Скрыть
Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 13-14 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Иоанн имеет здесь в виду мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление - небеса. Для грешников религия есть мерзость, как и свидетельствует Писание.

На 1-е послание Иоанна


Да не надеется никто из членов тела Христова, которые кажутся связанными смертью, никто из тех, кто и до сей поры пребывает в смерти, достичь таинства жизни.

Гомилии на Евангелия


Здесь Иоанн говорит о смерти души. Грешившая душа, конечно же, умрет. Жизнь тела - душа, жизнь души - Бог; со смертью тела его покидает дух, со смертью души ее оставляет Бог. Души всех нас, родившихся в этом мире, мертвы, поскольку мы несем в себе первородный грех от Адама, но благодать Христова возрождает верных, чтобы их души могли жить.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Апостол примером подтверждает, сколь великое зло - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он родной брат его. Каин творил злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противопоставляется Богу, а злые дела добрым. Посему-то Каин, противоположный брату, убил его. Таково объяснение по ходу речи. Но апостол Иоанн изменил этот порядок, имея особое побуждение. Ибо ему, после того, как упомянул о диаволе и о том, что делающие зло становятся детьми его, естественно было выставить в пример того, кто в начале мира поспешил сделаться сыном диавола чрез злые дела. Высказав нужное о Каине и об участи, которую наследуют подражающие ему, опять переходит к любви.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир

Ненавидит без смысла, как и Каин брата своего, или, лучше, ненавидит мир сознательно и по сознательной причине, поскольку его дела лукавы, в то время как наши – праведны. Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро, и хочет его уничтожить. Поскольку одно желание зла – чтобы не было добра. Поэтому по природе своей дьявол есть противоборец Бога.

Дьявол с тех пор, как стал дьяволом, есть дьявол, и зло есть зло. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: не чудитеся, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло как способ жизни (“modus vivendi” – лат.), и логику зла он провозгласил способом мышления (“modus cognoscendi”) и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское, Богочеловеческое, ведь вы являетесь воплощением и олицетворением Его, и хоть вы и находитесь в этом мире, но вы от “того” мира, от Бога и от Христа.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас

Как бы так говорит: если мир вас ненавидит, если нечестивые и порочные люди оскорбляют вас и делают вам разные обиды: не смотрите на это, как на необыкновенное нечто; так было, как видите из истории Каина и Авеля, от начала мира; так было и во все времена.

Если мир ненавидит вас. Преданные земным желаниям и страстям не любят тех, которые живут благочестиво и добродетельно и стремятся к достижению благ небесных. Отчего это? – Как сходство нравов воспитывает и скрепляет дружбу; так несходство нравов возбуждает нерасположение и ненависть. Притом, дела благочестивых и добродетельных людей обличают недостоинство людей нечестивых и порочных. Поэтому нечестивые и порочные люди ненавидят добродетельных и благочестивых, презирают и осмеивают их. Об этом Господь Спаситель говорил Своим ученикам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:18, 19). Если иногда и порочные люди оказывают непритворное уважение и любовь к благочестивым и добродетельным: то это показывает, что в них чувство благочестия и любовь к добродетели еще не совсем угасли.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас

Не дивитесь (Ин. 5:28): не смотрите, как на нечто странное и необыкновенное и новое; со времен Каина и Авеля началось то, что дети диавола ненавидят детей Божиих, мир ненавидит преданных Богу людей; это было всегда и будет, как противоположность света тьме, добра злу, образ праведника Авеля и злодея Каина. — Братия мои: выше апостол обращался к своим читателям со словами — чада, чадца (1Ин. 2:1), здесь со словом — братия мои, так как говорит о братской любви, как и несколько выше назвал их возлюбленными (ст. 2). — Если мир ненавидит вас: это — изречение Самого Господа, повторяемое здесь апостолом Иоанном (Ин. 15:18). Мир, как совокупность всего противного Христу и Богу (ср. Ин. 7:7 и прим. и парал.), не только враждебен ученикам Христовым, как и Самому Христу, но положительно ненавидит их, гонит, и преследует, и убивает их (Ин. 15:20; Ин. 16:2), как Каин убил брата своего, которого возненавидел за добрые дела его, каких не имел сам, как злой. Ученики Христовы верою во Христа и единением с Ним в любви ко всем внесли в мир новое начало духовно-религиозной жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, противным себе и стремится не допускать его в свою жизнь, подавить его насилием, уничтожить его и потому ненавидит учеников Христовых, как представителей этого нового начала жизни, ему враждебного и противного.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

С момента братоубийства Каина, антагонизм между детьми Божиими и детьми диавола, между Богом и миром никогда не прекращался. Та же самая вражда зла против добра существует и в данное время: Каина олицетворяет теперь боговраждебный мир, а Авеля - истинные христиане, чада Божии, ненавидимые миром (ст. 13, см. Ин 15:20; 16:2). Ненависть, по Апостолу, есть признак, даже синоним смерти, христиане же через свою любовь к ближним пережили всякое духовное воскресение или оживление (ср. Ин 5:24), ненависть же к брату означает не только состояние духовной смерти человека ненавидящего (ст. 14), но и то, что такой человек духовно, если не телесно, совершает братоубийство, подобное Каинову; является «человекоубийцею» (ст. 15), каковое название Христос приложил к диаволу (Ин 8:44); ненависть, по мысли Апостола, равна убийству, как и Христос Спаситель гневающегося на ближнего осуждает, как убийцу (Мф 5:21, 22).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.11-13 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не та́к, ка́к Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас

     Чтобы яснее показать возможность различения по любви и ненависти детей Божиих от детей лукавого, Апостол приводит пример братоубийцы Каина, «который (по слову блаженного Феофилакта) поспешил сделаться сыном диавола через злые дела» и своим злодеянием как бы принес жертву отцу лжи (Ин.8:44).

     Исходным грехом Каина была ненависть. И к кому же? К брату, и притом он питал ненависть в то время, когда первое грехопадение только еще начинало приносить свои плоды. Удивительно ли, что теперь, с большим развитием зла в мире, многие ненавидят христиан?!

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible