Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.
Святые отцы
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Лев Великий, свт. (†461)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Что касается малозначительных грехов, в которых и праведник семь раз в день падает и встает (Притч 24:16), то покаяние за них не должно никогда прекращаться <…> Мы подвергаемся им с такою легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
Лев Великий, свт. (†461)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Высокомерно ведь предполагать способности не грешить, когда само это предположение грешно.
Проповеди
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Поэтому никто вас не обманывает, возлюбленные: наихудший род греха - не сознавать греха.
Проповеди
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Слова Иоанна опровергают ересь пелагиан, согласно которой все младенцы рождаются безгрешными и избранные еще в этой жизни способны преуспеть настолько, чтобы жить без греха. Ведь раз пророк говорит: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50:7), то, значит, мы не можем безвинно пребывать в сем мире, коли вошли в мир с виной. Но кровь Иисуса, Сына Божия, очищает нас от всякого греха, так что наши долги не удерживают нас во власти нашего врага, ибо Иисус Христос, посредствуя меж Богом и людьми, добровольно уплатил за нас то, что не был должен. Так Тот, Кто понес за нас недолжную смерть по плоти, избавил нас от должной гибели души.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 5-8 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Апостол опять возвращается к прежней речи, и объясняет, какое он слышал благовестие, именно следующее: Бог есть свет, и тьмы в Нем нет. От кого это слышал он? От Самого Христа, Который говорил: Я свет миру (Иоан. 8,12), и еще: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46). Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самой сильной любовью. Под тьмой разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место в веществе и в нашем расположении. Если же сказано негде: мрак сделал покровом Своим (Псал. 17:12); то сказано, что сделал тьму, а не есть тьма, как сказано есть свет. Ибо полагающий и полагаемое не одно и то же. Итак, здесь тьма означает наше незнание о Боге, по причине Его непостижимости, а это незнание наше есть, а не Божие. Ибо иному придается нечто такое, чего нет в нем, не для него самого, но для кого-нибудь из имеющих отношение к нему. А что апостол называет тьмой грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан. 1:5), где тьмой он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим, существом, весьма удобоуловимым, стал совершенно неуловим для искусителя. Ибо Он не сделал греха (Ис. 53:9). Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, не может быть тьмы; то и мы, как общники света, не должны принимать в себя тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом. Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9:24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис. 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27:25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Много бо согрешаем вси
Это слово выстраивается от сказанного выше. Все, говорит, мы люди согрешаем по нерадению и невнимательности, находясь в этой грешной жизни, по святому Феофилакту. Поэтому достаточно для нас, по святому Митрофану, попечения только о нашей собственной жизни, чтобы дать отчёт о собственных прегрешениях, каясь в том, сколько прегрешений мы сделали сознательно и несознательно, а не брать ещё сверх того , на себя, осуждение или ответ в том что сделали другие, т.е. нами наученные. Подобает нам не желать абсолютно, становиться наставниками и учителями других, даже будучи принуждаемым к этому, тем более по своему собственному желанию от гордости и любоначалия, когда нас никто к этому не призывает и не принуждает. Говорит божественный Павел, что всем не подобает становиться учителями, но только призываемым к учительству от Святого Духа «Еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учителе?» (1Кор. 12:29)[38].
Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело
Поскольку святой Иаков сказал выше, что все люди согрешают, и невозможно жить человеку в мире сем, не согрешая, то удостоверяет это, приводя в пример язык, как наиболее лёгкий к поползновению. Из этого же показывает, что никакой человек не совершен, тем более и не безгрешен. Потому что, какой человек, рождённый в мир, не согрешил языком? Конечно, или никакой, или редкий. Если же кто победит, удобопоползновенный свой язык и сохранит его не согрешающим против собеседника[39], такой, конечно же, как сказано, способен право управить и всё тело. Поэтому, кто победит наиболее удобопоползновенный ко греху член, т.е. язык, тот конечно силен победить и то, что медленнее движимо ко греху, т.е. прочее тело. Так толкует это изречение святой Феофилакт и Икумений. Божественный же Митрофан говорит что здесь должно подивиться, великому разуму брата Господня, потому что он, говоря, чтобы не согрешать кому-нибудь языком, что есть, то же, что быть совершенным в добродетелях, этим незаметно показал, что те христиане к которым он писал, были ещё несовершенны и поэтому достойны прощения, последовательно показывая что должно им подражать совершенным и не согрешать языком, чтобы сподобиться блаженства как говорит Сирах: «Блажен … иже языком (своим) не поползнуся» (Сир. 25:11).
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Еф.5:25-27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Истинная Церковь, – говорят сектанты, – не должна иметь согрешающих членов, а в Православной Церкви только грешники, поэтому она не истинная Церковь.
Православный ответ: Если Церковь должна состоять только из безгрешных, тогда и Церкви на земли не может быть, так как безгрешных нет, ибо «все мы много согрешаем» (Иак.3:2) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).
В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви (Еф.4:13-16). В Церкви торжествующей будут они прославлены.
Сектанты говорят: 1Ин.1:7: Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты.
Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» (Мф.26:28), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец (1Ин.1:8).
Иустин (Попович), прп. (†1979)
аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас
Как во Христе свет, так в нас тьма от греха. Тьма греховная распространяется на каждое человеческое существо, потому что никто из людей, ни даже тот, кто был больше всех рожденных женами (т.е. Иоанн Креститель), не является “светом истины”. Единственной человеческой Сущностью всего человеческого рода, Которая наполнена отсутствием греха, Которая есть “Свет истины”, совершенно непорочным является Богочеловек Христос. Тьма и присутствие ее в природе существует потому, что ни один человек не только не является “истинным светом”, но и не является светом вообще. Поэтому евангелист Иоанн говорит о Предтече: Он не был свет (Ин. 1:8).
Это убеждение и осознание, что все человеческое находится в грехе и под грехом, создает истинное представление о человеке, приготавливающее и приводящее к христианской антропологии (человекопознанию).
Кто провозглашает противоположное, обманывает сам себя и не находит истины в себе. Каждое другое представление о человеке ложно, и таковым является гуманистическое учение, которое обожествляет человека в делах его, которые по причине греха являются нечистыми, малыми и пошлыми творениями. Гуманизм является идолопоклонством, и на деле идолопоклонством самого худшего вида – человекопоклонством. Гуманизм зиждется на той основе, что человек по природе хорош. И это приводит к самому трагичному заблуждению, заблуждению, которое создало столько трагедий в мире гуманистической науки, просвещения и культуры вообще. Потому что гуманизм возводит человека до такой высокомерной самонадеянности, что он отрицает и само наличие в себе греха. “Нет греха” – и это одно из основных нравственных величайших достижений гуманизма.
Между тем человеческая действительность полна недостатков, голода, разломов, трагедий, и представляет самое очевидное доказательство и свидетельство о наличии в человеке негативных и губительных сил, которые являются не чем другим, как силами греха. И гуманизм, признавая теорию эволюции, верит, что в ней – средство, которым люди избавятся от всего отрицательного, от недостатка и убожества и, в целом, от всего плохого. Гуманизм верит, что только в этом лекарство, спасение человека, который, уповая на себя, походит на утопающего, который хватается за собственные волосы, чтобы спастись, но естественно и само собой разумеется, что он непременно утонет. Не существует более трагичного понимания и восприятия человека, его предназначения, чем гуманизм. Поэтому он ведет людей к самой трагичной гибели. Поэтому и святой философ истинного знания человека и человеческой природы утверждает: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. И действительно, никто другой столько не обманывает себя, как гуманист – человекопоклонник всякого рода. И естественно, в том, что он почитает, не находится истины.
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Иларий Арелатский, еп. (†449)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Если же на словах мы грех отрицаем, а на деле совершаем, мы будем осуждены на муку за грех, который является совращением.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Пререкание
Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем (Иак.3:2). Так же и Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8). Отсюда ясно, что никого нет без греха, и никто не может сохранить закон Господень.
Отвечаем. Апостолы Иаков и Иоанн говорят о грехах простительных, без которых не может быть никто, а не о грехах смертных, ибо необходимо знать, что между грехами есть большое неравенство. Одни – как сучок и комар, а другие – как бревно и верблюд. Послушай, что говорит Христос: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Лк.6:41). И еще: Горе вам… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (Мф.23,23-24), – то есть от меньших грехов удаляющиеся, а о великих нерадеющие (как, когда во время страстей Христовых не хотели войти в преторию, чтобы не оскверниться, а Христа предали на распятие (Лк.18:24), или когда давали десятину с мяты, аниса и тмина, а оставили суд, милость и веру (Мф.23,23). Но неравенство грехов можно узнать и отсюда, когда Христос говорит: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» ( слово рака на еврейском и сирийском языке означает человека праздного от дел, по-нашему – бездельника), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф.5,22). Видишь степени грехов, что в одних есть вина, достойная суда, в других – достойная синедриона, а в третьих – достойная геенны огненной. Следовательно, одни грехи по сути смертные, приносящие смерть душе и отнимающие благодать Божию, которая есть жизнь души, а другие грехи – простительные, не отнимающие благодати Божией от душ праведных по слову Святого Духа в притчах Соломона: семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Притч.24,16). Обрати внимание на эти слова: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч.24,16), – и знай, что и в праведниках бывает некое падение или грехопадение без истребления праведности, или без отъятия Божией благодати. И такие грехопадения мы называем грехами простительными, то есть заслуживающими прощение, а не смертными, то есть приносящими смерть душе. Без простительных грехов едва ли кто-нибудь может прожить, кроме Христа и Его Пречистой Матери. Но от смертных грехов благодатью Божией может быть свободен всякий человек, бдительно ходящий путем закона Божия. Когда же апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем (Иак.3:2), а также когда и Иоанн Богослов говорит: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8), – то они говорят о простительных грехах, а не о смертных. Но обрати внимание, что когда апостолы это говорили, в то же время они были святыми, следовательно, их святость могла быть вместе с простительными грехами.
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Для всех и всегда необходима цена крови Господа Спасителя мира. Как силою искупительных заслуг Христовых мы возрождаемся в жизнь благодатную, приемлем многоразличные дары Благодати; так только силою искупительных заслуг Спасителя мы и можем, по слову Апостола, ходить во свете, т.е. питать в себе живую веру в Бога, и жить по вере. Без благодатной помощи, даруемой нам за цену крови Иисуса Христа, мы всегда готовы ниспасть во тьму греховную: ибо, доколе живем в этом мире и носим это греховное тело, мы всегда удобопреклонны ко греху, и грешим. Если говорим, пишет Апостол, что не имеем греха: обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили ни делом, ни словом, ни помышлениями или желаниями, то мы обманываем себя; в самообольщении не видим себя, каковы мы на самом деле, не сознаем истины и поступаем не по истине, – и истины нет в нас.
Говоря так, святой Богослов показывает, что слова его: если же ходим во свете, подобно как Он во свете – не значат того, будто истинные последователи Христовы совершенно чисты от грехов, безопасны от падения; но означают только то, что они, питая в себе живую веру во Христа, ходят пред Богом, как пред находимым Солнцем; помышляя о Его совершенствах и благоговея пред Ним, стараются всегда исполнять заповеди Божии и всеми силами удаляться всяких грехов; а подвергаясь, по немощи, грехам, спешат искренним раскаянием очистить себя от сознаваемых грехов. Для этого Господь и заповедал своим ученикам в молитве всегда просить Отца небесного: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Никто да не помышляет, что он невинен пред Богом, не имеет греха. Если бы кто подумал так, тот стал бы обманывать сам себя. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Такой помысл есть плод гордого самообольщения, прогневляющий Бога, который всем хочет спастись и всем дарует благодатные средства ко спасению.
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
Если говорим и проч.: как бы человек ни был праведен, он всегда имеет грехи, и, чем он праведнее, тем глубже сознает свою греховность и не может говорить, что он не имеет греха. Ценою крови Христовой христианин возрождается в новую жизнь и может ходить во свете, но всегда может ниспасть во тьму греховную, всегда удобопреклонен ко греху и грешен, и потому, если кто стал бы говорить и уверять, что он не имеет греха, тот обманывает себя, в самообольщении не видит себя, каков он есть на самом деле, не понимает и не сознает истины, поступает не по истине и истины нет в нем. Возможно ли, чтобы кто-нибудь считал себя безгрешным? Вероятно, так учили лжеучители и обольщали таковым лжеучением, совершенно нелепым, и их нелепость изобличает апостол. Хождение во свете не означает того, чтобы верующие последователи Христовы были совершенно чисты от грехов, безопасны совершенно от падения, а означает только то, что они стараются по мере сил исполнять заповеди Божии и удаляться от всяких грехов, а подвергаясь оным, очищаются кровию Христовою от них. Но, с другой стороны, сознание, что христианин грешит и склонен к падению, не значит, что он не может ходить во свете, и потому не должно устрашать или приводить в отчаяние, ибо кровь Христова сильна очистить его от всякого греха при условии исповедания грехов.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас
Уже в последних словах ст. 7-го Апостол высказал мысль, что грех действует и в христианах, и что все они имеют нужду в очищающей силе Крови Христовой. Теперь, имея в виду, быть может, лжеучителей, отвергавших эту истину, Апостол с особенною настойчивостью доказывает необходимость для всех христиан иметь сознание испорченности своей природы и склонности ко греху. Недостаток этого сознания, а тем более полное его отсутствие ведет не только к пагубному самопрельщению (ст. 8), но далее - в конце концов - к отрицанию искупительного дела Христова, к признанию даже Самого Бога лжецом (ст. 10), ибо, если люди сами по себе могут быть без греха, то излишни искупление и Искупитель, и Слова Писания о необходимости для всех искупления оказывались бы лживыми. Но отрицая и осуждая со всею решительностью самопрельщение и притязание на совершенную безгрешность, Апостол вместе с тем разрешает естественно возникающий вопрос: как же примирить греховное состояние христианина с необходимым требованием общения с Богом, Который есть свет? Ответ на это недоумение Апостол дает в ст. 9 в том смысле, что необходимым условием общения нашего с Богом при наличности несомненной греховности нашей - исповедание, т. е. открытое, решительное и настойчивое признание наших грехов: εάν ομολογώμεν τάς αμαρτίας ημών - исповедание не общей только греховности, но определенных грехов, известных, как деяния тьмы. Что исповедание грехов не может ограничиться одним внутренним сознанием, а должно сопровождаться и внешним исповеданием или открытым самосуждением пред Богом и пред свидетелем, поставленным Богом вязать и решать грехи человеческие (Ин 20:22-23), это предполагается уже значением и новозаветным употреблением термина ομολογεϊν, заключающего в себе мысль о внешней высказанности или выражении того или другого пред людьми (ср. Мф 10:32-33; Ин 1:20). «Сколь великое благорождается от исповеди, видно из следующих слов: «скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться» (Ис XLIII:26) (блаж. Феофил.). При выполнении нами требуемого условия - исповедания грехов - Бог, по уверению Апостола, непременно простит грехи кающемуся (слав, оставит грехи наши) и внутренно очистит грешника от неправды (очистит нас от всякой неправды). В этом одновременно осуществляется и верность, и праведность Бога. «Бог верен, это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин 6:37) (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Представляя другое лжеучение, а именно относительно безгрешности людской, не требующей якобы искупления, Апостол снова показывает, как оно противно истине и вредоносно; тогда как, если мы не только не будем горделиво превозноситься своими мнимыми достоинствами, а напротив, будем смиренно сознавать свои грехи и молиться о прощении их, то Бог, обещавший грешникам оставление, очистит нас. Может быть, говоря о безгрешности, Апостол по преимуществу имел в виду еретиков (аномистов), отрицавших греховность всех поступков, как бы они ни были ненравственны; но его слово касается и всех христиан, нередко обольщающихся и представляющих некоторые грехи малыми и вовсе не замечающих другие. Блаженный Августин говорит: «пока человек носит в себе плоть, он всегда имеет грехи, хотя может быть и легкие. Но берегись презирать те, которые мы называем легкими; ты презираешь их, когда их взвешиваешь; но ты испугаешься, когда их сосчитаешь!». Богоподобная святость есть только предмет бесконечного стремления для христианина, постепенно переходящего от силы в силу, в чем особенно способствует нам Кровь Иисуса Христа, через которую при исповедовании грехов перед лицом пастыря Церкви подается отпущение грехов (Мф.18:18); (Ин.20:22,23). И если мы раскаемся в грехах и открыто исповедуем их, то грехи наши простятся, как бы они велики ни были; они простятся нам потому, что Иисус Христос приходил грешников спасти (Мф.9:13) и Апостолам Своим Он сказал: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас
Никто из людей не может сказать, что он не имеет греха, хотя бы он и достиг высоты нравственного совершенства. И если кто утверждает, что не имеет греха, тот самообольщается, не видит своего действительного нравственного состояния, в таком человеке истины нет. Видимо среди читателей были такие лжеучители и их-то апостол и обличает, про них-то и говорит апостол, что в них истины нет.
Призывая верующих ходить во свете, апостол не то хочет сказать этими словами, что кто ходит во свете, тот уже совершенно не грешит. Нет. Хотя мы и очищаемся в таинстве крещения от первородного греха, но склонность ко греху в нас остается, возможность грешить от нас не устраняется. А по сему хождение во свете означает наше искреннее желание исполнять заповеди Божии и всемерное стремление избегать всякого греха. Но часто при всех наших усилиях не грешить, мы все же падаем, искушаемся, грешим. Падать духом в таких случаях мы не должны; у нас есть средство очиститься от грехов. Это – таинство исповеди.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Мы под благодатью и от греха освободились (Рим.6:14-18; 1Пет.2:24)
Ответ:
В Послании к Римлянам (Рим.6:14-18) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею («да не царствует» Рим.6:12). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя «в рабы праведности... на дела святые» (Рим.6:19), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее – жизни вечной (Рим.6:22).
Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию (Мф.6:12; Мк.10:18; 1Ин.1:8-10; Рим.3:4; Иак.3:2; 3Цар.8:46; Еккл.7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, «невежда, неутвержденный» в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин).
«Вы не под законом», который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, «но под благодатью», которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию (Рим.6:14).
Апостол Петр (1Пет.2:24) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, «обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14), грешат.
«Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит», – наставляет преподобный Макарий Египетский, – «то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати».*
-------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа 15,1904 г., стр. 117.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Если бы мы и согрешили, то Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1Ин.1:8).
Ответ:
Кровь Иисуса Христа очищает от грехов только того, кто «испытав себя» (1Кор.11:27), по заповеди Господа (Мф.26:27; Ин.6:53,56), причащается ее не духовно, как умствуют сектанты, а действительно из «чаши благословения» (1Кор.10:16), «чаши Господней» (1Кор.11:27). Для очищения от грехов не достаточно, чтобы Кровь, пролившаяся на Голгофе, содержалась в человеческом естестве Искупителя, но необходимо, как учил Господь и апостолы, что бы она уделялась каждому в отдельности христианину.
У сектантов нет и не может быть таинства святого причащения, нет у них поэтому и очищения от грехов Кровью Господа; тяжкому подлежат они наказанию за то, что не почитают за святыню Кровь Христову (Евр.10:29), подаваемую в «чаше Господней», попирая тем самым Сына Божия, повелевшего пить Ее.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Каяться нужно в душе перед Богом (Пс.31:5;50:3), а не перед священником – грешным человеком..
Ответ: В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2Цар.12:1-14). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев.4-6;16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (Рим.3:25-26; Евр.10:1-4), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (2Цар.12:13; 3Цар.21:27-29; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (1Ин.1:8;10; Иак.3:2 и др.), только один Бог без греха (Откр.15:4). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (Деян.19:18) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (2Кор.2:7). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.(1) Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Остроумов С. Письма о правосл. благочестии. 1907 г., стр. 194, 203.