Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 3-я книга Царств 12:25
И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил
Мы читали в Книге Царств, что при Ровоаме, сыне Соломона, Иеровоам, сын Наватов, произвёл разделение народа и увёл десять колен в Самарию. Колена же Иуды и Вениамина остались под правлением Ровоама; также многие из колена Левия, жившие в Иерусалиме как священники и левиты (как написано в книге Паралипоменон), возвратились в храм Божий, то есть в Иерусалим. Таким образом, в Иудее было три колена: само Иудино - царствующее колено, Вениаминово, а позже и Левитово, из разных колен собравшееся в храме. Жители Самарии имели царя из колена Ефремова. Как те, кто царствовали в Иудее, были из колена Иудина, из дома Давидова, так и те, которые правили в Самарии, были из колена Ефремова, и цари их звались «Ефрем».
Гомилии на Псалмы
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил
Первым делом Иеровоама было внешнее укрепление своего государства: постройка и укрепление важнейших в каком-либо отношении городов Сихема и Пенуила. Оба города давно существовали - с патриархальных времен: Сихем известен из истории Авраама (Быт XII:6), Иакова (Быт XXXIII:18-XXXIV) и Иисуса Навина (Нав XX:7; XXIV:1); сыном Гедеона Авимелехом он был разрушен (Суд IX:45), но затем был восстановлен (ст. 1 данной главы), и Иеровоам должен был лишь укрепить и обстроить Сихем как столицу в начале своего царствования. Пенуиль, у 70-ти слав. Fanouhl. Фануил, встречается в истории патр. Иакова (Быт XXXII:30. Onomast. 918), находился при потоке Иавоке в Заиорданье (сближается теперь с развалинами Эл-Маара). Гедеоном впоследствии был разрушен (Суд VIII:9, 17). Иеровоам укрепляет его частью против нападений моавитян, частью от Иудейского царства. По предположению Stada (Gesch. I, 351), Иеровоам даже перенес резиденцию свою за Иордан в Пенуил по случаю разрушения Сихема при нашествии Сусакима (XIV:25).