Скрыть
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Не то же ли делают и мытари (Мф 5:46)? Итак, почему апостол Иоанн так усиленно ради нашего совершенствования учит нас некоей братской любви, а Господь говорит, что нам недостаточно любить братьев, но следует распространить эту любовь и на врагов? Тот, чья любовь достигает и врагов, не обходит вниманием братьев. Необходимо, чтобы она, как огонь, сперва объяла то, что ближе, а затем таким образом распространялась на то, что удалено.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру

Мы и прежде замечали, что у апостола Иоанна в обычае повторять одно и то же об одном и том же. Так он и теперь поступает. Бога, говорит, никто никогда не видал. Говоря о любви к братьям, он в пример любви указал Бога, Который по любви к нам предал Единородного Сына Своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю, что Бога никто никогда не видел; но из любви друг к другу мы узнаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем чрез некоторое движение и действие. Если в этом нет ничего несообразного, то и сей святой муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа Своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы; видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру. Чтобы совершеннее утвердить нас в таком нашем познании, Он и Сам давал объяснение о Своем Лице. Иногда говорил: Я исшел от Отца, и пришел в мир (Ин. 16:28), то есть Отец из любви к нам послал с неба в мир Единородного Сына Своего. Иногда еще яснее: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3:16); и: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12:47). Итак, мы и сами видели, и от Единородного, сущего в недре Отчем (Ин. 1:18), слышали, и из действия - взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам от Духа Своего, и мы в общении с Ним.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Бога никтоже нигдеже виде: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас

Любовь вводит Бога в душу, и она всегда живет Им и, таким образом, видит Бога, Который иначе невидим. Бог из-за любви вочеловечился, воплотился, стал Человеком. Так же и человек: через любовь он “обожается”, обоготворяется, делается богом по благодати. Невидимый Бог через любовь становится воплощенным, видимым. Любовь переносит любящего в любимого, воплощает одного в другом. Их жизни становятся одной, их души – одной, их сердца – одним. Они чувствуют себя одним, хотя есть и остаются двумя раздельными личностями.

Это действует для всех членов Церкви. Взаимной любовью принадлежащие Церкви воплощаются один в другом, один во всех и все в одном; живут один в другом, один во всех и все в одном. Так же, подобным образом, и мыслят, и чувствуют, и действуют все вместе, и вообще подвизаются со всеми святыми (Еф. 3:18). Это то, что написано в Деяниях Апостолов: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4:32).

Живя любовью Христовой, человек вводит Бога в душу свою, живет Им, мыслит Им, чувствует Им, действует Им. Одним словом, Бог в нем пребывает, поскольку Бог есть в нем самая непосредственная жизнь, самая непосредственная реальность, самый очевидный опыт, самое живое знание. И когда Бог пребывает в человеке, тогда и любовь его совершенствуется. Ведь от Бога постепенно изливается на человеческую душу Божественная любовь, возрастая в каждом совершенстве, посредством остальных святых добродетелей, до тех пор, пока не исполнится любовью вся человеческая сущность, которая не знает границ любви, поскольку Божественная любовь безгранична, поскольку Бог есть любовь. Бог посредством любви живет в человеческой душе, поэтому она и совершенна.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. Мф 18:33), - наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, cл. Ин 1:18; 6:46) в Его существе (см. 1Тим. 6:16), лишь в будущей жизни праведники «узрят Его, яко же есть» (1Ин. 3:2; Мф. 5:8). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12).

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Вот что совершит с нами любовь, говорит он. В нас будет обитать Бог, Которого никто никогда не видел.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Как велика обязанность любить ближних, и как благотворна и спасительна истинная любовь к ближним, это показывает Апостол в предложенных словах. Как бы так говорит: «Бог обитает во свете неприступном; Бога, в Его беспредельном и непостижимом существе, никто никогда не видал. Потому не можем мы показывать любовь свою к Богу, непосредственно созерцая лице Его. Но человек носит образ Божий, и если мы, по заповеди Божией, любим друг друга: то Бог, по беспредельной благости Своей, нашу любовь к человекам приемлет как любовь к Нему Самому, и соединяется с нами или пребывает в нас, и наша любовь к Богу становится истинною, совершенною любовью, какой требует от нас Бог, по данной от Него заповеди, – чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин. 4:21).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Бога никто никогда не видел (ср. Ин. 1:18 и прим.), по Его существу и внутренним совершенствам, ибо существо Его невидимо (ср. 1Тим. 6:16). Если мы любим и проч.: смысл речи в связи таков: Бога никогда никто не видел, ибо Он обитает в неприступном для всех свете; потому мы не можем являть свою любовь к Нему, непосредственно созерцая лицо Его. Но человек носит в себе образ Божий, и если мы по заповеди Его любим друг друга, то Он нашу любовь друг к другу приемлет как любовь к Нему Самому и пребывает в нас и соединяется с нами, и любовь Его к нам и наша к Нему становится истинною и совершенною (1Ин. 2:5), такою, как Он Сам требует от нас в отношении к Нему, к ближним и к себе (Ин. 14:21, 23).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.


Бога никтоже нигдеже виде. Слова эти должно понимать с ограничением. Сам Иоанн говорит, что Иисус Христос, Который есть истинный Бог (1Ин.5:20), пришел во плоти (1Ин.4:2-3), и апостолы видели Его Своими очами (1Ин.1:1). Никто не видел Бога в Его божественном существе. Сын Божий был видим в существе человеческом, которое Он воспринял напоследок дней (Евр.1:2) для нашего спасения. Также и Отец был созерцаем в человеческом образе, который на время воспринимал для сообщения людям Своих откровений (Дан.7:9; Откр.4:2-3 и дал.). Посему напрасно штундисты ссылаются на вышеозначенные слова ап. Иоанна в подтверждение своей хулы на святые иконы, говоря, что, если Бога никто не видал, никто не должен и изображать Его: невидимого Божественного существа Божия никто и не думает изображать, а что Бог благоволил соделать видимым для людей, то и может, и должно быть изображаемо, чтобы благоволение Божие, снисхождение Его к нам не осталось (как у штундистов) в пренебрежении. По грубости и невежеству штундисты прилагают к священным изображениям Церкви заключительные слова 1-го послания ап. Иоанна: 1Ин.5:21.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.12-13  Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего

     О непостижимости Божией Иоанн говорит для того, чтобы показать в любви к ближнему одно из средств к общению с Богом, а вместе и к познанию Его. Познание Бога и любовь к Нему, по учению Иоанна, одно и то же, как одно и то же общение с Богом и любовь к ближним, потому что полнота и совершенство любви к ближним невозможны вне основного Источника любвиБога, срвн. (Ин.13:33-35). Другим доказательством пребывания в Боге должно служить вышеуказанное помазание и дары Святого Духа, сообщающиеся всем и особенно преизобильно ниспосланные Апостолам, к которым и переходит далее Иоанн. Что касается слов Апостола о том, что Бога никто никогда не видел, то сие нужно понимать о существе Божием, так как все видения Бога были в образах, а по существу «Бога человеком невозможно видети», как поется в церковной песни.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible