Скрыть
Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Первый виновник греха и отец зла есть дьявол. Это сказал Господь, а не я. Потому что сначала дьявол согрешил (1Ин 3:8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность к греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его). Он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом, от действий получив это наименование. Ибо, будучи архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван дьяволом и, будучи изначально добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны.

Огласительные слова для просвещаемых

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Детей Божиих от детей дьявола отличает только любовь. В ком есть любовь, те рождены от Бога. Те, в ком ее нет, не от Бога. Если у тебя есть все, что угодно, но нет любви, тебе ничто не пойдет на пользу. И напротив: если у тебя ничего нет, но есть любовь, - у тебя есть все, и ты исполнил закон. Всякий, кто любит ближнего, исполнил закон. Полнота закона есть любовь.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян. 13,10). Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его - Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Матф. 1,1). И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы (Быт. 12,3; Гал. 3,16).

Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нем (1Иоан. 3,9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.

Иное объяснение. Семя Божие есть Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы. Иначе, семенем называет первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями, Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему иудеи, хотя и напрасно, говорили Христу: мы семя Авраамово (Иоан. 8,33).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Тихон Задонский, свт. (†1783)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Но там, вместо этого, – дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется; или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Ибо одно из двух непременно последует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, как где нет жизни телесной, там смерть телесная. За смертью духовной последует смерть вечная, если душа покаянием истинным не воскреснет.

Об истинном христианстве. Книга I

Иустин (Попович), прп. (†1979)

сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего

Правдой и любовью узнаются чада Божия. И “чада дьявола” познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи – одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу; несть от Бога не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто “не творит правды”, не только тот, кто ненавидит брата своего, но и “кто не любит брата своего”.

Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой “чад Божиих”, “сынов Божиих” в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой.

Неправда и ненависть – это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность “превосходит праведность книжников и фарисеев” (Мф. 5:20), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, “гуманистическая”, праведность “homo”, только человека.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Сокращая вышесказанное о различии возрожденных в благодатную жизнь и не возрождённых, Апостол говорит: Дети Божии и дети диавола узнаются так, то есть по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам. Дети Божии не предаются тяжким грехам, не проводят греховной жизни или не делаются рабами греха, водимые Духом Божиим (Рим. 8:14); а дети диавола беспечно предаются грехам, следуя греховным желаниям или похотям, и не исполняют заповедей Божиих. Дети Божии, любя Бога, любят и ближних; а дети диавола, не имея любви к Богу, не любят и созданных по образу Божию, своих ближних. Всякий, не делающий правды, – т. е. не исполняющий заповедей Божиих, – не есть от Бога, равно и нелюбящий брата своего. Делание правды, или исполнение заповедей Божиих, есть свидетельство или выражение любви к Богу; а любовь к своему брату, т. е. к каждому человеку, есть исполнение второй наибольшей заповеди Божией, не исполняя которой, нельзя любить Бога, как ниже пишет святой Богослов: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога (1Ин. 4:20).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Этот стих по конструкции (составу) речи разделяется на две половины, и первую можно относить к предшествующему, а последнюю к последующему, или же обе их можно считать как одно цельное предложение. Отделяя первую половину от второй, можно, по составу речи, ее толковать так: вот как распознаются чада Божии от сынов диавола, то есть теми чертами, которые выше изложил и объяснил апостол (ст. 1—9), так что эту первую половину стиха можно считать сокращением или заключением сказанного в стихах от 1-го до 9-го главы этой. Отделяя вторую половину от первой, можно считать ее как бы оглавлением, или сущностию, того, о чем будет говорить апостол в дальнейших стихах той же главы — о любви к ближним (ст. 11 и далее). Не отделяя одной половины от другой и считая их за одно цельное предложение, можно их толковать так, как толкует наш русский перевод: сыны Божии и дети диавола узнаются так, или следующими чертами: не делающий правды — не от Бога, а следовательно от диавола, а равно и не любящий брата своего — не от Бога, а от диавола. — Так ли, так ли толковать, мысль, в сущности, одна и та же, и препираться о словах нет нужды. Славянский текст по видимому разделяет, русский — соединяет; смысл и русского перевода правильный. — Итак, как бы сокращая все сказанное о сынах Божиих и детях диавола в их существенном различии по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам, апостол кратко выражает это различие так: всякий, не делающий правды, то есть не поступающий по воле и закону Божию (1Ин. 2:29 и парал.), предающийся тяжким грехам, делающийся рабом греха, не есть от Бога, а от диавола. Точно так же не от Бога и тот, кто не любит или ненавидит брата своего (1Ин. 2:10). Следовательно, наоборот, кто творит правду, исполняет волю и заповеди Божии и, ненавидя грех, не предается греховным влечениям, а равно и тот, кто любит брата своего, тот рожден от Бога, чадо Божие, чистое, святое. Таким образом, делание правды, или исполнение закона и заповедей Божиих, есть несомненный признак, или свидетельство, или выражение, сыновства Богу и любви к Нему, которая есть первая и главная заповедь, а любовь к брату или ближнему есть вторая заповедь, подобная первой и главной (ср. Мф. 22:36—40). Вот главнейший признак, отличающий сынов Божиих от детей диавола: любовь к Богу от всего сердца и к ближнему своему, как к себе. О таковой любви к ближним и говорит далее апостол.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Усиливая мысль ст. 8, Апостол говорит, что чужд Бога и свойственник диаволу не только тот, кто сознательно грешит, но и тот, кто а) не делает правды, б) не любит брата своего, - с тем вместе оканчивается данная Апостолом характеристика детей Божиих и детей диавола (ст. 10). Обосновывая далее положение, что не любящий брата - не от Бога, Апостол напоминает христианам, что заповедь о любви христиан друг к другу ведома читателям с самого начала их христианского состояния (ст. 11), разумеется, из учения Самого Господа (Ин 13:34-35; 15:12-13), возвещенного людям апостолами. А чтобы еще более оттенить нравственную обязательность взаимной любви в христианском обществе, Апостол на историческом примере Каина показывает (ст. 12), к каким страшным последствиям приводит нарушение заповеди о любви. «Апостол примером подтверждает, сколь великое дело - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он был родной брат его. Каин имел злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается Богу, и злые дела - добрым. Потому-то Каин, противоположный брату, убил его (блаж. Феофил.). Выражением »заклал«, esfaxe, нередко означающим жертвенное заклание (Откр 5:6, 9, 12; 6:4, 9 и др.), оттеняется невинная и мученическая смерть Авеля.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.9-10 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

     Изобразив святую и порочную жизнь как две противоположные области, Апостол представляет владыкою света и добра Бога, а диавола начальником греха; почему как поступающие по истине называются «детьми Божиими», так все живущие греховно называются «детьми диавола»Вы отца вашего диавола есте и похоти его творите, говорил о неверующих в Него и развращенных Иудеях Сам Иисус Христос. Грех живет в мертвенном существе человеческом, как злое семя, которое и приносит плод по роду своему. Но это семя, в своем начальном появлении, во многом обязано соблазну диавола, который во многом содействует и возрастанию греховности человека, с ее злыми плодами. Иисус Христос явился в мир, чтобы разрушить все дело диавола, а посему понятно, что и христиане должны противостоять всем козням диавола; иначе они отступают от Христа, и семя Его в них глохнет. Но семя Христово могущественнее семени диавола, а потому, пока верующие сами свободно не отрекаются от Христа, в них никогда не иссякнет животворящая сила возрождения Христова и они будут всегда приносить посильные плоды. Плоды эти, сосредоточивающиеся в любви, суть основные признаки принадлежности к сынам Божиим; отсутствие же плодов христианской жизни и особенно возрастание плодов семени тли смертной, сосредоточивающейся в ненависти, – явный знак принадлежности к противной области, к области тьмы и зла, срвн.(Ин.14:24); (Рим.13:8-10).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О сынах противления.

Ин.8:44. Это было сказано к будущим убийцам Христа, Иудеям, отвергшим волю Божию о себе: Лк.7:30. Тоже самое говорится и о противниках Христова учения: Деян.13:10. Истинные же сыны Божии (не в собственном! смысле, а по обетованию) познаются:1Ин.3:10; Лк.10:16, а о сынах противления сказано: Гал.3:1; Евр.6:4-6; 2Петр.2:20-22.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible