Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня?

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ваал

Вал (господин)  – название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу поклонялись под различными видами и притом в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как, напр., Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар. 18:18). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, поклонявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение Ваалу.

Ваал, Вал или Бел, был боготворим вавилонянами, сирийцами, карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге пр. Иеремии (Иер.19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4Цар. 23:12; Иер. 32:29).

Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, боготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах.

Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение Ваалу.

Поклонение Ваалу было главным и притом обычным грехом древних евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В 3 кн. Царств (3Цар. 18) содержится эффектное и картинное повествование о том, как пр. Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огнь с неба на приготовленную жертву: Кричите громче, с насмешкою говорил им Илия, ибо он (т. е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется.

Идолослужение у древних израильтян Ваалу сопровождалось большой торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3Цар. 16:32), в которых ставились идолы (4Цар. 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4Цар. 10:22). В честь Ваала курили ароматы (Иер. 7:9) и возносили каждения. При служении этому идолу жрецы для привлечения его внимания и милости скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар. 18:25-28).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

3Цар.18:1-17четвертый

После этих событий 3Цар.17:1-24 проходит «много дней», «был сильный голод в Самарии» (3Цар.18:1-2; всего засуха продолжалась три с половиною года; см. Лк.4:25; Иак.5:17). Иезавель продолжает свою преступную деятельность, распространяет среди народа обетования культ Ваала и преследует и истребляет пророков Господних, а Ахав во всем подчиняется ей и сам служит Ваалу (3Цар.16:31-33; 3Цар.18:4).

«Ужасно в это время было положение народа Израильского. Пророк Илия так жалуется Господу: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем» (3Цар.19:10). И действительно Иезавель усердно приказывала выискивать и убивать всех тех, кои оставались верными настоящему Иерусалимскому культу Иеговы, допуская в царстве, – как это выясняется из последующих сказаний, – лишь поклонение золотым тельцам, учрежденное Иеровоамом, но при этом употребляя все усилия, чтобы распространить и прославить свой финикийский культ Ваала.

Главное же преследование было направлено на пророков Господних и на те общины, которые принято называть пророческими школами, – ибо ими преимущественно еще держалась во Израиле память о Иегове, Боге Творце мира, Боге завета и обетовании, без примеси языческих символов, как в культе тельцов. Господь по милости Своей не оставил однако совершенно Израиля; в народе было еще много душ, верных Господу, и в числе их был один весьма влиятельный человек, приближенный к царю слуга, сановник Авдий (По Талмуду (Синхедрин; ссылка Мунка в «Palestine») этого Авдия считают пророком Авдиею; но это не может быть допущено.), «который, когда Иезавель истребляла пророков Господних, взял сто пророков и скрывал их по пятидесяти человек в пещерах и питал их хлебом и водою» (3Цар.18:4). Уже из этого можно видеть, что не весь Израиль изменил Господу. Чтобы скрыть и питать сто пророков с уверенностью, что это не дойдет до Иезавели, необходимо было иметь возможность организовать отряд верных слуг, которые были бы преданы не только своему господину, но Самому Господу, Которому они готовы были послужить и самою жизнью.

А между тем гнев Господень был над страною; засуха и голод достигли ужасающих размеров; во всей стране не было не только хлеба, но даже какой бы то ни было растительности для корма домашнего скота. Над Палестиной исполнилось пророческое слово Моисея, сказанное им народу, когда он угрожал ему наказаниями, если он не будет слушаться гласа Господа своего: «Небеса твои над головою твоею сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь дает земле твоей пыль, и прах с неба будет падать на тебя» (Втор.28:15,23-24; ср. Лев.26:19-20 и примечания в нашей Свящ. Летописи.).

Во время этого ужасного состояния Палестины Ахав однажды с своим царедворцем Авдием идет лично отыскивать по иссохшим потокам и источникам страны какого-либо места, где уцелело бы немного травы для прокормления остававшегося еще в живых скота царского и его лошадей и мулов. Ахав разделяет этот труд разведок между собою и доверенным своим царедворцем Авдием, намереваясь исследовать вероятно горные спуски Ездрелонской долины, где должны были находиться защищенные от солнца места в верховьях потоков. «Иди, – говорит он Авдию, – ко всем источникам водным и ко всем потокам... И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою» (3Цар.18:5-6). По сказанию книги Царств не видно, чтобы сердце Ахава было тронуто раскаянием, или чтобы он вспомнил о своей измене Богу Израилеву и обратился к Нему с молитвой. Но, прибавим мы, внутреннее состояние души человеческой известно только Богу: может быть под влиянием верного Господу Авдия и временно освободившись от пагубного влияния жены своей Иезавели, Ахав, – вообще человек весьма нравственно слабый, – почувствовал раскаяние и страх, и возопиял к милосердному Богу, и просил Его прощения и спасения несчастной стране. Мы знаем только, что (3Цар.18:1) «По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год (В четвертый, на основ. Лк.4:25; Иак.5:17, если считать от начала засухи, – но если от времени воскрешения отрока вдовы Сарептской (3Цар.17), то в третий.): пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю».

Исполнение этого повеления Господня происходит следующим образом. Когда Ахав пошел со своею свитою в одну сторону осматривать источники и потоки, а Авдий со своими служителями и стражей пошел в другую сторону, то вдруг на дороге, по которой следует Авдий, вдали показывается знакомая Авдию, внушающая страх личность пророка Илии. Когда пророк приблизился, Авдий падает на лице свое и восклицает: «ты ли это, господин мой Илия?» «Я!» отвечает пророк, – пойди, скажи господину твоему: Илия здесь!» Но Авдий испуган и появлением пророка, и в особенности поручением, которое он на него возлагает. Из ответа Авдия мы узнаем (3Цар.18:10), что когда после пророчества о засухе Илия ушел на поток Хораф, то Ахав не только искал Илию в пределах своего царства, но еще посылал в соседние государства искать его и требовал от них клятвенного удостоверения, что Илии нет в этом царстве. Он главнейше боится, что если он доложит царю, что тот, которого он так долго искал, здесь, а «Дух Господень унесет» пророка неведома куда, то царь убьет его, Авдия, в злобе своей. К этому Авдий прибавляет, что Илия знает, что он человек богобоязненный и что вероятно ему известно, как он скрывал в пещерах и кормил сто пророков, когда Иезавель убивала пророков Господних (3Цар.18:11-14). На это Илия говорит: «жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему» (ст. 3Цар.18:15). Успокоенный обещанием пророка Авдий догоняет Ахава на пути его и объявляет ему о появлении Илии. Ахав немедленно идет навстречу грозному пророку и (ст. 3Цар.18:17) встречает его словами: «Ты ли это смущающий Израиля

Вопрос этот вызван желанием Ахава поставить себя выше пророка, которого в душе он боялся. Но он считал его теперь в своей власти и полагал быть может, что, угрожая Илии истязаниями и смертью, он заставит его произнести то разрешительное слово, которое должно было прекратить бедствие засухи. В вопросе Ахава заключается указание на эту засуху, так как Илия не только не возмущал народ словами, но даже не был последнее время в Палестине и если мог быть назван смущающим народ, то только потому, что народное бедствие происходило по его пророческому слову.

Но если Ахав надеялся видеть смущение, или покорность Илии, то он очень ошибся, так как обвинителем является пророк Господень.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-16 Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия? Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: «Илия здесь». Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня? Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; а ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь». Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь»; он убьет меня. И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему. И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии

Встреча пророка с Авдием, царедворцем Ахава

Авдий легко мог узнать (слав.: потщася, LXX: espeose) пророка Илию (ст. 7) по его своеобразной внешности: «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4Цар I:8), - по этим признакам узнавали пророка. В беседе Авдия с пророком характерно, кроме глубокого почтения его к пророку (ст. 7, 9, 13), еще воззрение, что Дух Иеговы во всякий момент может унести пророка неведомо куда (ст. 12; ср. ст. 46; Иез III:12; VIII:3; XI:1; XLIII:5), как это и произошло при конце жизни пророка (4Цар II:11). Из этой же беседы узнаем, какие напряженные усилия употреблял Ахав к отысканию Илии - «того, кто устами своими заключил облака, чтобы сделать одно из двух, или убедить пророка, чтобы отверз облака, или погубить его, если не убедится» (блаж. Феодорит, вопр. 55). Только клятвенное заверение пророка (ст. 15) в намерении своем предстать пред Ахава убеждает Авдия сообщить Ахаву о прибытии пророка (ст. 16). Имя Божие «Господь Саваоф» (евр. Иегова - Цебаот) или полнее «Господь Бог Саваоф» (Иегова - Елогей - Цебаот) употребляется почти исключительно у пророков (встречается особенно у Исаии, Амоса, Аггея, Захарии, Малахии, в псалмах и в книгах Царств и Паралипоменон) и означает Бога: 1) как небесного Вождя воинств Израилевых; 2) как Владыку светил небесных и преимущественно 3) как Господа ангельских воинств (см. у А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах… с. 238-256).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible