ин.4:16)​, обозначая добродетели Божии, потому что Он кроток и милосерд и потому что Он установил свет, т. е. праведных сообразно преуспеянию их духа в любви. Итак, Бог есть свет, ибо он по своей природе неизречен. И нет в Нем никакой тьмы, т. е. никакого гнева, никакого страдания, никакого устремления к чему-либо злому, никого не погубляющий, но всем дающий спасение. Светом же апостол называет или правила закона, или веру, или учение; тьмой же противоположное им. Не два пути жизни, но один, сообразный божественным заповедям. Ибо единство есть дело Божие, двойство же и то, что существует помимо единства, происходит от испорченности жизни.

Ипотипосы

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Сказав прежде, что: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин. 1:3), – святой Апостол объясняет, как важно это общение, и к чему оно обязывает нас. Он пишет: и вот благовестие, которое мы слышали от Него, Иисуса Христа, и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Так святой Иоанн изображает всесовершенное существо Божеское, чуждое всякого недостатка: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Бог есть свет. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее: потому понятием света, по отношению к Богу, изображается полнота Его Божеских совершенств. Бог есть свет, т.е. Бог всеведущ, премудр, всесвят, всеблаг, всесовершенен и всеблажен. Понятие света в различных отношениях изображает разные Божеские совершенства. Так, Иисус Христос неоднократно светом называл Себя, как Просветителя человеков, верующих в Него. Я свет миру, говорил Господь (Ин. 8:12). Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12:36). Так и Иоанн, словами: Бог есть свет, – указывает в Боге полноту совершенств, премудрость, святость, благость и другие совершенства.

И нет в Нем никакой тьмы. В видимой природе тьма есть отсутствие или недостаток света; а в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства, ведения, мудрости, святости и других совершенств или добродетелей. Поэтому слова: нет в Нем никакой тьмы, – значат: нет в Нем никакого недостатка или несовершенства, нет в Нем никакой нравственной нечистоты или греха. Он всесвят и всесовершен.

Так, если Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; если Бог всесовершен, премудр, всесвят и непричастен никакому недостатку, никакой нравственной нечистоте: то и мы, говорит Апостол, имея общение с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом, должны ходить во свете, то есть должны стремиться к совершенству, к тому, чтобы всегда познавать Бога, жить по заповедям Божиим, любить Бога всею душою и ближних как себя, и удаляться всякого греха. Кто так поступает, тот ходит во свете.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

И вот благовестие и проч.: изложив возвышенное благовествование о Слове жизни, вечном Сыне Божием (ст. 1—4), евангелист Богослов излагает сущность благовестил, принесенного Словом от Бога Отца, которое они слышали от Него как благовестив, и возвещают верующим как благовесте апостольское. — Мы слышали от Него: может быть, это — точное изречение Самого Господа, не записанное буквально в Евангелии, но которое точно записано в сем послании Иоанновом, точно так же, как точное слово Господа, не записанное в Евангелии, записано в книге Деяний в речи Павла как слово Христово — блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35 см. прим.); афоризм речи, по-видимому, указывает на это. Но может быть также, что это изречение есть обобщение характерное нескольких подобных изречений Христовых в кратком, составленном самим Иоанном на основании подобных слов Христовых афоризме. Подобное можно видеть в Евангелии Иоанновом (Ин. 12:44) и далее и прим.). Дело не в форме и букве изречения, а в смысле содержания. — Бог есть свет и проч.: и Бог Отец и Христос, Сын Божий, называются светом, как свет от света. В приложении к Тому и Другому это понятие образное, и из всех понятий, которыми обозначаются Они, самое полное и чистое понятие есть понятие света; свет — это совершеннейшее изображение и понятие всесовершеннейшего существа Божия. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее; простираясь на все без исключения, он все являет в истинном виде, все освещает, согревает, оживляет, сохраняет, возращает, радует. И Богсвет, всех равно любит, озаряет, оживляет, просвещает, облаженствует, дарует радость, счастие, мир. Свет — это полнота всех Божеских совершенств — благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств. — Кажется, в языке человеческом нет лучшего слова и выражения для изображения понятия Бога. И нет в Нем никакой тьмы, то есть в Боге всесовершенном нет никакого несовершенства. В видимой природе тьма есть отсутствие света, в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства. Частнее: тьма означает неведение, грех, ложь; в Боге нет тьмы никакой, то есть никакой нравственной нечистоты, неведения, греха, лжи; Он всесвят и всесовершен (см. прим. к Ин. 1:4—9; Ин. 8:12; Ин. 12:46 и парал.). «Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении… А что апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит и тьма его не объяла (Ин. 1:5), где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим естеством, весьма удобоуловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил и проч. (Ис. 53:9)» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Свет

Свет
 (Быт.1:2,4) – элемент, посредством которого видимы различные предметы, величина оных, цвет и т. п. Движение света необыкновенно быстро; он пробегает по меньшей мере около 10000000 миль в минуту.

Свет был сотворен в первый день, хотя небесные светила сотворены только в четвертый день; потому вопрос – проистекает ли свет от солнца или это есть особая жидкость, повсюду разлитая во Вселенной, испускающая под влиянием солнца лучи и приводимая оным в колебание и движение, – вопрос доселе нерешенный.

Слово свет часто употребляется иносказательно в Свящ. Писании. Господь Иисус Христос нередко называется светомБог, по слову Писания, живет в свете неприступном. Бог есть свет, пишет Св. Иоанн Богослов, и нет в нем никакой тьмы (1Ин.1:5).

Свет служит в Свящ. Писании эмблемой знания, чистоты жизни, святости и радости и т. п. Так да светит свет ваш пред людьми, говорит Спаситель, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного (Мф.5:16).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Сущность благовестия, принесенного на землю Воплотившимся Словом Божиим, слышанного от Него апостолами и ими возвещаемого людям, Апостол Иоанн здесь выражает в форме краткого афоризма с противоположением мысли положительной и мысли отрицательной (параллелизм антитетический): Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы. Судя по афористическому характеру этого выражения, а еще более по прямому свидетельству Апостола: мы слышали от Него, - можно думать, что здесь воспроизведено точное изречение, собственные слова Спасителя - одно из тех немалочисленных аграфа (agrafa) - не записанных в Евангелии изречений Господа, которые сохранились лишь в писаниях апостолов (таково приводимое Ап. Павлом в речи к ефесским пастырям изречение Господа: блаженнее давать, нежели принимать Деян 20:35) или в более поздних памятниках христианского церковного предания. Возможно, впрочем, как и предполагают некоторые толкователи, что рассматриваемое изречение есть обобщение, сокращение или напоминание нескольких подобных изречений Христа Спасителя о Себе, как о свете (Ин 8:12; 9:5), самим Апостолом выраженное в афоризме.

Во всяком случае, положение: Бог есть свет есть одно из выражений, употребляемых Ап. Иоанном, которыми описывается собственное существо Бога, каковы: Бог есть Дух (Ин 4:24) и Бог есть Любовь (1Ин. 4:8): если другие новозаветные писатели говорят о свойствах и действиях Бога, то св. Иоанн, говорит о том, что есть Бог в своем существе. Основное понятие, даваемое именем света в приложении к Богу, есть понятие абсолютного нравственного совершенства, ср. (Иак 1:17), совершеннейшей святости. Как в видимом мире свет есть стихия превосходнейшая и благодетельнейшая, все освещающая, согревающая, оживляющая, так и в Боге свет есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств - святости, премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству. И нет никакого недостатка ни в одном из этих свойств Божиих, нет никакой тени в присносущем свете существа Божия. Итак Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении… А что Апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма его не объяла (Ин 1:5), где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по всей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему к греху. Итак, Свет, соединившийся с нашим естеством, весьма уловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил (Ис 53:9)«.

Из учения о Боге, как Свете, Апостол далее делает два нравственно-практических вывода: а) о необходимости для христиан ходить в вере истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи и очищаться кровью искупителя (1ИН. 1:6; 1Ин. 2:2) и б) о долге их соблюдать заповеди Божии, особенно заповедь о любви (1Ин.2:3-11).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

     Приступая к раскрытию для христиан истинного учения Христова, в противоположность лжеучению еретическому, Апостол Иоанн возвещает прежде всего словами Самого Иисуса Христа: «Бог есть свет»... Наименование Бога светом весьма часто встречается в Евангелии Иоанна (Ин.1:9; Ин.3:19; Ин.8:12; Ин.12:46), а равно и у других Евангелистов (Мф.4:16); (Лк.2:32). Свет, как естественное явление, имеет великое благотворное значение: он согревает, освещает, оживляет, радует; так и Бог-Свет дает жизнь, радость и счастье. Назвав Бога светом, Апостол, таким образом, сказал о Нем все, что только можно сказать прекрасного о Нем. Но в частности он хотел этим названием показать Его совершеннейшую чистоту или святость. То же самое только в отрицательной форме, выражается в словах: «и нет в Нем никакой тьмы». В противоположность свету, тьма означает все злое, греховное, чего нет и тени в Боге, как Существе всесовершенном и неизменном, сравн. (Ин.1:5).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Николай Зефиров, протоиерей (†1917)

Ст. 4-5 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Т. е. благовестие Сына Божия, которое принес Он нам на землю от Отца своего, мы и возвещаем вам. - В чем же это благовестие? Что возвестил Сын Божий людям? Он возвестил, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог назван светом потому, что ничто так и во всей полноте не может выразить Его совершенств, как это слово - свет. „Свет - это полнота всех божеских совершенств - благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств“. (Толк. ап. Еп. Михаила 317). И нет в нем никакой тьмы, т. е. в Боге как свете, не может быть никакой тьмы, иначе: в Боге всесовершенном, не может быть и нет какого либо несовершенства, какого либо недостатка, какой либо нравственной нечистоты.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible