Скрыть
а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

а всякий дух, который не исповедует. Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану, превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2Фес. 2:4). Почему и запретит служить идолам (их разумел апостол под святынею), а себя одного будет выдавать за Бога.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 2-3 о сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже

В действительности все эти духи составляют два вида духов: тех, которые от Бога, и тех, которые от дьявола. От Бога те, которые признают и исповедуют, что Иисус есть воплощенный Бог Слово, Господь и Спаситель, и от дьявола те, которые этого не признают. Дьявольская философия заключается в следующем: не только в непризнании существования Бога в мире, в непризнании Его пришествия в мир, но и в утверждении и в учении, что не существует Бога ни в мире, ни в человеке, что не существует Бога и в Богочеловеке.

По дьявольскому мнению, сущее безумие верить, что Бог принял человеческую плоть (воплотился) и может жить в человеке. Человек весь вне Бога, он сущность, в которой нет Бога и которая не принадлежит ни Богу, ни чему-либо Божественному, бессмертному и вечному. Человек весь ограничен, весь смертен и принадлежит миру животных полностью, и ему естественно жить, как животные, не отличаться от них, поскольку они его естественные предки, его природные братья. Эта истина или философия антихриста, который любой ценой, любой жертвой хочет заменить Христа, завоевать Его место и в мире, и в человеке. Святой Иоанн Богослов поясняет эту истину, говоря: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Всякий дух может быть или личностью, или учением, или идеей, или мыслью. Так что каждое учение, каждая идея, каждая мысль, которая не признает, что Иисус есть Бог и Спаситель, Воплощенный Бог и Богочеловек, происходит от антихриста, является антихристовой. И такие личности, и учения, и идеи были уже с момента пришествия Христа в мир. Поэтому святой таинник говорит об антихристе: И теперь есть уже в мире. Каждый человек и каждая идея в этом мире, которая отвергает Церковь Христову, происходит от антихриста. Антихрист есть творец, прямо и косвенно, каждой антихристианской идеологии. В действительности, все идеологии – двух видов: Христовы и антихристовы. Человек в этом мире должен разрешить проблему: или быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего решения не существует. Или христопоклонник, или слепец, восстающий против Него.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

Поэтому и Павел говорит: Так как у вас раздоры и распри, не плотские [ли] вы, и не ходите [ли] человеческими путями? (1Кор 3:3). Ходящий же человеческими путями не имеет духа Христа. Духа же Христа не имеет тот, кто живет не сообразно Христу, кто [не] умертвил себя для мира; такой человек - не Христов.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

Тот же признак Апостол излагает отрицательно, прилагая его к обличению заблуждающихся лжеучителей. А всякий дух, т. е, всякий учитель, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – не признает того, что обетованный Спаситель, Сын Божий, воспринял наше человечество и жил на земле между человеками, как истинный Бог и истинный человек, – всякий такой дух не есть от Бога; всякий такой учитель не водится Духом Божиим и проповедует не Божеское учение; он не истинный учитель, - но это дух анти Христа, это лжеучитель, говорящий по внушению противника Христова, или диавола; это один из тех лжеучителей, которые, по действию диавола, предшествуют антихристу, или Христову противнику, о котором вы слышали, что он приидет, и теперь есть уже в мире.

О котором вы слышали, что он приидет. Об антихристе предсказывал Сам Иисус Христос, говоря: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:43). Также апостол Павел во втором послании к Солунянам писал об антихристе (2Сол. 2:3–9). Без сомнения, писанию предшествовала устная проповедь Апостолов об антихристе, как говорит об этом святой Павел (2Сол. 2:5). Потому ожидание пришествия антихриста в Церкви Христовой было общее.

И теперь есть уже в мире. Сперва сказал Апостол: о котором вы слышали, что он приидет; а потом присовокупляет: и теперь есть уже в мире. В первом случае Богослов говорит о пришествии антихриста, как особого лица, Христова противника, которого пришествие, как предсказывает апостол Павел, по действию сатаны, будет со всякою славою, знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих (2Сол. 2:9, 10), и которого Господь Иисус убиет духом уст Своим и истребит явлением пришествия Своего (2Сол. 2:8). А во втором случае, где говорится: и теперь есть уже в мире, разумеется дух антихриста, т. е. лжеучители, еретики, проповедующие не по внушению Духа Божия, но по внушению диавола, как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь и ведущие брань против Церкви Христовой. Об антихристе и лжеучителях, ему предшествующих, св. Иоанн выше сказал так: Дети, последнее время. И как вы слышали, что приидет антихрист; и теперь появилось много антихристов (1Ин. 2:18).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

А всякий дух и проч.: указав этот основной признак, отличающий учителя от лжеучителя положительно, апостол указывает его еще и отрицательно, усиливая тем речь свою, придавая особенное значение этому члену исповедания веры и направляя его особенно к обличению обольстителей. Учитель, не исповедующий Спасителя мира Иисуса Христа Сыном Божиим, истинным Богом и истинным Человеком, всякий таковой учитель — не от Бога и не истинный учитель веры и ведения, а от антихриста, или, что то же, — от диавола (1Ин. 2:18; 1Ин. 3:8, 10); это — лжеучитель, говорящий по внушению противника Христа, диавола, по внушению духа обольстителя. — По свидетельству святого Иринея Лионского (Против ересей III, 16, 8), оба эти стиха направлены апостолом против лжеучителей-докетов, неправильно учивших о лице Господа Иисуса Христа (см. Предисловие к 1-му посланию Иоанна, пункт 3), а вероятно, и против некоторых других лжеучителей. — Это дух антихриста, о котором и проч.: см. прим. к 1Ин. 2:18, 22. — И теперь уже в мире: антихрист придет в свое время, как знали уже или слышали читатели послания; но дух его уже и теперь в мире. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану, превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2Фес. 2:4). Почему и запретит служить идолам (их разумел апостол под богом называемым, а под святынею — христианство), а себя одного будет выдавать за Бога» (Феофилакт). Этим духом антихриста одушевлены все дети диавола, обольстители, лжеучители и еретики, отвергающие и искажающие учение Христа и о Христе (см. прим. к ст. 1).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: Слово плоть бысть (Ин 1:14). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста: таковы были, напр., докеты, о которых упоминает св. Ириней Лионский, а также, вероятно, и другие подобные лжеучители такого же антихристианского духа. Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел, но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофил.). Точнее и ближе определить лжеучение обличаемых затруднительно, но во всяком случае это - не гностические еретические учения II века, а не развившиеся еще в систему лжеучения I века.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.2-3 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире

     
Называя дух лжеучителей духом Антихриста, Апостол яснее выражает их зависимость от духа злобы, а через это и связь с последним Антихристом. Прежде Апостол говорил о лжеучителях, как отвергающих Мессианское достоинство Иисуса Христа; здесь же он упоминает другое заблуждение их, состоявшее в отвержении человеческой Его природы и действительности совершения Им нашего спасения. Это докетическое учение, по-видимому, менее было опасно; на самом же деле им ниспровергалось все дело усвоения христианам спасения, так как если Иисус Христос не был действительным человеком, то невозможно было и преискреннее приобщение Его к людям (для взятия их грехов на Себя), а вместе и приобщение людей к Нему. Посему справедливо это лжеучение усвояется духу Антихриста, который, когда явится, сам не может возвестить о Христе ничего более хульного и зловредного.

     

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении и разумении Священного Писания.

Ин.1:1. То Слово, которое стало плотию, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою (Ин.1:14), было ими видимо, осязаемо: 1Ин.1:1-5. Слово, Сын Божий, Иисус Христос есть не «разумeниe» или «учение», а отдельная Ипостась, самостоятельное Лице, хлеб жизни: Ин.6:29,51-58; единосущный Богу Отцу: Ин.10:30; кто не исповедует Его пришедшим во плоти, тот антихрист: 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О чтении Священного Писания. 

Ин.1:14. Слово стало плотию... «Словом» здесь названо не слово, произносимое устами, не учение, а Слово ипостасное Сын Божий: Ин.3:16; Пс.106:19-20; 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве и лжеучителях.

Ин.10:1-4. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1-6; Ин.20:21-22; Деян.6:6;14:23; 1Тим.4:14; Тит.1:5; а «прелазящие инде», не дверью, т. е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются на основании следующих мест Писания: 1Ин.4:1-3; 2Петр.2:1-2; их нужно беречься (остерегаться): Мф.7:15;24:4-5; Иер.23:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible