Скрыть
И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться

Когда Илия пришел к воротам Сарепты, он встретил женщину и тут же Духом Святым понял, что она и есть та вдова, о которой Бог говорил ему. Она была там и смотрела на него. Мне кажется, что Илия спросил Господа, та ли эта женщина, ибо он опасался, что строгость его ослабнет, если он начнет расспрашивать обо всех вдовах Сарепты. Но и женщина через откровение, либо сон, либо ещё что- то, получила повеление кормить пророка. Это и означали слова Бога, обращенные к Илии: Я повелел там женщине вдове кормить тебя (3Цар 17:9).

Когда он обнаружил её при собирании дров - босую, одетую в лохмотья, до изнеможения истощённую голодом, у него было впечатление, что перед ним - обгорелая чурка. Ему стыдно стало просить у неё хлеба, и тогда он сначала попросил воды. Только потом он попросил и хлеба. Он знал наверняка, что мука в кадке не истощится (3Цар 17:14), ибо так обетовал Господь.

Комментарии на 3-ю книгу Царств

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться

И нужно было видеть, как пророк делается зависимым от жены, как эта досягавшая до неба и божественная душа, доблестный и возвы­шенный Илия, в виде странника и просителя приходит к две­рям вдовицы, и теми устами, которые заключили небо, произно­сит слова просящих; дай мне хлеба, дай мне воды. Это для того, чтобы ты знал, что нет ничего столь благоприятного, как дом вдовы, как хижина, исполненная бедности и чуж­дая богатства и зол, происходящих от богатства. Такое место свободно от шума, исполнено всякого любомудрия и спокойнее всякой пристани. Таких жилищ особенно ищут души святых.

Итак, пророк пошел к вдовице, которая будет обли­чением иудейского нерасположения к странноприимству, пошел к вдовице, научая этим всех, что иудеи справедливо подверг­лись наказанию.

И из самих дел увидим ее благородство. «Дай мне немного воды, – сказал пророк, – в сосуде напиться». Велика доброта жены. Уже то, что она отвечала, что вступила в разго­вор, что не задержала его и не созвала всего города для нака­зания этой божественной главы, не достойно ли изумления и удивления? А что крайность от голода могла привести жену в та­кой гнев, это можно видеть из иудейского примера.

Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться

Давайте посмотрим, братья возлюбленные, где блаженный Илия застал вдову. Она вышла за водой и собрать дрова. Давайте теперь посмотрим, что означают вода и дрова. Знаем, что то и другое очень угодны и необходимы Церкви, как написано: И будет он как дерево, посаженное при потоках вод (Пс 1:3). Деревом показана тайна креста, водой - Таинство Крещения. Итак, она пошла набрать два полена, ибо так она отвечала блаженному Илии, когда он попросил у неё еды: Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем (3Цар 17:12). Вдова была образом Церкви, как я сказал выше; сын вдовы стал прообразом христиан.

Итак, когда пришёл Илия, вдова пошла набрать два полена дров. Заметьте, братья, она не сказала три, четыре, не сказала одно - она хотела набрать два. Она брала два потому, что принимала в образе Илии Христа; она хотела взять те два полена, потому что желала признать тайну креста. Действительно, крест Господа нашего и Спасителя изготовлен был из двух частей дерева, так что та вдова собирала два полена, потому что Церкви предстояло поверить в Того, Кто висел на двух частях дерева. <…> Верно, братья возлюбленные: никто не заслужит веры в Христа распятого, пока не умрёт для мира сего. Ибо, если человек желает достойно вкушать тело Христа, он должен умереть для прошлого и жить ради будущего.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 9-10 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться

Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове.

Ибо всякая душа, вдовствующая от добра и не имеющая в себе добродетели и ведения Бога, когда приимет божественное и распознающее Слово, приходя в памятование своих грехов научается как хлебом добродетелей питать препитывающее [ее] Слово и поить истинными догматами Источник жизни, и самому естеству предпочитать исцеление его, от коего водонос - плоть подаст практическую краткость добродетелям [т.е., быстро совершит их на практике], а чванец - ум непрестанно будет источать содержащее в себе свет ведения созерцание, а внутренний помысел, - как там сын вдовицы,- умерев для прежней страстной жизни, удостоится стать причастником подаваемой Словом жизни божественной и вечной.

Амбигвы к Иоанну

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-16 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию

Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка - все эти черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. Блаж. Феодорит говорит: «дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она, что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, - не изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов» (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у вдовы было несколько сыновей: τοῖς τέκνοις μου - чадом своим (евр. ед. ч.: ливни; рус. Синод.: «для сына моего»); равным образом и в ст. 15: τὰ τέκνα αὐτῆς - чада ея (евр. бетаг, «дом ее»). Но в том и другом случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15 говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу.

И востав, иде в Сарепту Сидонскую и прииде врата града и се тамо жена вдова собираше дрова, и возопи Илия во след ее и рече ей: принеси ми убо мало воды в сосуде, и испию

Сидонская земля была под властию отца Иезавели и потому, если судить по-человечески, не представляла безопасного для Илии убежища. Но пророк не воспротивился повелению Божию идти туда. Живый в помощи Вышняго, где бы ни был, куда бы не занесла его судьба, везде в крове Бога Небесного водворится. Пророк уже испытал над собою покров Божий, безопасно прожив у потока Хорафского, и потому безбоязненно, с надеждою на промышление Божие, пошел туда, куда ему приказано – в Сарепту Сидонскую, и приблизился к вратам града. И здесь-то он встретил ту вдову, к которой он послан, – и попросил у ней пить. Эта встреча и эта просьба напоминают подобное событие из жизни патриархов. Авраам послал своего верного слугу в Месопотамский город Харран, к своим родичам, чтобы у них найти для Исаака жену. Слуга, приближаясь к месту, которое было целию его путешествия, увидел за городом колодезь, куда вечером девицы приходили за водой, и помолился Господу, чтобы предназначенная для Исаака невеста была та самая, которая по просьбе его напоит его водою из этого колодезя, – и молитва была услышана. В лице Ревекки, которая вслед за сим напоила его водой, указана ему предназначенная для Исаака невеста. С подобною же молитвою, подходя к воротам Сарепты мог обратиться к Богу Илия. «Устрой, Господи, - молился он, - чтобы та вдовица, которой Ты заповедал принять и пропитать меня, встретилась со мною при входе в город и дала мне пить». И вот он видит у ворот города женщину, собиравшую дрова для приготовления кушанья, и чтобы узнать, та ли она самая, у которой ему суждено найти себе убежище, просит у ней воды.

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible