Скрыть
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна

Любящий брата терпит все ради единства в любви. Много возлюбившие закон твой, то есть любовь, несут в себе не раздор, а мир.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-11 но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя (Лев. 19,18). Но как, скажет иной, по отношению к язычникам апостол пишет о древней заповеди, когда нигде ничего такого у них не находится? Отвечаем. Закон о любви к ближним написан и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижали сердца естественными помыслами. А что помыслы, насажденные в нас с природой, называются естественным законом, в этом может удостоверить апостол Павел, который говорит: вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7,23). Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг ко другу и ко всему сродному; вследствие сего человек есть животное общественное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много свидетельств о людях, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. 15,13). Поскольку же заповедь о любви к ближним дана была и иудеям и язычникам, то апостол и говорит, что при древней заповеди, которую вы слышали, о любви к ближнему, пишу вам еще новую заповедь, которая истинна и в Том, Кто присвоил вас Богу чрез общение с Ним, и в вас, которые вступили в общение с Ним; ибо Он говорит: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46), и истинный Свет, по слову Его, уже светит, а во свете нет тьмы. Пусть же светит истинный свет любви в истинном и нелицемерном расположении к братьям, и тьма ненависти пройдет, то есть исчезнет; ибо такое значение придает слову «проходит» и апостол Павел, когда говорит: ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7:31).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 9-11 глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему

Что есть тьма? – Грех, любой грех. Чем больше грех, тем больше тьма. Чем его меньше, тем и тьма меньше. Когда человек находится во тьме? – Когда живет во грехе. И когда человек находится во свете? – Когда живет по Евангелию Христа, с Евангельскими Его добродетелями. Каждая из них является проводником “истинного света” от Господа в человеческую душу. Чем больше добродетель, тем больше проводник истинного света. Евангельская любовь к людям исполняет человека истинным светом, которым просвещает человеческие существа и раскрывает в них богоподобных братий его. Он видит просвещенными все пути, какими человеческая душа соединяется с Богом. И прежде всего он видит путь, каким его душа соединяется с Богом, путь, который ведет к Нему.

Он тогда знает Богоподобную цель и задачи своего существования и выполняет их с помощью своей евангельской жизни. Он знает, что человеческая сущность из этого мира через евангельские добродетели устремляется в Богоподобный мир, из этой жизни в Богоподобную жизнь, которая выше смерти, которая вечна. Человек, не верующий в Господа Иисуса Христа, в этот истинный свет, не знает, куда идет, не знает действительной цели и задачи своей жизни на земле, не видит и не знает истинной цели и задачи других людей, потому что не имеет истинного света, который единственный освещает все человеческие существа до глубины, до осуществления Божественной цели человеческого существования. Также и мир, который не верит в Господа, слеп и не знает, куда идет. Ради примера: зависть – это тьма. Человек кого-то ненавидит и считает ненавистным, потому что не видит в нем Божьего создания, не воспринимает его как “богоподобную сущность”, не находит пути в своей душе, потому что не имеет истинного света, который освещает сущность им ненавидимого брата и который показывает вечную и бессмертную сторону его.

В этой тьме, в этом неведении о человеке живут все те, кто представляет собрата как мертвую сущность, только как плоть, как порождение животного или как животное. И это восприятие является причиной ненависти к человеку, другими словами, является отрицанием небесного и божественного происхождения богоподобной души, в результате чего человек превращается в вонючий и изъеденный червями труп. Поэтому и Иоанн Богослов пишет: Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. (Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме). Справедливость, единственная справедливость и истинная любовь к человеку состоит в том, чтобы считать и расценивать его как богоподобное и вечное создание, видеть в нем бессмертного и вечного брата не только на этом, но и на том свете. Только такая любовь знает истинного человека. Только такая любовь не соблазняет человека, как пишет святой Иоанн Богослов: Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть.

Евангельская любовь является лучшим и самым точным средством для правильного познания человека. В любви к человеку заключается основа познания человека. И в ненависти к человеку находится причина незнания человека. Любовь открывает глаза на всех людей, и следствием этого становится то, что человек с помощью “истинного света” видит разумную основу всех творений и созданий. Он видит, как ему поступать и куда идти, в то время как зависть ослепляет очи, так что человек не видит в облике другого ни разумной сущности, ни брата. То же происходит в мире, в природе, где он видит не божественное творение, но дело или случай, или действие каких-либо слепых сил или других необходимостей. Все и все это – ложные боги, идолы. Идеи типа этих равнозначны идолам, такие идеи в итоге создают идолопоклонников, почитателей и поклонников мертвых и ложных божеств.

И так они ходят во тьме и не знают, ни куда идут сами, ни куда направляется мир Божий. Евангелист нам объявляет: А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Как любовь есть живая, творческая сила Бога, так и ненависть есть живая творческая сила дьявола. Тот, кто действует ради любви, действует для всех добродетелей Евангелия, но, согласно этой же мысли, тот, кто действует ради ненависти, действует и ради всех грехов. Как каждая добродетель есть причина света, так и каждый грех есть причина тьмы, поэтому добродетели просвещают очи человека, а грехи закрывают их, иными словами, ослепляют.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна

Кто любит брата своего, т. е. каждого человека, с кем встречается или к кому имеет какое-либо отношение, любит не по каким-нибудь корыстным видам, а по заповеди Христовой, искренно любит, как созданного по образу Божию, как искупленного Иисусом Христом и призываемого к наследию вечной жизни, кто любит ближнего своего по Духу Христову: тот во свете пребывает, – он знает учение Христово и истинно следует ему, и пребывает в общении со Христом, повинуясь водительству Духа Его. Возлюбленные, говорит тот же Апостол, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Ин. 4:7).

И нет в нем соблазна. При свете учения Христова, управляемый духом любви, он безопасен от греховных преткновений, или тяжких падений. Питая искреннюю любовь к ближнему, старается делать ему всякое возможное добро и остерегается всего, что могло бы повредить другому. Ни счастье ближнего не возбуждает в нем зависти или недоброжелательства, ни несчастие ближнего не питает в нем злорадства или презрения к нему. Напротив, он радуется с радующимися, и соболезнует скорбящим. Любовь не делает ближнему зла, пишет Апостол Павел: итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна

И нет в нем соблазна: тот, кто управляется в деятельности духом любви Христовой, безопасен бывает от великих преткновений или тяжких падений, потому что он во свете и потому видит лежащие на пути его жизни камни преткновений, на которые он мог бы упасть. Кто идет во тьме, тот естественно может спотыкаться о препятствия и падать, как ходящий во тьме ненавидения ближнего.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Раз установлено, что истинный свет Боговедения и любви христианской уже светит на земле и что постепенное осуществление христианского идеала обязательно для всех христиан при наступивших новых условиях жизни во Христе, то легко определить, кто принадлежит к этой области света, и кто - к противоположной области тьмы. Бесспорный признак, по которому можно различить сынов света от сынов тьмы, есть братская во Христе любовь к ближним (ст. 9, ср. Ин 13:34-35): присутствие этой любви в человеке доказывает действительную принадлежность его к области света (ст. 10), а отсутствие ее в человеке, хотя бы именующем себя сыном света, - верный знак того, что он - не христианин, сын тьмы (ст. 9-11). «Близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный знанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему; потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовью к Богу и имени Бога, и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно» (блаж. Феофил.).

Обращает внимание то, что Апостол здесь (ст. 9 и 11) и в других местах послания противополагает понятию любви не недостаток любви, а прямо ненависть, т. е. берет диаметрально противоположные понятия и ставит их во взаимно исключающее отношение. Хотя в жизни бывает бесконечно много степеней и оттенков любви и нелюбви, но Апостол все рассматривает с точки зрения абсолютной, со стороны принципа и конечных результатов: для него, поэтому, существует только два царства или направления - царство света и царство тьмы; на одной стороне Бог, на другой мир; там - жизнь, здесь - смерть (ср. III:14); там любовь и все средства к спасению, здесь - ненависть и полная невозможность спастись. Отсюда проистекает чистота, глубина и сила христианской этики Апостола.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.7-11 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

     Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью»Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорит Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете (Лев.19:18), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе (Мф.22:34). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible