Скрыть
Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Он [т.е. Каин] поступает нечестиво и своего единокровника предает смерти, как первенца и начаток смерти, и явился учителем для человеческой природы пути к убийству.

Главы на Пятикнижие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 11-12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Итак, любовь наша всегда должна проявляться и в почтительности речи, и в проявлении щедрости.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 11-12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Господь говорит: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин 15:12).

Иоанн утверждает, что Каин был от лукавого, поскольку и сам совершал дела лукавого. Где зависть, там братская любовь невозможна; в сердце такого человека живет грех лукавого, то есть дьявола, поскольку дьявол тоже отверг человека из зависти. Дела Авеля - это дела любви; злые дела Каина - дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Апостол примером подтверждает, сколь великое зло - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он родной брат его. Каин творил злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противопоставляется Богу, а злые дела добрым. Посему-то Каин, противоположный брату, убил его. Таково объяснение по ходу речи. Но апостол Иоанн изменил этот порядок, имея особое побуждение. Ибо ему, после того, как упомянул о диаволе и о том, что делающие зло становятся детьми его, естественно было выставить в пример того, кто в начале мира поспешил сделаться сыном диавола чрез злые дела. Высказав нужное о Каине и об участи, которую наследуют подражающие ему, опять переходит к любви.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга

Для святого Иоанна Богослова заповедь исперва, небесная заповедь – это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира.

Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит “в Боге” и “с Богом” и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь исперва – это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое.

И Бог Слово стал Человеком, чтобы показать эту близость между Богом и человеком, это единство между разнородностью Его природы и сущности. Если речь идет о человеческом роде, имеет силу заповедь любите друг друга, которая существует от начала, исперва человеческого рода. Если речь идет о новом человечестве “во Христе”, о Богочеловечестве, то опять эта заповедь имеет силу, поскольку есть от начала.

И это потому, что должно быть осознано наше Божественное происхождение, поскольку несть от Бога, и не любяй брата своего (1Ин 2:10).

Когда человек любит брата своего, тогда тотчас же чувствует, что и он, и его брат от Бога. Так же, если обращение его в Боге с братом есть любовь, то это, конечно, Божественное обращение любящего с любимым. Когда кто ненавидит брата своего, такой потерял чувство и разум и о Божественном происхождении, и о своей душе, и он ведется сознательно дьяволом, поскольку мы помним, что творяй грех, от диавола есть (1Ин 3:8).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга

Благовествование о том, что надобно любить друг друга, и что это необходимая обязанность каждого ученика Христова, слышали первые ученики Христовы от Самого Иисуса Христа. Господь говорил им: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34). И эту любовь завещал как отличительный признак Его учеников. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). И опять Господь повторял: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:12-13). Что слышали Апостолы от своего Учителя и Господа, то, без сомнения, повторяли и сами, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа и следование заповедям Его. Потому и те христиане, для которых писал Богослов свое послание, когда стали слышать евангельскую проповедь, слышали и это благовествование, эту заповедь Господа о любви к ближним.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга

Любовь к ближним, составляющая один из признаков сыновства Богу, есть возвещение, или заповедь, или завещание, которое (ср. 1Ин. 2:7, 24) читатели послания слышали от начала, как основную заповедь Христову. — Вы слышали от начала: первые ученики Христовы слышали такую заповедь лично от Самого Господа (Ин. 13:34—35; Ин. 15:12—13) и передали всем, кому проповедовали учение Христово.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Усиливая мысль ст. 8, Апостол говорит, что чужд Бога и свойственник диаволу не только тот, кто сознательно грешит, но и тот, кто а) не делает правды, б) не любит брата своего, - с тем вместе оканчивается данная Апостолом характеристика детей Божиих и детей диавола (ст. 10). Обосновывая далее положение, что не любящий брата - не от Бога, Апостол напоминает христианам, что заповедь о любви христиан друг к другу ведома читателям с самого начала их христианского состояния (ст. 11), разумеется, из учения Самого Господа (Ин 13:34-35; 15:12-13), возвещенного людям апостолами. А чтобы еще более оттенить нравственную обязательность взаимной любви в христианском обществе, Апостол на историческом примере Каина показывает (ст. 12), к каким страшным последствиям приводит нарушение заповеди о любви. «Апостол примером подтверждает, сколь великое дело - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он был родной брат его. Каин имел злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается Богу, и злые дела - добрым. Потому-то Каин, противоположный брату, убил его (блаж. Феофил.). Выражением »заклал«, esfaxe, нередко означающим жертвенное заклание (Откр 5:6, 9, 12; 6:4, 9 и др.), оттеняется невинная и мученическая смерть Авеля.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.11-13 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не та́к, ка́к Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас

     Чтобы яснее показать возможность различения по любви и ненависти детей Божиих от детей лукавого, Апостол приводит пример братоубийцы Каина, «который (по слову блаженного Феофилакта) поспешил сделаться сыном диавола через злые дела» и своим злодеянием как бы принес жертву отцу лжи (Ин.8:44).

     Исходным грехом Каина была ненависть. И к кому же? К брату, и притом он питал ненависть в то время, когда первое грехопадение только еще начинало приносить свои плоды. Удивительно ли, что теперь, с большим развитием зла в мире, многие ненавидят христиан?!

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible