И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу.

О единстве кафолической Церкви

Василий Великий, свт. (†379)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола.

Слово о подвижничестве третье

Августин Аврелий, блж. (†430)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь.

Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви.

О Троице

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Собеседования

Максим Исповедник, прп. (†662)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1Кор. 13:2-3). Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь.

Главы о любви

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-16 кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Это относится к сказанному немного выше (1Ин.4:2): всякий дух, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти. Апостол достаточно доказал, что верующие суть дети Божии и что Бог в них пребывает; а доказал это любовью друг к другу, потому что дан им Дух Святый. После сего и возвращается к упомянутой речи и говорит: кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том Бог пребывает, потому что, как выше сказано, всякий дух, исповедающий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Этими словами апостол выражает и другую истину, что те, которые так исповедуют и имеют в себе пребывающего Духа, то есть Бога, и сами пребывают в Боге. Каким образом? Чрез любовь друг к другу. А вспомнив о любви, он повторяет все высказанное им о любви, для того, чтобы более утвердить учение о любви.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает

Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Неразрывная связь исповедания веры во Христа и любви к ближним, о чем уже ранее говорил Апостол (III:23), утверждается теперь с особою силою, поскольку самое общение наше с Богом поставляется в причинную зависимость от исповедания Божества Иисуса Христа и Его спасительного дела (ст. 15), причем, конечно, необходимо предполагаются сопутствующие вере дела любви (ср. ст. 12). Ст. 16 суммирует содержание предыдущих стихов со ст. 7-8, причём повторяется и основное положение всей речи Апостола: «Бог есть любовь» (ср. ст. 8). Подводя итог сказанному о существе и происхождении любви христианской, Апостол вместе с тем дает здесь точку опоры для дальнейшего раскрытия истинной сущности любви.

Толковая Библия

[Дионисий Ареопагит}

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть.

Об именах Божиих

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Что прежде сказал Апостол вообще, то теперь прилагает к себе и другим Апостолам, как несомненным свидетелям того, как Сын Божий совершил на земле искупление человеков. Сказав: мы видели, и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру (1Ин. 4:14), и показав, как благотворно ведение и исповедание Иисуса, Сына Божия (кто так исповедует, говорит Апостол, тот пребывает в Боге, и Бог в нем), теперь силу этого ведения и исповедания он показывает на себе, говоря: и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. То есть мы познали, как велика и беспредельна любовь Божия; как явил Бог Отец Свою вечную, беспредельную любовь в послании единородного Сына Своего в мир для спасения людей; мы познали, как Сын Божий, из любви к человекам, предал Себя на страдания и крестную смерть, чтобы верующим в Него даровать вечную жизнь; мы познали это, видев своими очами Сына Божия – Спасителя мира, и уверовали в эту беспредельную, непостижимую любовь Божию. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Сказав: мы познали любовь и уверовали в нее, Апостол, по-видимому, хотел сказать: и мы пребываем в любви, и пребывая в любви, в Боге пребываем, и Бог в нас. Но его смиренномудрие опять говорит не о том, что собственно ему и другим Апостолам уже принадлежит, чем они владеют, но о том, что у них нераздельно со всеми любящими Бога, что, по благости Божией, усвояется каждому любящему Бога. Бог есть любовь: это вечное свойство Божие служит существенною причиною того, что и пребывающий в любви – к Богу и ближним, по заповеди Господней – пребывает в Боге и Бог в нем. Наша любовь к Богу и ближним, по заповеди Божией, сближает и соединяет нас с Богом, и привлекает к нам благодать любви Божеской. Св. Иоанн Богослов и другие Апостолы познали любовь Божию, и совершенною любовью возлюбили Бога, и во время земной жизни уже пребывали в Боге, и Бог был в них.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Бог есть любовь и проч.: ст. 1Ин. 4:8, 15. Бог есть любовь, и это вечное свойство Божие служит основанием и причиною того, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 3:24).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

протоиерей Илия Соколов (†XIXв.)

Ст. 13-16 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

А дабы иметь нам свидетельство в самих себе, что Бог в нас пребывает и мы в Боге: то Он сделал нас причастниками Духа Своего. И мы, чрез посредство Его, познали глаголы жизни Божей; видели снисшедшее к нам Слово воплощенное; творим знамения и чудеса и возвещаем всему миру, яко послал Бог Сына Своего, да спасет Собою мир, и веруем, "яко несть инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам" (Деян.4:12).

Краткое изъяснение 1-го Соборного послания святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст.14-16 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

     
О своем непосредственном видении Спасителя Апостол говорит опять для того, чтобы засвидетельствовать о действительности пришествия в мир Сына Божия в лице Иисуса Христа и указать всем возможность через веру в Него войти в общение с Богом и, по примеру Апостолов, опытно познать любовь, а через любовь постигнуть, что Бог есть любовь, так как только любовью можно постигнуть любовь. Сказав о начале любви и ее действиях на верующих, Апостол указывает и то, в чем должна заключаться ее возможная полнота (т. е. в единении с Богом), и что эта полнота может быть достигаема не иначе, как только подражанием любви Иисуса Христа, Который, как известно, особенно трогательно убеждал поступать так, как Он поступал. Это было на тайной вечери и потом во время прощальной беседы Спасителя с учениками, после которой Он молился Отцу о единении верующих с Ним.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 15-16. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

О вере и делах.


Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведет и жизнь таковую, то есть веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: 1Ин.4:12;3:24; Иак.2:14-24.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят: Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мф.18:20).
 

Ответ:   В Мф.18:19-20 Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (Мф.18:17), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них ( Ин.14:23; 1Ин.3:23-24;4:18-21). Ослушники Церкви (Мф.18:17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мф.12:30). «Собравшиеся во имя кого-либо», – учит святой Василий Великий, – «без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф.4:1-4) и Господь (Ин.14:23). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: «что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю» (Лк.6:46;  Мф.25:11-12; Деян.19:13-16).*
«Господь заповедал (Мф.18:19) сперва единодушие», – пишет святой Киприан Карфагенский, – «указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом (1Ин.4:16) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией».**


 

* - Творения. Часть 5. 1901 г., стр. 270–271. Ответ на вопрос 225.
** - Творения, Часть II. 1891 г., стр. 186–188. Книга о единстве Церкви.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Слово «есть» в выражениях «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» (Мф.26:26-28) нужно переводить словом «означает-знаменует»; поэтому хлеб и вино евхаристические – не Тело и Кровь Христовы, а только знаки, образы, напоминающие Тело и Кровь Его (Ин.10:9,14:6,15:1).
 

Ответ:
Выражения, на которые ссылаются сектанты, как объяснил Сам Господь, употреблены Им в иносказательном смысле: «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется..». (Ин.10:9). «Я есть путь», потому что «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). «Я есть истинная виноградная Лоза... Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин.15:1-4). Во время установления Cвятого Причащения Господь не в переносном смысле сказал: «сие есть Тело Мое», – а в прямом, буквальном смысле, т.е. действительно, на самом деле, без сомнения (Мф.3:17; Ин.4:241Ин.4:15-16,5:6 и др.). Если бы нужно было понимать Его слова иносказательно, Он бы указал. Сектантское объяснение данного места допускает ужасную мысль, будто Господь неточностью Своего выражения ввел в заблуждение апостолов и через – них Церковь православную, понимающих в буквальном смысле слова установления таинства (1Кор.10:16,11:23-27). Очевидец установления таинства Святого Причащения свидетельствует, что Иисус Христос говорил с ними прямо, а не притчами (Ин.16:29).

Православная Церковь и сектанты

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Будучи самовидцами Господа, Его жизни и деятельности на земле, мы познали, убедились в беспредельности любви Божией к людям и уверовали в нее. А так как любовь есть одно из свойств Божиих и Бог есть любовь, то пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible