Скрыть
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Ни язычник, ни иудей, ни еретик не способны на нее [победу], поскольку успех в начинаниях раз и навсегда обеспечила наша вера.

Фрагменты

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-4 ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Связь такая: любовь состоит в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его, потому что всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Поскольку полным доказательством любви к Богу апостол указал соблюдение заповедей, а некоторым думалось, что заповеди Божии тяжелы, то и говорит: и заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви к брату? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить. И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и нагой. Сказав это, указывает и другое побуждение к любви. Какое? Победу. Говорит, что, чрез любовь к брату соделывая себя детьми Божиими, вы имеете уже и воздаяние за это доброе качество, - победу над миром; ибо рожденный от Бога побеждает мир. Потом объясняет, в чем состоит победа и чрез что она совершается; тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни эллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Кто же сей Иисус? Иисус Христос, пришедший водой и кровию.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Третье же и последнее – для тех, кто получил от благодати Божией оружие и колесницы, чтобы побеждать в мысленной и невидимой брани. Им, духовник, говори, чтобы они презирали злые помыслы, которые им всевает диавол. Презирай их как лай маленьких собак, как скот, как насекомых, как ничто. Пусть не боятся ни угроз их, ни тех сластей, которыми они хотят их привлечь: 1) Веруя совершенно и уповая на безграничную силу Вседержителя Бога и на непобедимую помощь великого нашего Военачальника Иисуса Христа: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? И сия есть победа, победившая мир, вера наша; 2) Веруя и помышляя, что после Креста и смерти нашего Господа диавол не имеет никакой силы над нами, но он стал немощным и слабым, по написанному: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Поистине счастлив тот, кто сделал ум владыкой и вооружился благодатью, а, вооружившись, презирает как ничто все постыдные, хульные и лукавые помыслы. Нет большей победы и стыда для демонов как это презрение, как говорит преподобный Максим: «Те, кто лишь презирают (помыслы), презирают их всегда, а презирающий (их) находится в готовности, ибо уже вооружен благодатью» (в своих схолиях на 26 слово Лествицы). И мы говорим в примечании о помыслах хулы. И еще, потому что посредством такого презрения они остаются совершенно недосягаемыми для злых помыслов и демонов, говоря вместе с пророком Давидом: Онемех и не отверзох уст моих (Пс. 38, 10); Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною (Пс. 38, 2).

Руководство к исповеди

Лука Крымский, свт. (†1961)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Вы слышали сегодня слова святого апостола Иоанна Богослова: Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Как это вера наша победила весь мир? Как будто бы действительность не похожа на это: вера не победила того, что в мире. А ведь в этих словах истина: наша вера победила мир.

Надо нам понять, как это вера победила мир, а она действительно победила мир. Она, понятно, не уничтожила того, что в мире противно Богу, что противно Христу: не уничтожила всего богохульного, всего нечестивого; но вовсе не в этом задача нашей веры, не в том, чтобы уничтожать. Вера наша в основе своей — любовь Христова, а любовь ничего не уничтожает. Не наша задача перестраивать мир, не наша задача исправлять грехи мира, исправлять недостатки общественного и политического устройства.

Не смеем мы воевать против мира! Евангелие и апостолы святые заповедали нам иное — заповедали, напротив, полное повиновение и подчинение властям мира сего, уважение и подчинение: Бога бойтесь, царя чтите (1Пет. 2:17). Несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13:1). Значит, мы ни с кем не воевали, а победили мир. А как же это вера наша победила мир? Она победила, истинно Победила: не наступая, не восставая, не враждуя; победила своей кротостью, своей тихостью, своей любовью, ибо нет силы в мире, которая могла бы сравниться с силой любви, с силой смирения. Любовь и смирение — сила великая, любовь и смирение не воевали, не враждовали и тем не менее победили.

Воссылаем мы молитвы к Богу, горячей верой полны сердца наши, исполнены любовью ко Христу, проповедуем о любви, о Божественной любви, делаем это тихо, без воинствования. И эта наша христианская любовь победила мир. Она выходит далеко-далеко за стены нашего храма, невидимой Божественной силой разливается везде, как волны радио разливаются по воздуху везде и всюду. Так и любовь Христова и вера наша всюду действуют, всё побеждают, всё пленяют.

С миром мы не воевали и не враждовали, против мира не восставали, хотя нас считают и называют врагами, а мы не враги, мы только идем своим путем, путем Христовым, и не виноваты в том, что другие не идут также этим путем и отвергли его.

Как побеждает мир каждый из нас своей верой? Когда ярко возгорится пламя веры в сердце нашем, когда всем сердцем возлюбим Христа, когда уверуем непоколебимо, тогда мы приобретаем силу изгнать из сердца нашего любовь к миру, любовь к тому, чем дорожат люди мирские, изгнать все пристрастия наши, все похоти наши, все стремления к беспечальной жизни. Тогда в сердце нашем сами по себе исчезнут постепенно, одно за другим все эти нечистые стремления: мы перестанем любить мир, потому что возлюбим то, что гораздо выше мира.

Так человек возмужавший перестает интересоваться игрушками, которые пленяли его, когда он был младенцем, когда был ребенком. Он, духовно возмужавши, теряет интерес ко всему тому, что привлекает, что пленяет мирских людей, всё это становится в его глазах ничтожным. Высокие духовные интересы захватывают его всецело, а то, чем живут люди плотские, не духовные, становится для него ничтожным и исчезает из области его высших интересов, как исчезает под лучами солнца вешний снег.

Вот в этом и состоит наша победа, победа нашей веры над миром. И те святые, те преподобные, которые достигли высот духа, ушли от интересов мира сего, из низменной среды мира и поднялись в высшую святую сферу интересов духовных, те победили свое пристрастие к миру. Это пристрастие само собой исчезнет, как исчезает всё побежденное. Вот в этом и состоит наша личная победа над миром.

Помните же великие слова апостола Иоанна Богослова: Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Да даст вам всем Господь эту горячую, крепкую, как скала, веру, которая победит мир! Аминь.

Спешите идти за Христом. На слова: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша»

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 4-5 яко всяк рожденный от Бога, побеждает мир: и сия есть победа победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий

Мир как пленник греха, смерти и дьявола, как держава дьявола, держава смерти (Евр. 2:14) постоянно восстает на Бога и постоянно обращается против Него. Нет сомнения, что союз греха, смерти и дьявола есть страшная сила, сильнее и страшнее каждого человека, всего человеческого и всех людей вместе. В нашем человеческом мире только Богочеловек показал, что Он сильнее этого тройственного союза, поскольку только Он разрушил державу смерти, победил дьявола и уничтожил смерть. Эту всепобеждающую Богочеловеческую силу Христос дал каждому верующему в Него как Бога и Господа, и, таким образом, каждый может победить державу смерти, победить грех и дьявола, победить мир. В действительности только христианин есть истинный победитель в мире. Потому что он побеждает наибольшего врага человеческого рода, трехглавого врага: грех, смерть и дьявола. Без Господа Иисуса Христа и тех, кто Ему следует, человеческий мир был бы и всегда оставался “державой смерти”, в которой бы господствовало и управляло самое алчное и ненавистное чудовище – грех, зло и дьявол. И оно господствует главным образом и в действительности над всеми теми, кто не верует в Христа Единого Истинного Бога как Единого Истинного Спасителя мира.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

Ст. 4-5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Иоанн предлагает и победу, и то, вследствие чего [бывает возможна] победа, говоря, что вера есть и то, и другое. Конечно, [речь идет о] вере в Бога, которая, будучи рожденной от Бога, победила и изгнала всякое неверие. Иудей, эллин и еретик бессильны перед ней. А так как вера побеждает не в одиночку, но вместе с тем, кто обладает ею, [апостол] и прибавляет: А кто побеждает мир, если не верующий, что Иисус есть Сын Божий? А кто этот Иисус?Иисус Христос [побеждающий] посредством воды и крови.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Андрей Монах (†?)

Ст. 4-5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Далее он сам открыл, говоря нам, что рожденное есть Слово веры, победившее мир, то есть всякое лукавство и нечестие. Ведь наша вера отогнала всякое неведение и изгнала всякую тьму.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Это говорит Апостол в объяснение слов: и заповеди Его нетяжки (1Ин. 5:3). Почему заповеди Божии нетяжки? Ибо всякий рожденный от Бога, отвечает Богослов, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

Всякий рожденный от Бога побеждает мир, т. е. тот, кто возрожден благодатью Святого Духа, или, как апостол Павел говорит, водимый Духом Божиим (Рим. 8:14), побеждает мир. Под миром разумеются и люди, которые своими словами и делами или худым примером отвлекают от следования за Христом, также собственные нехорошие привычки, порочные желания и страсти, и разные скорби, лишения и трудности, каким надобно подвергаться на пути спасения, и все, что может препятствовать человеку в исполнении заповедей Божиих. Все это, как учит Богослов, возрожденный Благодатью побеждает или преодолевает; все это для него нетрудно и нетяжело. Что же ему помогает? Или, какою силою он преодолевает все препятствия, встречаемые на пути следования за Христом Спасителем? Богослов отвечает: И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Эта сила, которою побеждаем мир, есть наша вера. Не сама собою вера доставляет победу, но тем, что вера усыновляет Богу, привлекает Духа усыновления, или благодать Св. Духа, возрождающую и обновляющую человека. Эта Благодать дает возрожденному силу преодолевать все препятствия и все трудности в деле спасения. Поэтому каждый верующий и возрожденный, побеждая искушения и соблазны мира и преодолевая трудности на пути спасения, может говорить с апостолом Павлом: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне (1Кор. 15:10).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Ибо всякий, рожденный от Бога (1Ин. 2:29), побеждает мир (1Ин. 4:4): хотя сам по себе человек немощен и не имеет силы исполнить заповеди Божии, тем более, что ему противодействуют сильные враги — плоть, мир и диавол, но для него, как рожденного от Бога, и заповеди Его нетяжки, и всемогущею силою Божиею во Христе Иисусе он силен победить мир и побеждает его. — Мир, все враждебное Богу (ср. прим. к 1Ин. 2:15), побеждается верующим, преодолевается все, что представляется как препятствие ему на пути следования Его за Христом в Царство Небесное. — Что же это за сила, которою верующий побеждает мир? Эта сила есть вера, именно вера во Христа. Рожденный от Бога побеждает мир. Апостол объясняет, в чем состоит эта победа и чрез что она совершается. Тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал - мира, плоти и диавола (см. 1Ин. 2:15-16). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик, не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий« (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом (Ин 16:33), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.4-5 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? 

     
Первое действие исполнения заповедей Господних заключается в отречения от мира и в победоносной борьбе с ним. Уже по действию одного возрождения от Бога христиане имеют все силы к победе над миром, князь которого осужден; но они имеют еще и свою силу, пользуясь которой они все могут о укрепляющем их Иисусе Христе. Эта сила есть вера в Сына Божия, о которой Сам Иисус Христос говорит: «вся возможна верующему» (Мк.9:23). Вера в истинного Бога всегда была могущественнейшим двигателем в мире (Евр.11:1-40), но особенно великое действие ее совершилось в первое время появления христианства, когда древний мир, воздвигая одно гонение за другим, проливал потоки крови христианской, и все-таки не мог остановить распространения христианства. В мучениках вера христианская праздновала свою победу и в торжестве христиан крест был символом победной силы. И ныне кто побеждает мир (как в отдельных его частях и явлениях, так и вообще), как не те, кои исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим, победившим мир (Ин.16:33)?!

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible