Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
Святые отцы
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
Тот, кто не любит своего брата, не пребывает в любви, а тот, кто не пребывает в любви, не пребывает в Боге, поскольку Бог есть любовь.
Почему не видит Бога? Потому что не имеет той самой любви. Потому не видит Бога, что не имеет любви; потому не имеет любви, что не любит брата своего. Значит, по той причине и не видит Бога, что не имеет любви. Ибо если бы он имел любовь, он видел бы Бога, потому что Бог есть любовь, и очищается это око любовью все больше и больше, так что начинает видеть ту неизменную Сущность, присутствие Которой всегда радует, и от этого преисполняется блаженства, навеки соединившись с ангелами.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
Осуществлением и ясным доказательством любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный апостол Иоанн говорит: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу Отцу идущих этим путем чистыми от всяких страстей. Она есть дверь, и входящий через нее вступает в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной красоты царственной и Святой Троицы.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит
Выше апостол с настойчивостью доказал, что любовь должна быть взаимная, переходящая от Бога к нам и от нас к Богу; присовокупил к сему, что если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Теперь - снова возводит речь к тому же и говорит: так как на нас лежит долг любить брата, по примеру любви Бога к нам, и, воздавая любовью Богу, мы удовлетворяем этому долгу; то нам непременно должно любить брата для совершеннейшего доказательства любви к Богу. Ибо если этого не будет, то не сохранится и любовь наша к Богу, так как будет нарушен долг по отношению к ближним, долг, вытекающий из любви к Богу. Прибавляет и еще более сильное слово на обличение тех, которые хотят извращать божественную любовь. Апостол говорит как бы так: любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством? Если кто-нибудь бесстыдно будет говорить, что Бога любит, а брата ненавидит, тот, извращая божественную любовь, оказывается сверх сего и преступником следующей Его заповеди: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:35). Посему, кто любит Бога и старается быть Его учеником, тот, по заповеди Его, любит и брата своего.
Иустин (Попович), прп. (†1979)
Ст. 20-21 аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего
Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу.
Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство Боголюбия, и Боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату. Поэтому святой Иоанн Богослов приводит следующее изречение: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Только человек, который чувствует “в Боге” ближнего, только человек, который видит “в Боге” ближнего, только такой есть одухотворенный брат, есть бессмертный собрат и ближний. Таким образом, чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит
Внушая истинную любовь к Богу, Апостол опять показывает необходимость любви к ближнему. Говорит, что без этой любви нельзя любить Бога, и кто говорит, что он любит Бога, а в то же время питает ненависть к ближнему, тот говорит неправду. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец. Почему лжец?
Ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? – Прежде сказал святой Иоанн: Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1Ин. 4:12). Каждый ближний наш носит в себе образ Божий; взирая на сей образ и помня заповедь о любви к ближнему, можно ли не любить его тому, кто питает в себе любовь к Богу? Чем легче, и чем скорее можем мы выразить свою любовь к Богу, как не любовью к своему ближнему, как образу Божию? Кто, пренебрегая заповедь Божию о любви к ближнему, не любит брата своего, которого видит, которому тем или другим добрым делом всегда может показывать любовь свою: тот как может питать в себе любовь к Богу, которого не видит, для которого непосредственно ничего не может сделать: ибо Он не имеет нужды ни в чем нашем?
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит
Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит (1Ин. 2:9, 11; 1Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец, иное думает и говорит, и иное показывает на деле (1Ин. 2:4), видно, что он лжец, что кто не любит брата своего, или ненавидит его (1Ин. 2:9), хотя бы он был враг его (1Ин. 3:15),брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, — как может любить? Дело это невозможное. Любовь к Богу может только выражаться и свидетельствоваться любовию к ближним. «Любовь очевидно образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством?» (Феофилакт).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-21 будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога », а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
Устранив несовершенство любви в виде страха (ст. 18), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему (ст. 9-10), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом - в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, - так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с Ним еще более привязывается к Нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу, составляет прямую, положительную заповедь Божию (thn entolhn autou), ст. 21.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Заключая свое общее учение о любви, Апостол увещает любить Бога, как обязавшего нас любить Его Своею любовью, уже по одному чувству взаимности и благодарности. Далее, имея в виду ту тесную связь, в которую поставил Себя Иисус Христос к верующим в Него и всем людям вообще, Апостол увещает любить и ближних, причем показывает, что любить видимых братьев легче, нежели невидимого Бога, из чего естественно вытекает и то, что не делающий более легкого, не любящий брата, не может совершить и более трудное – любить невидимого Бога, срвн. (1Петр.1:8-9). Что любовь образуется через обращение и что видение привлекает к любви, – это видно из множества опытов и особенно из опытов товарищеской дружбы и родственной любви.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Кто любит Бога, тот необходимо должен же любить и ближнего, если человек не любит, и даже ненавидит своего брата, то он лжец. В самом деле: если я ненавижу, не люблю брата своего, которого я постоянно вижу пред глазами своими, с которым живу, то как я люблю Бога, которого не вижу, присутствия которого около себя не ощущаю. Как же мы выразим любовь свою к Богу иначе, как не в любви к ближнему.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мф.18:20).
Ответ: В Мф.18:19-20 Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (Мф.18:17), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них ( Ин.14:23; 1Ин.3:23-24;4:18-21). Ослушники Церкви (Мф.18:17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мф.12:30). «Собравшиеся во имя кого-либо», – учит святой Василий Великий, – «без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф.4:1-4) и Господь (Ин.14:23). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: «что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю» (Лк.6:46; Мф.25:11-12; Деян.19:13-16).*
«Господь заповедал (Мф.18:19) сперва единодушие», – пишет святой Киприан Карфагенский, – «указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом (1Ин.4:16) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией».**
** - Творения, Часть II. 1891 г., стр. 186–188. Книга о единстве Церкви.