Скрыть

Толкования:

Блаж. Августин

Ст. 1-3 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам »; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его

И в самом деле, в сыне Давида Соломоне похоть была подобна не странствующей гостье, но правящему тирану, о чем не умолчало Писание, ставящее ему в вину его страсть к женщинам. Первые шаги его были преисполнены блистательным любовным устремлением к премудрости; достигнув премудрости через любовь духовную, он утратил ее через любовь плотскую.

Об учении христианском.

Предсказал [Бог], что бессмертный произойдет из семени Давида. И вот родился Соломон, и исполнился премудрости так, что, казалось, в нем сбылось слово Божье о потомке Давида. Но нет, свершилось падение Соломона и оставило место для надежды народа Божьего на приход Христа. Ибо Бог ни быть обманут, ни Сам обманывать не может. И мы можем быть уверены, что Он не возлагал надежды на того, о чьем грядущем падении заранее знал. [Божественный промысл заключается в том], чтобы после падения Соломона ты обратился к Господу и настоятельно просил исполнения обещанного: «Неужели, Господи, Ты обманул меня? Не исполняешь того, что Сам обещал? Не держишь клятвы?» Быть может, Бог ответил бы тебе: «Я обещал и клялся, но тот человек оказался нестойким».

Но неужели это ответ? Тебе ли, Господи Боже, не было известно заранее о его нестойкости? Разумеется, известно. Зачем же тогда Ты обещал приход бессмертного на все времена и связал Твое обещание с нестойким? Не Ты ли сказал мне: Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят (Пс 88:31-32), и, тем не менее, Мое обещание останется в силе и Я сдержу Мою клятву: милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс 88:34-35).

Самым сокровенным поклялся - тем источником, из которого пили пророки, донесшие для нас в словах святую влагу. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? (Пс 88:36). Сдержи Свою клятву, выполни обещанное. Ранее Ты отнял Давида, чтобы не в нем мы уповали на исполнение обещанного Тобой и чтобы Ты мог сказать нам: «Ожидайте того, что Я обещал вам». Знал об этом и сам Давид. Обрати внимание на его слова: Но [ныне] Ты отринул и презрел (Пс 88:39). И где же то, что Ты обещал? - …прогневался на помазанника Твоего (Пс 88:39). Говорящий это выражает свое сожаление по поводу перечисленного, но эти же слова звучат нам в ободрение, поскольку здесь подразумевается следующее: «Обетование Твое остается в силе, о Боже, ибо Ты не забрал от нас помазанника [греч. Христа], но лишь отсрочил его приход».

Толкование на Псалмы.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам »; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его

Пороки Соломона

Несметные богатства Соломона (X:14-29) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом (Втор XVII:16-17) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к X:23-26), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3)). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: filogunhV, слав. : женолюбив, ср. И. Флав. Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства - суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей [Примеры многочисленных гаремов встречаются и у других царей древнего Востока. О Дарии Кодомане известно, что в своем походе против Александра Великого он имел 300 наложниц. У Xозроя, царя персидского, было до 12 000 жен. Проф. Ф. Я. Покровский.]. Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами (Исх XXXIV:16; Втор VII:3, 4; XXIII:4). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт XLVIII:22; Нав XXIV:15; Втор I:7). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней (VI:8) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 60 наложниц.

Толковая Библия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-3 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам »; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его

В предыдущих главах Писание связывало женитьбу Соломона с дочерью фараона и не упрекало его, потому что она была только одной женой и не отправляла тайно религиозные обряды своей страны, а потому не было в этом ничего оскорбительного для него. Но позже он брал в жены многих женщин, поэтому Священное Писание по праву осудило как его первую женитьбу, так и все новые. И для этого есть четыре причины: первая - это его открытый выпад против религии, ибо он вернул древнее идолопоклонство Израиля, которое раньше отвергал; вторая состояла в том, что он имел многих жен, а это являлось явным нарушением предписания закона; третья заключалась в том, что он любил этих жен до безумия; четвертая - это его отступничество от поклонения истинному Богу, что, как указывал закон, было результатом его браков. Таким образом, существует серьезная причина, по которой Писание несколько раз и в резкой форме подчеркивает, что преступление Соломона явилось следствием его близких отношений с этими женщинами. Еще одна деталь, которая усугубляет вину Соломона, - это то, что он нанес вред не только своими деяниями, но и примером: пагубность исходила не только от его собственной развращённости, но и оттого, что он развратил царей, которые следовали после него, за исключением одного или двух. Соломон был, конечно, первым среди вождей и царей Израиля, который установил публичные церемонии и жертвоприношения идолам под контролем властей.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible