Скрыть
Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Это новая заповедь, поскольку ветхий человек живет во тьме, новый же - во свете. Как и сказал апостол Павел: отложите прежний образ жизни ветхого человека и облекитесь в нового (Еф 4:22-24); и еще: Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе (Еф 5:8).

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-11 но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя (Лев. 19,18). Но как, скажет иной, по отношению к язычникам апостол пишет о древней заповеди, когда нигде ничего такого у них не находится? Отвечаем. Закон о любви к ближним написан и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижали сердца естественными помыслами. А что помыслы, насажденные в нас с природой, называются естественным законом, в этом может удостоверить апостол Павел, который говорит: вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7,23). Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг ко другу и ко всему сродному; вследствие сего человек есть животное общественное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много свидетельств о людях, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. 15,13). Поскольку же заповедь о любви к ближним дана была и иудеям и язычникам, то апостол и говорит, что при древней заповеди, которую вы слышали, о любви к ближнему, пишу вам еще новую заповедь, которая истинна и в Том, Кто присвоил вас Богу чрез общение с Ним, и в вас, которые вступили в общение с Ним; ибо Он говорит: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46), и истинный Свет, по слову Его, уже светит, а во свете нет тьмы. Пусть же светит истинный свет любви в истинном и нелицемерном расположении к братьям, и тьма ненависти пройдет, то есть исчезнет; ибо такое значение придает слову «проходит» и апостол Павел, когда говорит: ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7:31).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистине в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет

Но сила Божия, Божественная сила, которая создает новую жизнь в людях, новую мысль, новое ощущение в уже “новом” человеке, – это “ветхая заповедь”, которая остается всегда новой. Ведь она постоянно исходит от Бога и разливается на людей в святых добродетелях. Нет сомнения, что Иисус Христос вчера и днесь (сегодня), Той же и во веки (Евр. 13:8), и это значит, что Он тот же Богочеловек, Иисус из Назарета, и спасительные силы Его всегда те же, всегда действенны, всегда “новы” и “ветхи”, поскольку вечны. Вечное не значит “устаревшее”, но всегда новое и новое потому, что творческое и животворящее. Когда человек нашего века с верой принимает Богочеловека, посредством Его сразу же как бы “электризуется”, наполняется божественными животворными силами, которые “новотворят” человека полностью, дают ему новые мысли, новые чувства, новую жизнь. И эти мысли бессмертны, и эти чувства бессмертны, и эта жизнь бессмертна и вечна. И насколько человек с помощью святых таинств и святых добродетелей водворяет в себе божественные силы Христа, настолько с необходимостью вынужден бывает отступить грех, тьма греховная от души человека. Это Божественный результат святости и Божьего Просвещения. Тогда человек воспринимает себя и мир вокруг себя как нечто поистине “новое”, божественно новое, поскольку тогда он самого себя и окружающий мир видит в разумном свете. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: Паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистинне в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет. (Но при том и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.)

Истинный свет вселяется в человека верою в Богочеловека, и весь человек новотворится в Боге (Ин 1:9-13), вновь рождается в жизнь с Богом с помощью Божественных сил, которые находятся в святых добродетелях: в любви, молитве, посте, смирении, радости. Посредством каждой из перечисленных добродетелей истинный свет разливается по всей человеческой сущности, и свет этот окружает человека и его окружающих.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Климент Александрийский, пресв. (†215)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Заповедь эта о том, что мрак, как мы понимаем, извращения, прошел и свет истинный вот уже воссиял, тотчас, разумеется, за верой [во Христа].

Заметки на Кафолические послания

Экумений (†VIв.)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Эта заповедь - новая, поскольку заповедь Моисея предназначена не для всех, но дана была сородичем и соплеменником [для своих сородичей и соплеменников]. Она велит любить только друзей, врагов же ненавидеть. Поэтому и говорится: Ты будешь любить друга своего и ненавидеть врага своего (Мф 5:43). Заповедь же Господа и Его апостолов звучит совершенно по-новому, предписывая: Любите врагов ваших и Благодетельствуйте ненавидящих вас (Мф 5:44). [Господь и апостолы] обращают внимание на сущность [человека], данную ему от природы, а не на испорченную лукавством, какая бывает у суетных людей, следующих во всем за своими природными склонностями.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Преподав читателям наставление соблюдать заповеди (ст. 3-5), особенно заповедь о любви, и указав на высочайший образец любви и вообще совершенства христианского в Господе Иисусе Христе (ст. 6), Апостол, как бы предупреждая возможное со стороны читателей указание трудности выполнения этого завета и этого подражания, свидетельствует теперь, что выставляемое им требование не есть что-либо новое, а составляет древнюю (Лев. 19:18), хотя вместе и новую заповедь. «Так как послание это Соборное, писано обще ко всем, к иудеям и язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что Апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: «люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19:18)… Закон о любви к ближним написали и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижалях сердца естественными помыслами… Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг к другу, вследствие чего человек есть животное общительное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много таких людей, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: «нет больше сей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) (блаж. Феофил.). Однако христианская любовь к ближним не есть ни естественное только, присущее и душе человека по природе, человеколюбие, возможное и у язычников, ни предписание, имеющее целью ограничить страсть к мстительности, как в законе Моисеевом, а нечто далеко превосходящее то и другое, как свободная любовь христиан между собою во имя Христово, как любовь, озирающаяся на совершенно новое, дотоле неизвестное основание.

Таким образом, «любовь к ближним есть заповедь древняя и вместе новая»: она заповедь древняя, потому что сообщена еще в ветхозаветном откровении, но она вместе и заповедь новая, ибо во всей полноте осуществлена только Иисусом Христом, и осуществляется по примеру Его, в верующих, в жизни которых тьма уже проходит и начинает сиять истинный свет Боговедения (ст. 7-8) (проф. прот. Д. И. Богдашевский, Ц. соч., с. 12).

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Какая же новая заповедь? То, что свет вошел в мир - Господь наш Иисус Христос, через Которого закончилась власть дьявола - духовной тьмы.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

В нем истинно, так как Христос так возлюбил нас, что за нас умер. И в нас истинно, когда мы любим друг друга.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Древнее учение о любви к Богу и ближнему, как оно ни естественно нашей духовной природе и как ни ясно было изображено в Моисеевом законе, действием грехов человеческих помрачено и потеряло силу. С повреждением человека, чрез грех ослабело и угасло в нем истинное ведение заповедей Божеских; ослабли и нравственные силы к исполнению их. Язычники коснели в неведении и пороках; а евреи, читая заповедь Божию о любви, давали ей неправильное значение и ограничивали ее как по предмету, почитая, например, долгом любить только любящих взаимно, так и по действию, выражая свою любовь только внешними действиями. Иисус Христос обновил эту заповедь о любви, раскрыв ее в новом свете, и обличив лжетолкование (Мф. 5:20–48); возвысил и утвердил заповедь о любви собственным примером, в совершенстве исполнив волю Бога Отца из любви к Нему и положив душу Свою ради спасения человеков из любви к человекам. Иисус Христос обновил сие учение о любви и тем, что дарует верующим в Него благодать, или силу Святого Духа, содействующую человеку в исполнении заповеди о любви. Об этой благодати пишет апостол Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). В другом месте: но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1Кор. 15:10). Также: будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12:28).

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас, т.е. во Иисусе Христе и в вас, верующих в Него. Заповедь о любви по истине явилась новою в Иисусе Христе: ибо никто до Него не исполнил в таком совершенстве сию заповедь, как Он исполнил; поистине явилась новою и в последователях Христовых; потому что верующие в Него, просвещаемые и вспомоществуемые благодатью Св. Духа, понимают и исполняют ее совершеннее, чем как древле понимали и исполняли ее не только язычники, но и иудеи. В этом разуме и Иисус Христос говорил Своим ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34).

Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Это говорит Богослов по отношению к верующим во Христа. Тьма неведения и заблуждения, с распространением евангельской проповеди, проходит, и свет истинного Боговедения и познание спасительных истин озаряет и просвещает косневших во тьме неведения и заблуждений. Иисус Христос явился на земле как находимое Солнце правды: свет Его учения и спасительной Благодати разгоняет тьму языческого неведения и иудейских заблуждений. Об этой чудной перемене апостол Павел так пишет, призывая к участию в дивных дарах Божиих: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13:12-14).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Что есть истинно и проч.: истинно в смысле совершенства и исполнения. Истиной и совершенством явилась эта заповедь о любви, как новая, в Самом Христе Иисусе, так как до Него никто не исполнял ее в таком совершенстве; таковою явилась она и в последователях Христовых, так как верующие в Него силою Его любви и действием Святого Духа понимают и исполняют ее совершеннее, чем как понимали и исполняли ее не только язычники, но и иудеи; в общении с Ним они достигают высокого совершенства, так что эта заповедь о любви есть истинна и в Нем, и в верующих в Него. «Поелику заповедь о любви к ближним дана была и иудеям, и язычникам, то апостол и говорит, что при древней заповеди, которую вы слышали, о любви к ближнему пишу вам еще новую заповедь, которая истинна и в Том, Кто усвоил вас Богу чрез общение с Ним, и в вас, которые вступили в общение с Ним, ибо Он говорит: Я свет пришел в мир (Ин. 12:46), и истинный свет, по слову Его, уже светит, а во свете нет тьмы. Пусть же светит истинный свет любви в истинном и нелицемерном расположении к братьям, и тьма ненависти пройдет, то есть исчезнет» (Феофилакт). — Потому что тьма проходит и проч.: тьма и свет в духовном смысле, как ложь и истина, как познание и неведение, как грех и добродетель (см. прим. к Ин. 1:4—5, 8—9). В этом смысле свет всегда боролся и борется со тьмою; кризис этой борьбы совершился жертвою Христовою на Голгофе. До нее по преимуществу тьма, с нее — по преимуществу свет, тьма начала проходить, свет начал светить; тьма неведения, заблуждений, греха со Христа и от Христа более и более рассеивается и проходит, прогоняемая светом истины Христовой во всех отраслях жизни, и свет от нее светит и просвещает всех, — что есть истинно и в Нем, и в нас и что совершается в любви и любовию.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.7-11 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

     Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью»Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорит Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете (Лев.19:18), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе (Мф.22:34). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible