Скрыть

Толкования:

Андрей Монах

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

См. Толкование на 1Ин. 5:4

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Какая это вера, дающая силу побеждать мир, – преодолевать все препятствия к исполнению заповедей Божиих? Святой Богослов отвечает: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Это та вера, которая научает нас, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира; что Иисус Сын Божий избавил нас от осуждения и вечной смерти; что Он в естестве человеческом победил мир (Ин. 16:33), и нам, верующим в Него, дарует Божественную силу побеждать мир, т. е., при содействии Духа Его, преодолевать все препятствия к исполнению Его заповедей; что Он, Спаситель и Бог наш, и в настоящей жизни дарует верующим благодатные спасительные дары, и в будущем веке уготовал вечную жизнь и невообразимое блаженство.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-6 кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию

В словах всякий, рожденный от Бога, апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается чрез святое крещение. Посему говорит: Сей есть пришедший водой и кровию Иисус Христос, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах: рожденный от Бога побеждает мир. Как рожденный? Водой и кровию. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водой и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водой только возрождающий, но водой и кровию. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез Свое усыновление даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды: один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный. Итак, Иисус пришел водой, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: прославь Меня Ты, Отче! и когда принесся глас: и прославил, и еще прославлю, который слышавшие приняли за гром (Ин. 17:5; Ин. 12,28-29). Духом, когда как Бог воскрес из мертвых; ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: Бог есть дух (Ин. 4:24). Итак, при свидетельстве трех (крещения, креста и воскресения) о сыновстве Иисуса, сыновство Господа непререкаемо. А чрез Свое сыновство, как начаток всего рода человеческого, Он даровал и нам право быть сынами Божиими. И сии три в одном Христе. Ибо это значит выражение: и сии три едино, то есть по отношению к свидетельству о Христе. Нужно знать, что некоторые из отцов слово Дух разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17), так как Бог есть Дух, как мы выше сказали.

Сказав это, подтверждает слова свои доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога? Ибо это свидетельство о Сыне Божием, то есть Христе, не от Самого ли Бога? Итак, верующий в Сына Божия, что Он есть Бог, как Сын Божий, имеет свидетельство в Самом Себе, потому что верующий и сам усыновлен чрез Иисуса, усыновленного Богом. А неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя усыновления, а чрез это - жизни вечной, которую и Христос имеет в Самом Себе, как в Евангелии сказано: в Нем была жизнь (Ин. 1:4). Посему кто имеет в себе Сына чрез крещение, тот имеет и жизнь, ибо все мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа (Гал. 3:27). А кто не имеет Сына Божия чрез крещение, тот не имеет и жизни, тот мертв. Ибо принимая нас, мертвых прегрешениями, Он воскрешает чрез святое крещение. Каким образом? Потому что кто чрез погружение в крещении спогребся со Христом, тот мертв для мира, то есть для мирских прихотей, и живет уже не для мира, но для Христа.

и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

См. также Толкование на 1Ин. 5:7

Еп. Михаил (Лузин)

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

«А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (Феофилакт). Побеждает мир тот, кто верует, что Иисус из Назарета есть Сын Божий, Искупитель мира. Он победил мир (Ин. 16:33), и этой верой в Него и совершенное Им дело верующий также побеждает мир, враждебный ему. Победный клик Спасителя стал победным кликом верующих о победе их над миром!

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

См. Толкование на 1Ин. 5:4

Прав. Иоанн Кронштадтский

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Как не побеждать мира тому, кто верует, что Иисус Христос есть всемогущий Бог, Который силен исполнить Свои обетования и никогда не может отречься от того, что обещал? Как не побеждать мира тому, кто верит, что он сядет на одном престоле с Сыном Божиим? Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3:21).

Дневник. Том I. 1856.

Прп. Иустин (Попович)

кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий

См. Толкование на 1Ин. 5:4

Свт. Кирилл Александрийский

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

См. Толкование на 1Ин. 5:4

Свт. Филарет (Дроздов)

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Удивительно, что Св. Евангелист Иоанн провозглашал уже победу веры Христовой над миром, когда мир далеко не истощил еще против нея своих враждебных сил и средств. Так прозорливо видел Апостол ход дела; так верно предвидел исход. Нам удобнее видеть в совершении то, что он провидел в начатках. Мир Римский (как любила называть себя Римская держава, гордо, но не без основания, потому что в ней заключалось все значительное и сильное в мире), мир языческий, в продолжении нескольких веков, вел войну против Христианства. На стороне мира были: власть, сила, искусство, образованность, многолюдство, народное мнение. Жестокость и ласка, лесть и клевета, угроза и обещание, награда и казнь, обогащение и грабительство, освобождение и порабощение, возвышение и изгнание, умствование мудреца и пытка мучителя, предразсудки и ярость народа, – все превращено было в оружия против Христианства. С другой стороны Христианство являлось без власти, без силы, без искусства, без защиты, без оружия, кроме пренебрегаемаго миром оружия веры в Бога невидимаго и в Сына Его Иисуса Распятаго. Но чем кончилась сия слишком неравная брань? – Мир языческий рушился и разсыпался в прах, а Христианство возвысилось и возгосподствовало, переродив мир в новую жизнь. Воистину, сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Слово по освящении храма Св. Архистратига Михаила. 1849 г.

Экумений

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

См. Толкование на 1Ин. 5:4

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible