Скрыть
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Совершенная любовь Божия, которою Он первый возлюбил нас, перейдет в расположение нашего сердца, по исполнении этой молитвы Господней, которая, как мы уверены, никак не может остаться тщетною.

Собеседования

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-10 возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Выше апостол показал, с кем нужно обращаться и с кем не нужно; теперь как бы прилагает печать к сказанному: посему-то узнаем, кто имеет Духа истины, и кто - духа заблуждения, лжепророчества. Затем опять начинает речь о любви. Показав, что нужно любить некоторых, именно единонравных, возвращается к тому, что говорил в начале. Говорит, что любовь и любящий от Бога, что любящий, и один только он, рожден от Бога и знает Бога, а не имеющий любви не знает и Бога. Отчего же тот, кто не любит, не познает Бога? Это подтверждает следующим образом. Бог есть любовь. Это видно из того, что Он Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы Он доставил нам истинную жизнь и мы ожили чрез Него. Ибо как благостью называется Бог потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так, из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал чрез сие, что Он есть и любовь. Посему и прибавляет: в том любовь, то есть сим и доказывается, что Бог есть любовь. Потом, показывая превосходство любви Божией, говорит: Бог сделал это, то есть предал за нас Собственного Сына Своего, не потому, что мы любили Его, но первый начал благодетельствовать нам по любви и послал Сына Своего, и не только послал, но и собственной Его кровью соделал очищение наших грехов. Если же, говорит, Бог так возлюбил нас, хотя мы отнюдь не одинаковой с Ним природы, то гораздо более мы должны любить, любить сродных нам, и, узнав превосходство любви, оказывать ее другим. Ибо как виновен тот, кто не избирает достойное избрания, так похвала принадлежит тем, которые любят достойных любви, потому что они возлюблены. Мы же, расположив себя так, имеем то и другое: мы и любимы, потому что нас любит и воспринял к себе (в дети) Бог; мы и возлюблены, потому что любим ближних.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

о сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших

Нет ничего более значимого, что бы могли показать мы, грешные и полные недостатков люди, чем, прежде всего, любовь к Богу, Который явно и беспрерывно нам делает бесчисленные благодеяния. Ведь любовь к Богу, постоянному и неутомимому Дателю всякого блага, является нашим первым долгом. Но мы не исполняем этого нашего первого долга, потому что грехи нас делают врагами Богу и делают горьким все Божие. Грех есть вражда против Бога, но и более того: грех есть ненависть к Богу. Пребывая в грехолюбии, люди любят грехи и похоти свои и, следовательно, ненавидят Бога и “святая Его”. Кто любит грех, не может любить Бога, поскольку грех по природе своей есть богопротивная и богоборческая сила. Делая грехи по своей воле, люди воспринимают с ними и ту силу, которая непрерывно борется с Богом, является враждебной Богу, ненавидит Бога.

Одновременно эта сила расслабляет человеческую душу, так что она не чувствует Божественного, не разумеет его, и, когда приходит в такое состояние, начинает утверждать, что Бога не существует.

Грехолюбие всегда в конечном счете приводит к идолопоклонству, к нечестию и к богоборчеству, отрицает Бога и восстает на Него, и обращается против всего Божьего. Любовь Божия ко грешникам есть действительно величайшее чудо Его милосердия, поскольку только она могла послать Сына Божьего в богоборческий мир людской, чтобы спасти их от греха действием Своего безграничного человеколюбия. Всей Своей Личностью Господь Иисус Христос показывает единственное истинное человеколюбие, и поэтому Он назван “Единым Человеколюбцем”, и Его человеколюбие “единственным человеколюбием”, человеколюбием Божьим. Поэтому любовь Его состоит в милосердии ко грешникам и в осуждении греха, в спасении грешников и в осуждении греха, в жалости ко грешникам и в отвращении от греха, в отъятии и изглаждении греха из человека. В этом заключается единственное истинное человеколюбие. Богочеловек по Своему человеколюбию есть весь в “умилостивлении о грехах наших”, весь милость, человеколюбие и избавление. С помощью Богочеловека и благодати Его приходит спасение. Никто не может представить, насколько проникся жалостью и любовью к человеческому роду Богочеловек, поскольку только Бог посредством человеколюбия мог придумать и осуществить этот совершенный путь спасения людей от греха. В своей Богочеловеческой жизни Христос от Рождества до Крестной смерти, Воскресения и Вознесения спасает людей от греха, смерти и дьявола. Это действительно любовь, без мер и границ, это действительно любовь, достойная своего имени. Это действительно милость к людям, поскольку это единственное искупление перед Богом за грешный мир людской. Только бесконечная человеколюбная жертва Христова за грешного человека могла стать “умилостивлением”, искуплением перед Богом за непреклонный, несмысленный и грехолюбивый человеческий род.

Своим безмерным, человеколюбным спасением людей от греха Богочеловек стал и остался навсегда очищением о гресех наших (умилостивлением за грехи наши).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Особенное внимание обращает Апостол на то свойство Божеской любви, что она не заслужена человеками: в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Свойственно высшему оказывать благоволение и любовь к низшему, когда низший заслуживает это благоволение и любовь своею покорностью и преданностью к высшему. Но любовь Божия излилась на человеков прежде, чем они возлюбили Бога. Все люди согрешили; все сделались чрез грех недостойными любви Божией и неспособными к принятию даров этой святейшей любви, как нечистые и преданные греху, и в этом греховном состоянии рода человеческого Бог явил Свою любовь к человекам, и какую любовь? – Послал единородного Сына Своего, чтобы Он был умилостивлением за грехи наши; чтобы Он Своими заслугами удовлетворил правде Божией и Своими страданиями и смертью избавил нас от осуждения и вечной смерти.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

В том любовь и проч.: дальнейшее разъяснение самим апостолом этого величия Божественной любви к людям (ср. Рим. 8:32). Апостол обращает особенное внимание на ту черту любви Божией к грешным людям, что эта любовь Божия дарована людям совершенно не заслуженно с их стороны (ср. Рим. 5:8). Не мы возлюбили Бога: не люди прежде и более возлюбили Бога, но Он Сам. Люди согрешили и лишились милости Божией, огорчали и оскорбляли постоянно любовь Его своими грехами и беззакониями и недостойны были любви Божией. Но, несмотря на это, Он Сам возлюбил грешных людей и послал Сына Своего в умилостивление (см. прим. 1Ин. 2:2), чтобы Своими заслугами Он удовлетворил правде Божией за грехи людей, избавил их от осуждения и муки и даровал им вечную жизнь.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Раскрыв учение об истинном исповедании веры в воплотившегося Сына Божия и указав источник этого исповедания в Боге (ст. 2) в противоположность лжеучению лжепророков и антихристов, Апостол теперь показывает, что и вторая половина Божественной «заповеди» (1Ин. 2:23) - любовь к ближним, способность любить их, происходит также от Бога. Уясняя понятие любви, Апостол ставит ее в связь со знанием: подобно тому, как познание чего-либо предполагает некоторое родство познающего с познаваемым, и чем выше в нас расположение и интерес к предмету познания, почему еще древние говорили, что подобное познается подобным, - так подобное явление имеет место и в религиозной жизни, и в религиозном познании. Здесь, где только имеет место истинная любовь, там она образует нечто пришедшее к людям от Бога; кто любит, тому Бог открылся, следовательно, он знает Бога; рожденный от Бога (1Ин. 2:29; 1Ин. 3:9) и будучи чадом Бога (1Ин. 3:1); любящий знает Бога не только верою, но и непосредственным внутренним чувством. Напротив, не любящий ближнего, тем более враждующий с ним (1Ин. 3:15), как человек душевный и не понимающий того, что происходит от Духа Божия (1Кор.2:14), неизбежно чужд правильного познания о Боге - потому что Бог есть любовь ό θείς αγάπη εστίν (ст. 8). Это - без сомнения, самое полное и самое глубокое определение нравственной природы Бога, и богословие никогда не могло создать более высокого и более отвечающего христианскому понятию о нравственном существе Бога определения, как это определение апостола любви. Св. Григорий Богослов говорит: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа, Бог наш есть любовь, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (сл. XXIII).

Но, возвещая учение о Боге, как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. 1Ин. 3:16), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. Рим 5:8; Рим. 8:32). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге.

«Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.7-10 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

     
Прервав на некоторое время беседу свою о любви речью об еретиках, Апостол теперь снова возвращается к учению о христианской любви и преподает о ней самое возвышенное и самое глубокое учение, причем следуя примеру речи Господа в Его прощальной беседе с учениками, он часто прерывает речь свою живыми обращениями и повторениями, так естественными и необходимыми в отеческой наставительной беседе отца и пастыря с духовными чадами его.
     Первое побуждение ко взаимной любви христиан он указывает в происхождении христианской любви от Бога. Этим, с одной стороны, указывается высокое достоинство любви, а с другой – то, что она есть дар Божий, который мы должны употреблять в дело.
     Вторым побуждением христиан к любви служит то, что через любовь происходит возрождение наше и, наконец, через любовь достигается, по мысли Апостола, и познание Бога. Выясняя все это, Апостол называет Бога любовью, и тем яснее показывает, что для познания Бога совершенно необходимо иметь любовь, потому что другого средства постигнуть любовь нет, кроме любви. Что касается до названия Бога любовью, то этим названием выражается благостное существо Божие живее и точнее, чем другим высочайшим Его названием: Свет. В названии Бога любовью дается представление о Боге более близкое сердцу нашему, более понятное нашему уму и совершенно доступное воле. Вот почему святые отцы любовь считали высшим наименованием Всесовершенного Существа (святой Ириней, Дионисий Ареопагит и другие). Что Бог действительно есть любовь, – Апостол подтверждает это указанием на проявление ее в послании в мир Единородного Сына, явившегося в мир не потому, что люди любили Бога, а потому, что они были грешны и готовы были погибнуть. Здесь как бы воспроизводятся слова Спасителя, сказанные Им Никодиму: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible