Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 18:38
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве
Илия на горе Кармил отменил жертвы языческих священников, служителей суеты, и всесожжением, принесённым живому Богу, дал нам живой образ всесожжения, которое на горе Голгофа принёс Эммануил. Своим жертвоприношением, совершённым только однажды, Он положил конец всем жертвоприношениям, предписанным Моисеем, и всесожжениям, совершаемым язычниками для своих бесславных богов. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Ты праведно поступил, Илия, и весьма мудро! Твой огонь пожрет камни и поклоняющиеся камням сгорят от своего стыда; он пожрет дрова, и те, кто вырезают своих богов из дерева, опечалятся и опомнятся от своего безумия; он пожрет тельца, чтобы никто никогда не поклонялся тельцу.
Комментарии на 3-ю книгу Царств
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве
Жертва эта – ты. Поразмысли молчаливо о каждом (предметe) в отдeльности. На тебя нисходит огонь Духа Святаго и (вот) кажется, что он сожигает тебя, когда он поядает твои грeхи. И во время Моисея та жертва, которая сожигалась (вся цeликом), была жертвой за грeх. Поэтому Моисей и говорит, как это написано в книгe Маккавейской (II Мак. II, 11), что не съeдалась, а сожигалась (consumptum est) (вся цeликом та) жертва, которая приносилась за грeх. Не кажется ли тебе, что и ты попаляешься, когда в таинствe крещения умирает ветхий человeк? Ветхий наш человeк, – взывает апостол, – пригвожден ко кресту (Рим. VI, 6). В этом таинствe (illic), как научают тебя примeры отцов, египтянин погружается, возстает же обновленный Духом Святым еврей, который немокрыми ногами (inoffenso vestigio) перешел Красное море, когда отцы были крещены в облакe и в морe (I Кор. X, 1 и сл.).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Кармил-гора
Кармил-гора (Нав.12,22; IIIЦар.18,19,20, Ис.33,9, Ам.1,2 и др.) – одна из замечательнейших гор в Палестине, лежащая в пределах колен Асирова и Манассиина и выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. Она составляет одну из высочайших вершин цепи гор, носящих то же самое название и берущих свое начало в долине Ездрилонской. Это одна из самых красивых гор в Палестине; почва ее славилась некогда своим плодородием и годностью к хорошей обработке (Исх.33:9,35:2, Иер.50,19). Название оной Кармилом означает плодоносное поле, или страну виноградников и садов.
Новейшие путешественники свидетельствуют, что остатки прекрасных дубов, дикого винограда, оливковых деревьев, благоухающих цветов доселе еще указывают на ее прежнюю богатую производительность, хотя она далеко уже не та, что была во времена пророка Михея, когда он говорил: Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила (Мих.7,14).
На красивый вид и зеленеющую цветущую красоту вершины Кармила содержится указание и в книге Песни песней: Голова твоя на тебе, как Кармил, а волосы на голове твоей, как пурпур (Мих.7,6), говорит таинственный Жених своей возлюбленной невесте.
Подошва горы омывается потоком Кисонским, а к югу от нее расширяется прекрасная равнина Сарон. Тогда как вершины Ливанских гор покрыты большую часть года снегом, вершина Кармила красиво одета во всякое время года цветущей зеленью.
Предсказывая цветущее состояние и славу царства Мессии, пророк Исаия восклицает: Слава Ливана дастся ей (прежде бывшей пустыне и сухой земле) великолепие Кармила и Сарона (Ис.35,2). Кроме того, вершина Кармила отличается своим чистым, ободряющим и здоровым воздухом. По сторонам горы, особенно на запад к морю, находилось прежде и находится множество пещер и гротов, служивших в древности, быть может, складочным местом товаров или местом убежища для разбойников и преступников.
Но что особенно замечательно для нас, гора Кармил служила некогда местопребыванием святых пророков Илии и Елисея. Здесь пророк Илия низвел огонь с неба на приготовленную жертву и посрамил жрецов Ваала при громких народных кликах: Господь есть Бог! Господь есть Бог! (IIIЦар.18,19-39) Здесь испросил он дождь на землю после трехлетней засухи.
Вблизи горы находился город Изреель, новейший Церин, где был дворец Ахава, куда и поспешил он в своей колеснице после предсказания пророка Илии о пролитии обильного и скорого дождя, Илия же бежал перед его колесницей до самого Изрееля (IIIЦар.18,42-46). Здесь укрывались пророки от Иезавели (IIIЦар.18,4,13), и сюда уединялся пророк Елисей (4Цар.2,25). Доселе еще показывают путешественникам пещеру, в которой пребывали пророки.
Гора Кармил и в последующее время всегда почиталась иудеями. Самые язычники, по свидетельству Тацита и Светония, называли оную святой и почитали ее жилищем Дия или Зевеса. Существует предание, что и Пресвятая Дева Мария с Богомладенцем Иисусом посещала пещеру пророка Илии, находившуюся на горе Кармиле, и если принять во внимание близость Назарета к Кармилу, то это предание оказывается очень правдоподобным. Арабы называют в настоящее время гору Кармил Джебель-Мар-Елиас, то есть гора пророка Илии.
Георгий Константинович Властов (†1899)
38. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве
Едва вознеслась торжественная молитва Илии к небу,– «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3Цар.18:38).
Таково было совершившееся чудо, которое, как все чудеса, явленные Всевышним, имело преимущественно нравственное значение: оно вносило в души человеческие свет, открывало умственные их очи, заставляло прозреть ослепших. Словеса Божии даются для душ более чистых, чудеса для душ менее развитых (См. напр. Ев. от Ин.2:23,24; Ин.4:48; Ин.10:37-38,41-42, с нашими заметками в нашем труде: «Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова». Высшее развитие души видно в вырвавшемся у Апостола Петра вопле: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали, что ты Христос, Сын Бога живаго». Ин.6:68-69).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 36-38 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве
В молитве своей к Иегове пророк именует Его уже не своим только Богом, как при воскрешении сына вдовы сарептской (XVII:20), а Богом Авраама, Исаака и Иакова, возводя мысль свою и других к откровению Бога завета Моисею (Исх III:15). Цель жертвы и молитвы пророка - совершенное обращение Израиля к Иегове (Слова «услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!» - вставка, которую, однако, греч. т. имеет без вариантов). Ответом на молитву пророка было чудесное ниспадение с неба огня, показывавшее милостивое принятие Богом жертвы и молитвы пророка (ср. Лев IX:24; Суд VI:20-21). И этот небесный огонь попалил и не только дрова и жертву, но и персть, и воду, и камни, чтобы Божий алтарь не был поруган, когда нечестивые станут приносить на нем жертвы демонам« (блаж. Феодорит, вопр. 58).