Скрыть
И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

23-24. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
23-24. и созда́ша сі́и себѣ́ высо́кая, и столпы́, и ка́пища на вся́цѣмъ холмѣ́ высо́цѣмъ и подъ вся́цѣмъ дре́вомъ сѣно́внымъ: и смѣше́нiе бѣ́ въ земли́ и́хъ, и сотвори́ша от всѣ́хъ ме́рзостей язы́ческихъ, я́же отъя́ Госпо́дь от лица́ сыно́въ Изра́илевыхъ

[Вопрос] Почему Бог, предвидев, что народ будет нечествовать, попустил произойти разделению царства? 
[Ответ] Какая польза была Иуде и Вениамину иметь храм Божий? И они отважились на то же беззаконие. Сказано: "и создаша себе высокая, и столпы, и капища на всяцем холме высоцем и под всяцем древом сеновным; и смешение бе в земли их" (3Цар.14:23-24). Слово «смешение» употребил писатель вместо «отпадение». Так и Иезавель, узнав о смерти Иорама и о том, что на царство избран Ииуй, взывала «смешение, смешение», т.е. измена и похищение власти. Сие же видно и из следующего: «и сотвориша от всех мерзостей языческих, яже изгна Господь от лица сынов Израилевых» (3Цар.14:24). Поэтому десять колен уклонились в нечестие не от разделения царства, но по собственному своему беззаконию. Между тем пророки больше обвиняют колено Иудино. И Осии в обличение открытого нечестия десяти колен повелено взять жену блудницу, потому что непотребство блудницы явно, а в образе колена Иудина повелено взять жену прелюбодейцу, потому что колено сие посредством храма по видимости сочетавалось с Богом, а втайне служило идолам. Пророк же Иеремия говорит: "отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея" (Иер.3:11). А пророк Иезекииль не Самарию только, но и Содом назвал сестрою Иерусалима (Иез.16:46). Иудеи, отступив от благочестия, лишены были Божественного промышления. Сусаким, царь Египетский, взял многие города иудейские, как видно из книги Паралипоменон (2Пар.12:4), взошел в Иерусалим и расхитил не только царские, но и Божии сокровища. Взял он и золотые оружия, как те, которые царь Давид отнял у сириян, так и те, которые сделал Соломон (3Цар.14:26).
 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-24 Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых

Царствование Ровоама, продолжительность - 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 Цар о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным 2Пар XI:5-23; XII:1-16, откуда, между прочим, видно (XI:17), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2Пар XII:1). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона, 3Цар XI:4-8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ливры (как и вавилонской Белиты): блудники, Vulg. : effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ὶερόδουλος) - мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор XXIII:18; 3Цар XXII:47; XV:12; 4Цар XXIII:7); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, (Ос IV:14; Втор XXIII:18; Быт XXXVIII:21 сл.). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: σύνδεσμος ἐγενήθη ἐν τῆ γῆ, смешение бе в земли (ср. блаж. Феодорит, вопр. 45).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible