Скрыть
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 7-8 ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном

Что же истекло из Его ребра, кроме таинства, которое принимают верные? Дух, кровь, вода. Дух, который Он испустил, и кровь и вода, которые Он пролил. От этой крови и воды, как на то указывается, родилась Церковь.

Проповеди

Лев Великий, свт. (†461)

Ст. 7-8 ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном

Итак, Дух освящения, и кровь искупления, и вода крещения - эти три суть одно и остаются нераздельными, и ничто из них не отделяется от соединения своего, потому что кафолическая Церковь этой верой живет, этой верой действует.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-12 ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь, и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни

И сии три суть во едино, то есть по отношению к свидетельству о Христе показывают, что Он усыновлен Богом Отцом, и что Сам получил, то передал и достойным, верующим во имя Его.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

яко трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть

Это составляет всю истину о Троическом Божестве. Опытный факт, но и интеллектуальная недоступность. Божественная сущность есть без границ: и глубины, и ширины, и высоты, – и выше, и глубже всех человеческих границ познания, разумения и чувствования. И это естественно, потому что искусная сущность земного материального мира имеет необъяснимую глубину и ширину и не доступна человеческому пониманию. Но и эта жизнь, которой мы живем, которая является для нас самой непосредственной реальностью, очень глубока, широка и выше человеческой логики и понимания.

Из этого громадного преисполненного океана жизни только время от времени мы понимаем некоторые элементы, владеем только минимальным количеством знания. Этот океан изливается и разливается посредством Его, то есть Бога, Который не только знает конец каждой вещи, но знает и бесконечно, вечно и нескончаемо. Это в величайшей мере относится к жизни и Божественной сущности Пресвятого Троического Божества. Поэтому мы знаем только то, что нам доступно и опытно дано. И это нам дано сполна с воплощением Бога Слова и вселением Святого Духа в Богочеловеческое тело Церкви. Нам дано от Троического Божества все необходимое для спасения от греха, смерти и дьявола, чтобы мы наставлялись Божественным совершенством и посредством священных таинств и святых добродетелей к достижению “охристосывания”, одухотворенности, обожения и “отроичевания”. То, что Бог есть Троическая сущность – это реальность, которой непрерывно жительствуют “через Отца”, “Сыном”, “во Святом Духе”. Эта истина полностью открыта в Богочеловеке и исполнена в Церкви. Об этом свидетельствует вся благодатная, но и повсюду истинная жизнь Церкви. И это она свидетельствует в реальных, опытных, очевидных событиях, истинность которых человечески реальна и логически неоспорима.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 7-8 ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном

Дух, что есть жизнь, и вода, что есть возрождение и вера, и кровь, что есть познавание, и сии три суть едино. В Спасителе, без сомнения, есть эти приносящие спасение добродетели, и сама жизнь в самом Сыне Его возникает.

Заметки на Кафолические послания

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Веруете, противники, в Бога Единосущного Триипостасного, по неложным словам Святого Писания: Ибо три свидетельствуют на небе (1Ин.5:7). Веруете в Слово Божие, в плоти явившееся, по неложным словам Святого Писания: И Слово стало плотию (Ин.1:14). Веруете в воскресение мертвых, по неложным словам Святого Писания: мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут (Ин.5:25). Почему же тогда не веруете, что в Евхаристии истинное Тело Христа, по неложным словам Христа Сие есть Тело Мое. Все эти четыре члена веры равно утверждаются на Священном Писании, почему же не в равной мере вы им верите? В первые три члена, хотя в них и трудно поверить, однако веруете несомненно по Откровению Божию, и, понуждаясь неложным словом Божиим, пленяете разум в послушание веры. Почему же вы усомнились в четвертом члене и, имея непоколебимое основание в Слове Божием, колеблетесь умом и, отрицая наличие истинного Тела Христа в Евхаристии, омрачаете ее некоей образностью. Если здесь, как вы говорите, Тело Христово присутствует только как образ, а не поистине, то и Святую Троицу считайте только образом, а не истиной, и верьте, что воплощение Бога Слова только образное, а не истинное, и воскресение мертвых только образное, а не истинное.

Если же вы отвергаете их образность, то отвергните и из Евхаристии. Ибо о всех них в равной мере свидетельствует неложное Божие Откровение. Все они в равной мере утверждаются на едином основании Слова Божия.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 6-8 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино

Сей есть Иисус Христос. Святой Богослов раскрывает, что Иисус есть Сын Божий, Богочеловек, обетованный чрез Пророков Помазанник – Христос, Спаситель мира. Пришедший водою и кровью и Духом. Обетованный Искупитель пришел в мир и явил Себя миру великими знамениями воды, крови и Духа. Что значат вода, кровь и Дух? Это величайшие действия, ознаменовавшие пришествие в мир обетованного Спасителя рода человеческого. Вода означает таинство крещения, кровь – искупительную смерть Господа Иисуса Христа, Дух – Святой Дух Божий, являющий Себя в благодатных спасительных действиях.

Вода указывает на таинство крещения. Вода и в ветхом, и в новом завете употребляется как образ очищения (Лев. 14:5; сл. Ин. 3:5, 25; 13:5, 10; Тит.3:5; Евр. 10:22, 23). В словах Богослова вода изображает установленное Иисусом Христом великое таинство крещения, в котором верующие во Христа возрождаются в жизнь духовную. Иисус Христос Своим примером освятил это таинство, приняв крещение от Иоанна (Мф. 3:13-16), и все верующие в Него принимали крещение (Ин. 3:22-26); крещение служило условием вступления в Церковь Христову, или в общество верующих в Него (Мф. 3:7; Лук. 3:16; Ин. 1:15), и, пред вознесением Своим на небо, Господь заповедал Своим Апостолам, а чрез них всей вселенской Церкви, – крестить всех верующих в Него: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф.28:19, 20; сл. Мк. 16:15). Таинство крещения есть дверь, вводящая в Церковь Христову; оно есть условие к получению всех других благодатных даров, сообщаемых в Церкви Христовой.

Кровь означает искупительную смерть Господа Иисуса Христа. Смерть обетованного Искупителя, как умилостивительная жертва за грехи мира, составляла главное в устроении спасения рода человеческого. И ветхозаветные Пророки многократно изображали обетованного Искупителя страждущим и умирающим за грехи мира (Ис. гл. 53; 1Пет. 2:24; Кол. 1:21, 22). Кровь ветхозаветных жертв служила образом святейшей искупительной крови Господа Иисуса Христа, пролитой на кресте за грехи всего мира (Евр. 9:7-14; 11:28; Рим. 3:28; 5:9; Еф. 1:7).

Не водою только, но водою и кровию. Вода сама по себе не имеет той очистительной силы, какая присвояется ей; и крещение получило таинственную благодатную силу и всю важность уже после того, как Иисус Христос чрез пролитие Своей крови на кресте принес умилостивительную жертву за грехи всего рода человеческого. Крещение было и в ветхом завете, но только как образ будущего; крестил и Иоанн предтеча (Мф. 3:11), но его крещение также не было очистительным или спасительным таинством, а было только знаком приготовительного покаяния, чтобы потом веровали и крестились в Иисуса Христа. Для показания этого преимущества, принадлежащего обетованному Искупителю, Апостол говорит: не водою только, но водою и кровию. Явление Господа Иисуса ознаменовано было не только установлением крещения, но и тем, что Он пролил кровь Свою за грехи мира, и чрез то крещению сообщил великую, очистительную и спасительную силу верующих в Него возрождать в жизнь духовную, благодатную.

И в ветхом завете образно употреблялись два способа очищения, то есть посредством воды и посредством крови, на которые указывает апостол Павел в послании к Евреям, раскрывая из ветхозаветных образов таинство искупления (Евр. 9:19-22; 10:22).

И Дух свидетельствует о Нем. О Божественном величии пришедшего водою и кровию Иисуса Христа, или о том, что установленное Иисусом Христом крещение есть спасительное таинство, возрождающее в новую, благодатную жизнь, и о том, что пролитая на кресте кровь Господа Иисуса есть искупительная жертва, цена спасения нашего, – и о том, что Иисус Христос есть обетованный Спаситель, единородный Сын Божий, – свидетельствует Дух.

Потому что Дух есть истина. Это Дух Святый, третье Лицо Святыя Троицы, Дух истины, о котором Сам Иисус Христос говорил Своим ученикам, говоря: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:16, 17). Еще говорит: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13, 14). Сей Дух являл и являет Свое свидетельство о Божественности Иисуса Христа и в благодатной спасительной силе таинства крещения и в искупительной силе смерти Христовой. Все благодатные дары Св. Духа, сообщаемые верующим в Иисуса Христа, суть также свидетельство Духа истины о Божественном величии Иисуса Христа, как единородного Сына Божия, обетованного Спасителя мира.

Три свидетельствуют на небетри свидетельствуют на земле, т. е. свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, обетованный Спаситель рода человеческого. Иначе можно так изложить слова Апостола: три свидетеля небесные, три земные; небесные – возвышенные, невидимые, неприступные; земные – более близкие к нам, более доступные нам, видимые или подлежащие нашему наблюдению, нашей мысли, нашему чувству. На эти степени возвышения и приближения к нам указал Господь в беседе с Никодимом, говоря: Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин. 3:12). И небесные и земные свидетели утверждают ту же великую истину, что Иисус есть истинный Бог и Спаситель мира.

Указав на земных свидетелей, Богослов говорит о свидетелях небесных: ибо три свидетельствуют на небе, – Отец, Слово и Святой Дух: и сии три суть едино. Три великие, высокие, неприступные и непостижимые в Своем Божеском существе небесные свидетели: Бог Отец, первое Лице Св. Троицы, Бог Сын или Ипостасное Слово, второе Лице Св. Троицы, и Бог Дух Святой, третие Лице Святыя Троицы; сии три Лица, но одно существо Божеское, – Един Бог, и потому свидетельства трех Божественных Лиц составляют одно великое Божеское свидетельство.

Бог Отец свидетельствовал об Иисусе Христе великими знамениями при Его крещении от Иоанна в Иордане (Мф. 3:17), во время преображения (Мф. 17:5), перед Его страданиями (Ин. 12:28-30) и во время Его крестных страданий (Мф. 27:45, 51-54), и Сам Иисус Христос неоднократно указывал на свидетельство Бога Отца (Ин. 5:31, 32, 37; 8:16-18; 10:25).

Бог Слово, единородный Сын Божий, многократно свидетельствует о том, что Он сошел на землю, т. е. воспринял человечество, для спасения человеков, и об истине Своего свидетельства или Своего учения. Так св. Иоанн говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18). Иисус Христос о Себе Самом говорит: Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том (Ин. 3:11). Также: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду (Ин. 8:14; сл. Ин. 5:26; Мф. 26:64; Мк. 14:62).

Дух Святой, т. е. третье Лице Св. Троицы, древле свидетельствовал об Иисусе Христе чрез Пророков; потом свидетельствовал Своими действиями, как: осенением преблагословенной Девы Марии (Лк. 1:35), сошествием на Иисуса Христа в виде голубя, во время Его крещения от Иоанна на Иордане (Мф. 3:16, Ин. 1:32), видимым излиянием, или сошествием на Апостолов в день пятидесятницы, в виде огненных языков (Деян. 2, 2-36).

И сии три суть едино. Как три Божеские Лица по существу суть один Бог; так и все свидетельства их между собою согласны и составляют одно великое свидетельство о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, Спаситель мира.

И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь. Земные свидетели, ближайшие к нам, более доступные нашему наблюдению, или усмотрению, – Дух, вода и кровь. Это те же свидетели, о которых уже говорил Апостол в 6-м стихе. Снова упоминает о них Апостол для того, чтобы, соединив их свидетельство с свидетельством небесных свидетелей, Отца, Слова и Св. Духа, тем яснее и величественнее представить непоколебимое основание веры, побеждающей мир.

Духом, как выше замечено было, именуется тот же Св. Дух, но рассматриваемый в Его действиях, какие совершает Он в Христовой Церкви, каковы все дары благодатные, подаваемые в таинствах и сообщаемые душам верующих по их вере и молитве, каковы, по учению Апостола: любовь, радость, мир, долготерпение и др. (Гал. 5:22); также чрезвычайные или чудесные действия в распространении евангелия, в обращении неверующих и под. Вода и кровь, таинство крещения и искупительная смерть Господа Спасителя, являют великую силу ко спасению мира также действием Святого Духа.

И сии три об одном, т. е. свидетельствуют – об одном, именно о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, согласно древним обетованиям и пророчествам пришедший в мир, Спаситель рода человеческого.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино

Свидетели небесные — возвышенные, невидимые, неприступные; свидетели земные более близкие к нам, более доступные нам, подлежащие нашему наблюдению, мысли, чувству. Три свидетельствующие на небе высокие и непостижимые в своем Божественном существе суть: Бог Отец, непререкаемо свидетельствовавший о Сыне Своем многократно, например при крещении (Мф. 3:17), при преображении (Мф. 17:5); о свидетельстве Бога Отца о Нем неоднократно говорил Сам Христос (Ин. 5:31—32, 37; Ин. 8:16—18; Ин. 10:25). — Слово, Бог Слово воплотившееся, Единородный Сын Божий, Иисус Христос многократно свидетельствовал о Себе как Сыне Божием (ср. Ин. 1:18; Ин. 3:11; Ин. 8:14; Ин. 10:36; Мф. 26:64; Мк. 14:62). — Дух Святой свидетельствовал о Христе Сыне Божием в Ветхом Завете чрез пророков, которые говорили о Христе по вдохновению от Святого Духа (2Пет. 1:21), в Новом Завете — при бессеменном зачатии Христа от Девы Марии от Духа Святого (Лк. 1:35), при сошествии на Иисуса Христа в виде голубя при крещении (Мф. 3:16; Ин. 1:32); о таковом свидетельстве неоднократно говорил Сам же Иисус Христос (Ин. 14:26 и парал.). Сии суть три Лица достопоклоняемой Троицы во едином Божественном существе, и потому свидетельство их есть единое тройческое Божественное свидетельство о Христе, Сыне Божием, почему апостол и говорит: и Сии три суть едино, по существу, воле и действию.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем

Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера.

Возвращаясь к началу своего послания I:1-3, Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего вода крещения, кровь крестной смерти на Голгофе и дух, т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством - Бога Отца о Своем Сыне (Мф 3:17; 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом (Ин 1:18; 3:11; 8:14; 10:36; Мф 26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).

Весьма важный в вероучительном, догматическом отношении стих 7-й не читается ни в одном из древних греческих кодексов Нового Завета: ни в таких авторитетных уникальных кодексах, каковы: Синайский, Александрийский, Ватиканский, ни в древнейших курсивных греческих манускриптах, ни в лекционариях. В творениях древних греческих отцов, в своей полемике против ариан, имевших постоянный повод говорить о троичности Лиц в Боге и Их единосущии, данный стих не цитируется. И блаженный Феофилакт в толковании своем послания Ап. Иоанна опускает ст. 7-ой. Нет этого стиха и в древнейших переводах Нового Завета - Пешито, арабских и др.; только в некоторых, и то не древних, списках латинского перевода Вульгаты спорный стих читается. Уже под влиянием Вульгаты в двух греческих кодексах XVI в. этот стих имеется. В печатном издании Комплютенской Библии (1514-1520) рассматриваемые слова имеются. В новейших критических изданиях новозаветного текста - Грисбаха, Шольца, Тишендорфа, Вескотта Хорта, Триджельса и др. слова ст. 7-го опускаются. Напротив, принятые церковью Восточною и Западною тексты, оригинальный и переводные, имеют слова ст. 7-го, как подлинные апостольские слова. При этом церковном воззрении мы и должны остаться, хотя научные текстуально-критические данные не доказывают подлинности данного места с безусловною несомненностью (см. у проф. Н. И. Сагарды, с. 206-260).

Во всяком случае внесение слов ст. 7-го нисколько не затрудняет чтение и связь всего текста, и как с предыдущими, так и с последующими текста согласуется, равно вполне гармонирует с особенностями богословия Ап. Иоанна.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.6-9 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем 

     Речь о силе веры христиан направлена была Апостолом против обольщений тех лжеучителей, которые отвергали Божественное достоинство Иисуса Христа, посему Апостол и приводит доказательства Божества Иисуса Христа. Эти доказательства, как по выражению, так и по существу, чрезвычайно глубокомысленны.

     Имея в «иду, что, как по общечеловеческому суду, так и по Божественному, всякая истина считается достоверною, когда она утверждается двумя или тремя достоверными свидетелями (Матф. 18:16), он здесь приводит две троицы свидетелей и потом (в ст. 11–15) присоединяет еще три свидетельства, заимствуемые от самих христиан.

     Первые свидетельства указываются Апостолом в трех важнейших священных событиях: в крещении Господнем, страдании Его и сошествии Святого Духа на Апостолов. В этих событиях важное значение принадлежало главнейшим стихиям: воде, крови и огню, почему Апостол называет эти свидетельства земными.

     Вторая троица свидетелей небесная: Отец, Слово и Святой Дух, свидетельство которых выразилось ясно в указанных трех важнейших событиях домостроительства нашего спасения, сопровождавшихся необычайными явлениями и божественными знамениями. При крещении Иисуса Христа был слышан глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», и Дух Божий явился здесь в виде голубя. Во время страданий Христовых была пролита спасительная Кровь, очищающая грешных и явно свидетельствующая о непризрачности Страдальца. В сошествии Святого Духа, посланного Сыном Божиим от Отца, дан был верующим чудесный дар языков.

     Против подлинности 7-го стиха и особенно против нашего чтения конца его высказывается много сомнений, так как этого стиха в некоторых списках сего послания не имеется, почему некоторые богословы и не приводят его в подтверждение учения о Троице. Но сила доказательств Иоанна о Божественном достоинстве Иисуса Христа и без 7-го стиха остается одинаковой, так как о свидетельстве Духа он говорить в 6-м стихе, а о свидетельстве Отца – в 9-м стихе. Кроме того, пропуск 7-го стиха в некоторых только текстах не есть доказательство его неподлинности, ибо можно думать, что окончание 7-го стиха, одинаковое с окончанием 8-го стиха, подало некоторым первоначальным переписчикам легкую возможность сделать нечаянный пропуск этого стиха, и вот эти ошибочные списки послужили образцами для тех списков, в коих нет 7-го стиха.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible