Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

В его послании заключены две вещи: что мы должны просить [прощения] за грехи и что мы получаем отпущение их, когда просим.

О проповеди Господа

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

Как мы не можем жить здесь без греха, единственная надежда на спасение заключается, во-первых, в исповеди, чтобы никто не почитал себя праведником и не возносил главу в глазах Божиих, затем, в любви, ибо она покрывает множество грехов (1Пет 4:8). Поэтому апостол далее в этом послании многократно ее восхваляет. Он изящным образом убеждает одновременно и в том, что мы должны молиться о прощении грехов, и в том, что, молясь, получаем [просимое] от Божьего милосердия.

Верным апостол называет Господа, ибо Он верно соблюдает обещанное, отпуская грехи: ведь Тот, Кто учил нас молиться о долгах и грехах наших, обещал нам милость и прощение от Отца. Праведным же он величает Его потому, что Он по справедливости отпускает честно исповеданный грех: простит нам грехи наши, говорит апостол, и очистит нас от всякой неправды. Отпускает Он в этой жизни избранным ежедневные, незначительные прегрешения, без которых невозможно жить на земле, а очищает от всякой неправды после разлучения с плотью и вводит их в ту жизнь, в которой праведные и не пожелают, и не смогут более грешить. Здесь Он прощает великие искушения тем, кто молится, дабы не поддаться им, и прощает малые, чтобы они не нанесли вреда; а там очищает от всех, чтобы в вечном Царстве у блаженных не было никакой неправды.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10.  если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю тяжесть преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: говори ты грехи свои, чтобы оправдаться (Ис.43:26); а что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное. Бог, говорит апостол, верен. Это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственной  своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог  верен, а праведен  Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин.6:37). Итак, тем, которые чрез покаяние прибегают ко святому крещению, Он, несомненно, прощает грехи, хотя бы они согрешили против Него и против других. Если, говорит, исповедуем, то получим соответствующее исповеди прощение. Если же бесстыдно скажем, что мы не согрешили, то совершим двоякое зло: покажем себя лжецами и изречем хулу на Бога. Ибо Он говорит чрез пророка: воздают Мне злом за добро  (Псал.34:12), и Сам лично: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). Если и при этом мы говорим, что не согрешили, то отвергаем Его слова, которые суть дух и жизнь; ибо сказано: слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

Какая необыкновенная логика! Верен и праведен; потому и оставит нам все грехи, коль скоро мы исповедаемся в них и признаем себя виновными! Но так действовать прилично одному милосердию; а правды неотъемлемое свойство - судить, осуждать виновных и наказывать. Каким же образом тут Божественная правда забыла, так сказать, свою природу и обратилась в милосердие? Следующим: Сын Божий, Существо чистейшее и всесовершеннейшее, по любви к падшему роду человеческому, принял на Себя все грехи человеков, и страданиями и смертью Своею удовлетворил за них правосудию Божественному во всей полноте и силе, на том условии, чтобы те, кои обращаются от пути злого и неправд своих, и будут просить помилования во имя Его, всегда и невозбранно получали оное. Премилосердый завет сей в пользу падшего человечества и всех грешников принят и утвержден на всю вечность самою правдою Божиею. После сего каждый раз, когда грешник раскаивается и просит помилования, не только милосердие Божие, всегда и без того стоявшее за несчастных грешников, но самая правда Божественная, по самой природе своей стоявшая некогда против нас, требует, чтобы грешнику подаваемо было прощение. Иначе, со стороны Самого Судии Небесного не было бы соблюдено верности тому завету и договору, который принят, одобрен и утвержден Им самим; иначе правосудие Божественное перестало бы быть правосудным… Итак, вот откуда эта необыкновенная логика! С Голгофы!..

Мысли о бессмертии

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

И так каждый раз: как только согрешишь, исповедай пред Богом искренно грех твой – и тебе оставится он. Вздохни, поскорби – и исцеление верно.

Дневник. Том I. 1856

Иустин (Попович), прп. (†1979)

аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды

Истина для человека существует в противоположной стороне, в осознании, понимании, что все люди находятся во грехе и под властью греха, поскольку только это понимание и знание побуждает людей искать спасения от греха и его последствий, искать Спасителя. И Спасителем от греха может быть только Тот, Кто Сам без греха. И таким в человеческом роде является единственно Господь и Бог наш Богочеловек Иисус Христос, Который одновременно и зритель, и участник опыта человеческого рода. Все другие признанные и самозванные “спасители” являются высокомерными хвастунами, потому что все без исключения спасают и врачуют человека от поверхностных и “кожных” его болезней, а не от главных и существенных недугов, то есть от грехов, которые равносильны смерти. Для них смерть является необходимостью человеческой сущности. И это значит, что грех представляется чем-то неотвратимым. На этом заявлении строится здание человеческой сущности и человеческого счастья. Трагичная установка, которая всегда завершается катастрофой.

Выход из этого только один: беспристрастное видение человека в его действительном положении и наблюдение со вниманием присутствия и разлития в нем зла греховного, наше признание, что нас может спасти только безгрешный Богочеловек Христос. Это признание и исповедание побуждает человеколюбие и правду Господа поспешить на помощь нам и спасти нас от греха. Без этого признания Он не придет, чтобы нас принудить силой Своей, и, таким образом, разрушить свободу человека и любовь, на которых зиждется и ради которых существует человек. Богочеловек является совершенным Праведником. Потому в Его праве и власти прощать грехи: совершенная Богочеловеческая праведность дает Ему силу прощения и оставления грехов. И эту власть имеет только безгрешный Иисус, Богочеловек. Святой Иоанн Богослов благовествует здесь, что аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды.

Верен кому? Верен человеку, верен по любви. Верен богоподобной душе человека. Верь, что это освобождение от греха ведет человека посредством евангельских подвигов к Божественному совершенству. Верь, что человек может изобразить в себе “совершенного человека”, стать кротким и вообще украшенным всеми евангельскими добродетелями. От нас Богочеловек хочет только одного: исповедания и познания, что мы грешные, а все остальное сделает Он, Человеколюбец, Единственный и Спаситель да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды. И как “Праведный” и “Верный”, Он дарует нам Божественные силы, чтобы мы устояли в новой жизни, в жизни в правде и в преподобии истины (Еф. 4:24).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

Бог верен - это сказано вместо Бог истинен. Ибо слово верен означает не только уверовавшего, но и Того, в Кого верят, Кто может и других приобщить к Своей истинности. Именно в этом смысле Бог [назван] верным, праведен же Он потому, что не отвергает приходящих к Нему, как бы тяжко они ни согрешили.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Доказательство

Когда кто-нибудь обещает кому-нибудь что-то дать, а обещает не просто, но с таким условием – если выполнишь эту или ту мою заповедь, или если сделаешь это или то дело, дам тебе эту или ту плату. В таких обещаниях с условием всякий, желающий получить обещанную награду, должен обязательно сделать то, что присоединяется условием. Если же не сделает, то не получит обещанной награды. Например, если царь обещает воину награду с условием «если», и говорит ему: «Если победишь врага, дам тебе почести победителя», – или: «Если захватишь город, сделаю тебя большим начальником». Воин, слышащий это царское обещание, сказанное с условием «если», и желающий получить обещанную почесть или начальство, должен непременно победить врага или захватить город. Если же не сделает этого, то определенно почестей победителя или начальства, обещанных с условием, не получит. Так и Христос Спаситель наш, Царь царствующих и Господь господствующих, поступает с нами. Обещал нам дать Царство Небесное, но обещал не просто, а с условием «если». Послушаем, что Он говорит в Евангелии: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5,20). И Сам объясняет Свои слова, что означает нашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев. Праведность книжников и фарисеев состояла в том, чтобы любить своих друзей, не убивать, не прелюбодействовать, не клясться. Наша же праведность состоит в том, чтобы любить не только друзей, но и врагов, не только не убивать, но и не гневаться напрасно, не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с самопроизвольным вожделением на женщину. Еще: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). Не явно ли здесь Христос обещает жизнь вечную? Но с условием «если», как бы сказав: «Если соблюдешь заповеди, войдешь в жизнь вечную». Еще: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:17). И еще: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин.15:14). Еще: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6,14). Еще: если не обратитесь и не будете как дети (незлобием, смирением, кротостью, чистотой, нелюбостяжанием, нелихоимством, простодушием, непамятозлобием), не войдете в Царство Небесное (Мф.18,3). Еще: если не покаетесь, все… погибнете (Лк.13:3). Еще: так поступай, и будешь жить (Лк.10:28), – то есть если так будешь поступать, если возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Если это сотворишь, будешь жить. И всякий, кто (если) оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19,29).

Подобные этим обещания жизни вечной с условием «если» находятся и в посланиях апостолов: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.8:13). Еще: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2,11-12). Еще: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак.2:8). Еще: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Еще: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр.3,21). Как бы сказал: «Если кто победит, дам ему сесть на престоле Моем». Блажен человек, который (если) переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8).

То же находим и у пророков: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез.18,21-22).

Вот, мы привели такое множество мест из Священного Писания, из которых ясно, что Бог обещает жизнь вечную. Но обещает не просто, а с условием «если». Что же из этого следует? Следует то, что поскольку в обещаниях с условием «если» всякий, кто хочет получить обещанную награду, должен непременно сделать то, к чему обязывает условие «если». Поэтому и мы, желая получить жизнь вечную, обещанную нам с условием «если», должны непременно делать то, к чему обязывает нас условие «если». И так как в вышеупомянутых местах Священного Писания условие «если» обязывает нас делать добрые дела, соблюдать заповеди, каяться в грехах, поэтому, если мы хотим получить Царство Небесное, то необходимо нам все это исполнять и к вере присоединять добрые дела, а не уповать только на одну веру.

Подтверждение

Эти слова Христовы с условием: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5), – таким образом, обязывают принимать Крещение, потому что без Крещения невозможно получить жизнь вечную. Поэтому равно и слова Христовы с добавлением: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17), – таким образом, обязывают соблюдать заповеди, что жизнь вечную невозможно получить без соблюдения заповедей. А это совершается добрыми делами. Поэтому добрые дела совершенно необходимы для стяжания вечной жизни.

Все это мы излагаем вкратце:

1. Обещание с условием требует исполнения того, что является условием, как мы говорили выше.

2. Но обещание жизни вечной – это обещание при условии выполнения добрых дел.

3. Поэтому обещание жизни вечной требует выполнения добрых дел.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

Как бы так ответствует Апостол на помыслы тех, коих устрашает мысль о своей греховности: должны страшиться своих грехов только те, кто беспечно предаются им, не заботятся о том, чтобы не грешить, и, повседневно согрешая, не сознают себя грешниками, или не стараются истинным покаянием очистить себя от грехов: такие грешники, произвольно отвергая действие спасительной Благодати, удаляются от Спасителя и стремятся к погибели. Но если мы исповедуем наши грехи: то Он, милосердый Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды. Если мы искренно сознаем свои грехи пред Богом, сокрушаемся о них и просим прощения их у Бога, ради заслуг Господа Спасителя, и исповедуем их пред отцом духовным, питаем желание и твердое намерение избегать грехов в будущее время: то всеблагий Бог, как обещавший прощать грехи и верный в Своих обетованиях, по Своей Божеской правде, приемля, в умилостивление за наши грехи, заслуги единородного Сына Своего, простит нам грехи и очистит нас от всякой неправды и всякой нравственной нечистоты, какой только можем мы подвергнуться по нашей наклонности ко грехам, по нашей нетвердости или по нашему нерадению, или забвению, или неведению, или по другой какой немощи.

Если исповедуем грехи наши. Исповедать свои грехи – необходимое условие, чтобы получить прощение их. Исповедать свои грехи пред Богом должны мы всегда, сознавая свое недостоинство пред Ним, и с искренним сокрушением и болезнованием прося у Него прощения своей вины каждый раз, когда сознаем свои грехи, испытывая свою совесть. А это мы должны делать повседневно, и во всякое время, когда только можем внимать себе и свои внешние и внутренние действия сверять с законом Божиим. А в определенное время, по руководству святой Церкви, каждый православный христианин должен исповедовать свои грехи пред отцом духовным, чтобы чрез него получить отпущение или разрешение своих грехов от Самого Господа, по Его обетованию.

Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши. И в Ветхом Завете Бог многократно обещал прощение грехов кающимся грешникам (Иез. 18:21, 22), и в Новом Завете Иисус Христос говорит: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14), и научил молиться: и остави нам долги наша, или грехи наши, для того, чтобы мы не предавались малодушию и отчаянию, но надеялись получить и получали прощение своих грехов, по беспредельной благости Отца небесного. Он, как верный в Своих обетованиях и праведный во всех делах, без сомнения исполнит обещанное, когда мы с истинным раскаянием будем просить у Него милости.

И очистит нас от всякой неправды. Оставление грехов и очищение от всякой неправды или греховной нечистоты есть плод искупительных заслуг Иисуса Христа: Его кровь, как прежде сказал св. Иоанн, очищает нас от всякого греха (1Ин. 1:7). А наше искреннее сознание своих грехов, сокрушение о них, моление к милосердому Богу о прощении и помиловании нас – только условия с нашей стороны, чтобы нам быть способными усвоить себе спасительное действие заслуг Искупителя, ходатайствующего о нас пред Отцем небесным.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

Если исповедуем и проч.: исповедовать грехи не значит только сознавать их, хотя без сознания исповедание не может быть действенным, не только раскаиваться в них, но открыто исповедовать их пред Богом и пред свидетелем, поставленным вязать и разрешать грехи (Ин. 20:22—23), то есть при посредстве таинства покаяния. Таким образом, смысл изречения таков: если христианин искренно сознает свои грехи пред Богом, сокрушается о них и просит прощения в них у Бога ради крестных заслуг Христа Спасителя, если исповедует их пред отцом духовным, питая желание и намерение избегать грехов, то он получит от Бога прощение оных. Таинство покаяния есть, таким образом, необходимое условие примирения христианина с Богом крестною жертвою Христовою. «Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю великость преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться (Ис. 43:26). А что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное» (Феофилакт). — Верен и праведен: верность Свою Бог являет в Своих обетованиях и исполнении их (ср. Евр. 10:23; Евр. 11:1; 1Кор. 1:9; 10, 13; 1Фес. 5:24); что Он обещает сделать, то сделает, так как Он Своему слову всегда верен, как истинный во всех Своих словах и делах. И праведен: или правосуден, воздает всякому и всему по делам, справедливый, беспристрастный. Или, как толкует блаженный Феофилакт: «Бог верен, это — то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностию может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет» (Ин. 6:37). В приложении к прощению грехов человеческих и очищению неправд их выражение имеет такой смысл: как бы тяжки ни были грехи наши, не должно смущаться и отчаиваться, страшась праведного суда и гнева Божия. Он простит нам прегрешения наши, потому что Он не может быть неверным в известных обетованиях Своих о принятии спасающихся грешников, ибо кровию Христовою вполне удовлетворяется правосудие Божие и жертвою Его прощаются человеку всякие грехи и очищаются всякие неправды. — Простит, или оставит: не только снимет вину грехов как судия, но уничтожит, или изгладит, самые грехи, так что и помину их не останется ни в мысли, ни на деле; очистит, или омоет, кровию Христовою, или уничтожит нечистоту. Очищение грехов и оставление всякой нечистоты есть плод искупительной жертвы Христа Спасителя, а наше исповедание грехов и сокрушение суть условия с нашей стороны, чтобы быть способными усвоить себе спасительное действие заслуг Искупителя.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Грехи оставляются нам лишь под тем условием, если мы их исповедуем. А исповедание совершается устами (Рим.10:10) и для людей, которым мы в словах уст износим и предлагаем нашу мысль или чувство. Посему в этих словах ап. Иоанна должно усматривать указание на то исповедание друг другу (наипаче же священнику) своих согрешений, о котором писал еще апостол Иаков (Иак.5:16). Так и теперь оставление грехов приемлется нами чрез таинство исповеди или Покаяния.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

протоиерей Илия Соколов (†XIXв.)

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Итак, должны мы сознавать пред Богом свое недостоинство, и виновность свою пред Ним исповедать. А чтоб обязанность сия не была нами забываема, мы имеем напоминателя в Таинстве покаяния, установленном Церковию. Спасительное сие Таинство смиряя человека пред Богом, в то же время воскриляет дух его, а сердце исполняет неизъяснимою радостию. Самые Ангелы небесные радуются о нем – кающемся более, нежели о девяносто девяти других праведных, неприносящих такового покаяния (Лк.15:7). Действительность оправдания чрез покаяние нельзя не ощущать в себе Христинину. А сколько уроков дает нам Св. Писание. Приклоним ухо к словам кающегося Давида. С сердцем сокрушенным и духом смиренным говорил он: когда молчал я, т.е. не исповедывал грехов своим пред Господом, тогда измождались кости мои от вседневного стона моего; ибо день и ночь тяготила надо мною рука Его; терялась свежесть во мне, как в летние жары; но когда открыл я грех мой, и вины моей не утаил; когда я сказал: исповедуюсь пред Господом в преступлениях моих, тогда и Бог оставил нечестие сердца моего, т.е. снял с меня вину греха (Пс.31:2;5). Тем яснее выражают мысль сию Св. Апостолы, когда говорят: исповедуйте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16). Аще кровь козлея и телячая, и пепел юнчий, кропящий оскверненная, освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну (Евр.9:13;14).

Краткое изъяснение 1-го Соборного послания святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

Уже в последних словах ст. 7-го Апостол высказал мысль, что грех действует и в христианах, и что все они имеют нужду в очищающей силе Крови Христовой. Теперь, имея в виду, быть может, лжеучителей, отвергавших эту истину, Апостол с особенною настойчивостью доказывает необходимость для всех христиан иметь сознание испорченности своей природы и склонности ко греху. Недостаток этого сознания, а тем более полное его отсутствие ведет не только к пагубному самопрельщению (ст. 8), но далее - в конце концов - к отрицанию искупительного дела Христова, к признанию даже Самого Бога лжецом (ст. 10), ибо, если люди сами по себе могут быть без греха, то излишни искупление и Искупитель, и Слова Писания о необходимости для всех искупления оказывались бы лживыми. Но отрицая и осуждая со всею решительностью самопрельщение и притязание на совершенную безгрешность, Апостол вместе с тем разрешает естественно возникающий вопрос: как же примирить греховное состояние христианина с необходимым требованием общения с Богом, Который есть свет? Ответ на это недоумение Апостол дает в ст. 9 в том смысле, что необходимым условием общения нашего с Богом при наличности несомненной греховности нашей - исповедание, т. е. открытое, решительное и настойчивое признание наших грехов: εάν ομολογώμεν τάς αμαρτίας ημών - исповедание не общей только греховности, но определенных грехов, известных, как деяния тьмы. Что исповедание грехов не может ограничиться одним внутренним сознанием, а должно сопровождаться и внешним исповеданием или открытым самосуждением пред Богом и пред свидетелем, поставленным Богом вязать и решать грехи человеческие (Ин 20:22-23), это предполагается уже значением и новозаветным употреблением термина ομολογεϊν, заключающего в себе мысль о внешней высказанности или выражении того или другого пред людьми (ср. Мф 10:32-33; Ин 1:20). «Сколь великое благорождается от исповеди, видно из следующих слов: «скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться» (Ис XLIII:26) (блаж. Феофил.). При выполнении нами требуемого условия - исповедания грехов - Бог, по уверению Апостола, непременно простит грехи кающемуся (слав, оставит грехи наши) и внутренно очистит грешника от неправды (очистит нас от всякой неправды). В этом одновременно осуществляется и верность, и праведность Бога. «Бог верен, это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин 6:37) (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст.8-9 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

     
Представляя другое лжеучение, а именно относительно безгрешности людской, не требующей якобы искупления, Апостол снова показывает, как оно противно истине и вредоносно; тогда как, если мы не только не будем горделиво превозноситься своими мнимыми достоинствами, а напротив, будем смиренно сознавать свои грехи и молиться о прощении их, то Бог, обещавший грешникам оставление, очистит нас. Может быть, говоря о безгрешности, Апостол по преимуществу имел в виду еретиков (аномистов), отрицавших греховность всех поступков, как бы они ни были ненравственны; но его слово касается и всех христиан, нередко обольщающихся и представляющих некоторые грехи малыми и вовсе не замечающих другие. Блаженный Августин говорит: «пока человек носит в себе плоть, он всегда имеет грехи, хотя может быть и легкие. Но берегись презирать те, которые мы называем легкими; ты презираешь их, когда их взвешиваешь; но ты испугаешься, когда их сосчитаешь!». Богоподобная святость есть только предмет бесконечного стремления для христианина, постепенно переходящего от силы в силу, в чем особенно способствует нам Кровь Иисуса Христа, через которую при исповедовании грехов перед лицом пастыря Церкви подается отпущение грехов (Мф.18:18); (Ин.20:22,23). И если мы раскаемся в грехах и открыто исповедуем их, то грехи наши простятся, как бы они велики ни были; они простятся нам потому, что Иисус Христос приходил грешников спасти (Мф.9:13) и Апостолам Своим Он сказал: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 8-9. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Об исповеди.


Грехи оставляются нам лишь под тем условием, если мы их исповедаем. А исповедание совершается устами: Рим.10:10, и пред людьми, которым дана власть вязать и разрешать грехи: Мф.18:18; Ин.20:23; Деян.19:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Мы, от Бога рожденные, не грешим (1Ин.3:9).

Ответ:   «Рожденный от Бога», по учению апостола, есть «верующий, что Иисус есть Христос» (1Ин.5:1), «любящий Бога и ближнего» (1Ин.4:7), «делающий правду» (1Ин.2:29). «Рожденный от Бога», имея «семя Его», хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему (1Ин.5:18; Иак.4:7; Еф.4:27), почему и «не делает греха», и «не может грешить» (1Ин.3:9; 1Ин.3:6). «Семя Его», происходящее от Бога и сообщенное верующему Иисусом Христом через Святого Духа (в таинствах крещения и миропомазания), есть благодатное начало духовной жизни, которое служит источником постепенного и постоянного развития его до степени нравственного совершенства при участии и содействии самого человека («очищает себя» – 1Ин.3:3; «хранит себя» – 1Ин.5:18). Христиане, в которых пребывает божественное семя вечной жизни, действительно обладают условиями для невозможности грешить; хотя, несомненно, грех еще склоняет их к греховным поступкам, но он уже не господствует (Рим.6:11-22). Все направление жизни верующего – против греха, так как он сделался «рабом праведности», – «рабом Богу» (Рим.6:18-22). Он хочет только «праведности» и «святости», хотя еще не всецело умертвил в себе противодействующую ему и возбуждающую ко греху похоть. Но исповедание грехов, приобщение Крови Христовой (1Ин.1:9), самоочищение и освящение силою Духа Святого составляют верный путь к указанной апостолом конечной цели – нравственной невозможности грешить.*

«Семенем», – объясняет блаженный Феофилакт, – «называет Духа, Которого мы получаем через крещение и Который, пребывая в нас делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого».**

Но достигли ли сектанты такой степени нравственного обновления, что могут о себе сказать: «мы не грешим»? Их вражда к пастырям православной Церкви, их горделивое превозношение мнимыми достоинствами, кощунство и хуления показывают, что они «пребывают в смерти» (1Ин.3:14-15), «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин.2:11).

----------------------------------------------------------------------------------------------
* - Ibid., стр. 503–504.
** - Толкования на Собор. Посл. 1906 г., стр. 131.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят: 
 Мы под благодатью и от греха освободились (Рим.6:14-181Пет.2:24)
 

Ответ:
В Послании к Римлянам (Рим.6:14-18) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею («да не царствует» Рим.6:12). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя «в рабы праведности... на дела святые» (Рим.6:19), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее – жизни вечной (Рим.6:22).
Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию (Мф.6:12; Мк.10:181Ин.1:8-10; Рим.3:4; Иак.3:23Цар.8:46; Еккл.7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, «невежда, неутвержденный» в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин).
«Вы не под законом», который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, «но под благодатью», которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию (Рим.6:14).
Апостол Петр (1Пет.2:24) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, «обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14), грешат.
«Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит», – наставляет преподобный Макарий Египетский, – «то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати».*
-------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа 15,1904 г., стр. 117.

Православная Церковь и сектанты

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

исповедать грехи, это - значить сознать их и отказаться от них совершенно. При таком условии нашей исповеди Он, т. е. Господь, будучи верен, т. е. будучи всегда верен - как сама истина - своим словом и обещанием прощать кающегося грешника, и праведен, - т. е. будучи судиею без всякого лицеприятия, простит нам грехи наши, т. е. изгладит, сотрет, простит их совершенно и не помянет их, и очистит нас от всякой неправды, т. е. своею честною кровью, крестными заслугами, очистит нас от всякой неправды, т. е. нравственной нечистоты.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible