Скрыть
Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 45-46 Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля

Как мне кажется, Илия, когда бежал впереди, как слуга, оказал Ахаву великую честь, которой он не был достоин. На это есть две причины. Во-первых, [пророк намеревался] успокоить испуганного и дрожащего царя, которого сильно смутила внезапная перемена погоды. Он, похоже, был охвачен великим страхом, когда в одно мгновение скрылось солнце, и темнота накрыла всю землю; в этой кромешной темноте он видел молнии и слышал ужасающие раскаты грома; яростно дул ветер, и тогда, как водопад, обрушился дождь. И надо было, чтобы вся атмосфера приняла такой вид, дабы показать величие знамения, которое Бог исполнил для Своего пророка. Главная же причина произошедшего состояла в том, что царь, видя честь, которую оказывали ему пророки, посланники Всевышнего, должен был научиться чтить Бога, своего Творца, превыше всего, обратиться, исполнять заповеди Его, соблюдать законы Его и повиноваться посланным к нему пророкам.

Посмотрите на смиренность Илии, восхититесь его мудростью на фоне гордости, безрассудства и глупости Ахава! Понятно, что сумасшедшим и безумным я называю того, кто видел, что ветер, вода, огонь и погода подвластны Илии, кто слышал, что весь народ говорит, будто сила его равна силе Божьей, и при этом не признавал его исключительности, не восхищался его деяниями, не оказывал ему чести. Напротив, преисполненный гордостью, он заставил его бежать впереди себя, как слуга идёт впереди того, кто его многократно превосходит. Разумеется, правильно было бы царю усадить пророка рядом с собой в колеснице.

Комментарии на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 41-46 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь». Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля

По прекращении бедствия засухи по слову пророка (XVII:1), Ахаву, присутствовавшему при избиении жрецов, пророк советует «есть и пить», т. е. успокоиться и подкрепиться (ср. Исх XXIV:11; Лк XII:19), так как народ возвращен к Богу и должна начаться нормальная жизнь, с чем вместе прекратится и народное бедствие. В предчувствии дождя пророк погружается в молитвенное состояние: наверху Кармила он «наклонился к земле, и положил лице свое между коленами» (ст. 42) - обычное на Востоке (напр., в Индии, Персии) положение человека, погруженного в молитву и созерцание. После непродолжительного ожидания малое облачко c моря (нередко, по описаниям морских путешествий, предвещающее начало обильного дождя) возвестило пророку наступление обильного дождя, что и последовало. Ахав, потрясенный и умиленный всем происшедшим (у 70-ти и в славянском тексте в ст. 45 имеется добавочное слово об Ахаве: kai ekcaie; слав.: и плакася), спешно поехал в резиденцию свою в Изрееле (евр. Изреел, LXX: 'Iezrael, 'Iezrael; ср. XXI:1; 4Цар IX:25; - позже: равнина Ездрилон, Иудифь I:8, теперь Зерын, Onomast. 545, см. замеч. к IV:12); пророк же, желая утвердить в душе Ахава это спасительное настроение, пробегает, укрепляемый силой Божьею (ст. 46 ср. 4Цар III:15), все немалое пространство от Кармила до Изрееля (ок. 240 стадий или 46 верст) пред колесницею Ахава. Из следующей (XIX) главы видно, как неглубоко было преобразующее влияние кармильского события на душу Ахава.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible