Скрыть
В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе;

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 3-13 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел. И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: «отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него», тогда он сказал: «не отдам тебе виноградника моего». И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина. И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя »; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер. И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер

Как точно изображено то, что в обычае у богатых! Печалятся, если не грабят чужое, от пищи отказываются, постятся - не для того, чтобы уменьшить свой грех, но чтобы совершить преступление. Можешь увидеть их, когда они в такие моменты приходят в Церковь - услужливые, смиренные и прилежные, дабы заслужить исполнения своего преступного [умысла]. Но Бог говорит им: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопишь, и Он скажет: «вот Я» (Ис 58:5-9). Слышишь, богач, что Господь Бог говорит? И ты приходишь в Церковь, только не чтобы облагодетельствовать бедного, а чтобы отнять у него. Постишься, но не чтобы бедному досталось не съеденное на твоём пиру, а чтобы взять добычу с тех, кто в нужде.

О Навуфее

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 И рече Господь к нему: прозови имя ему Иезраель: зане еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове и упокою царство дому Израилева: и будет в той день, сокрушу лук Израилев во удоле Иезраелеве

Здесь пророческое слово порождает в нас двоякое размышление. Некоторыми указывается иное чтение этого места, так что для точности необходимо теперь обратить на это внимание, так как получится не малая польза, если мы обратим внимание на оба чтения. Итак, наше издание, то есть перевод LXX читает так: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове». Но в другом читается: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Ииуеве». И если так понимать это место, то необходимо сделать историческое объяснение. Дело было так. Во Израиле был царь Ахаав, имевший жену Иезавель. Когда он сильно возжелал приобрести виноградник Навуфея, а этот последний воспротивился сему, говоря: да «не будет мне от Господа Бога моего» дати виноградник отца моего тебе (3Цар.21:3), то Навуфей был убит, сделавшись жертвою жестокости Иезавели. После же убиения его Ахаав овладел виноградником Навуфея. Сверх сего он чрезмерно пристрастен был к бесовскому служению. Наконец, Бог всяческих вознегодовал и повелел пророку Елисею помазать Ииуя царем над Израилем. Послав своего ученика, пророк исполнил божественное повеление (4Цар.9:1-10). Тогда Ииуй, помазанный на царство, выходит из Самарии и приводит в исполнение гнев Бога над оскорблявшими Его. Убив Ахаава, он бросил его в винограднике Навуфея. Вслед затем умертвил Иезавель и семьдесят сынов Ахаава, находившихся во всей Самарии. Сюда же присоединил и Ваала; он сжег его статуи, разрушил капища и заколол самых жрецов его. За все это Бог одобряет его, и возвещает ему, говоря: «сыни твои до четвертого рода сядут на престоле» твоем (4Цар. 10:30). Но прославившись таким образом, Ииуй тем не менее и сам прогневал Бога, ибо не уничтожил телиц и сам подвергался обличению за то, что нечестиво ходил во грехах Иеровоама. Затем первый сын Ииуя Иоахаз был человек преданный идолопоклонству и покланявшийся телицам. Но во времена его, говорит Писание, «разгневася Господь гневом на Израиля, и вдаде их в руце Азаилу царю Сирску и в руце Адера, сына Азаилева» (4Цар.13:3). Вторым царствовал сын Иоахаза — Иоаси этот был человек лукавый. Третьим был Иеровоам, в царствование которого и начинается пророчество Осии. Четвертым был Азария, сын Иеровоама и тоже был идолопоклонник. Его убил Селлум. Итак, хотя Ииуй был помазан для того, чтоб отмстить кровь Навуфее, который был из Иезраели (а это был город Самарийский) и чтобы, истребив идолопоклонство Израиля, наконец склонить его обратиться к Богу, — однако же и сам он сделался поклонником телиц и потомки его были не менее нечестивы. «Отмщу,» говорит, - «кровь Иезраелеву на дому» Ииуеве. Итак отмстил Он дому Ахаава чрез царство Ииуя, так отмстит и дому Ииуя; во дни сынов его воевали Азаил царь Сирийский и Адер, они победили Израиля и опустошили весьма много городов Самарийских. — Итак, у пророка рождается дитя, которому дано имя Иезраель, потому что Бог как бы напоминает этим о грехе, совершенном против Навуфея. И в самом деле: когда убит был муж праведный и благочестивый — мог ли остаться покойным Защитник праведных? Посему возвещает, что сокрушит лук «Израилев во удоле Иезраелеве»; ибо, как я сказал, колена Израилевы были побеждены Азаилом и Адером. Таков смысл, указанных здесь, исторических событий.

Но постараемся изъяснить смысл, соответственно другому чтению (этого стиха), придавая сказанному Богом духовное значение. Синагога Иудейская благородна ради предков своих. Ближайшие потомки божественного Авраама служили Богу живому и истинному, были ревнителями праведности, преукрашены всеми добродетелями, отличались истинным благородством, были непоколебимы в вере и опытны в справедливости всякого рода. Когда же, гонимые голодом, они пришли в соприкосновение с Египтянами и прожили там долгое время; то потомки их сделались иными и по нравам и по убеждениям, наконец стали подражать обычаям туземцев и совершенно пренебрегать благочестием, в котором были опытны и которые превосходно осуществляли в жизни их предки. Они «поклонялись твари паче Творца» (Рим. 1:25) и «делом рук своих» (Мих. 5:13), по написанному. Они дошли до такой мерзостной и скверной жизни, что кажется не осталось ни одного вида порока, которому они не придавались бы. Мне кажется, что с ними случилось тоже самое, что бывает с умной и благородной женщиной, если она оставит свой обычный образ жизни и не будет обращать внимания на благоприличие своего поведения, но решится явиться в виде и одеждах блудницы. Как последняя добровольно исполняет удовольствие всех, без всякого препятствия, так и душа человека, отринувшая всякое попечение о благочестии, пренебрегшая любовью к Богу и предавшаяся сатане, — удовлетворяет похоти злых духов. Итак синагога Иудеев прелюбодействовала духовно в Египте, ибо она, как я сказал, готова была служить похотям демонов, легко увлекаемая ко всему, что доставляло им удовольствие. Но Бог призрел и умилосердился над столь униженною и восхотел снова соделать ее целомудренною. И нечистую Всесвятый и Чистый соделать как бы своею сожительницею, даже соделал матерью чад и удостоил любви ради рожденного от нее Первенца, то есть Иезраеля, что означает: «семя Бога». Итак смотри, Осия сделался образом и типом столь премудрых дел Божия домостроительства. Он— святой пророк вступает в супружество «с Гомерью» — блудною женщиною. Она родила ему Иезраеля. Так и Бог чрез премудрого Моисея призывал Иудейскую синагогу к единению и духовному общению с Собою ради имевшего произойти из нее Первенца, то есть, Христа. Который поистине есть семя Божие; ибо Сын рожден от Отца, хотя и стал плотью.

Но поелику изъяснение духовного смысла может быть ясным и основательным не иначе, как после изложения исторических событий: то теперь мы опять и напомним о них. Итак пророческое слово ясно нам возвестило, что Иезраель — город. Но так как он выразительно указывает на то, что Навуфей был из города Иезраеля, то сей самый Навуфей и может быть образом домостроительства спасения во Христе ибо Навуфей означает: «грядущий». А этим именем Священное же Писание часто обозначает Еммануила. Так блаженному пророку Аввакуму сказано: «еще мало, идый приидет, и не умедлит» (Авв. 2:3). Негде и Давид воспевал: «благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26). Даже и сам божественный Креститель посылал некоторых из своих учеников к Господу нашему Иисусу Христу и спрашивал Его, говоря: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3; Лк. 7:19)? А что он (Навуфей) был образом Христа, это мы ясно увидим из написанного о нем. Ахаав сильно возжелал овладеть виноградником его и столь прекрасное место превратить в овощной сад. Навуфей же вознегодовал на это и решительно высказал, что он никогда не отдаст отцовского виноградника: «да не будет,» - говорит, - «мне дати» виноградник отца моего тебе (3Цар. 21:3). Когда же узнала об этом богоненавистная и скверная Иезавель, преследовательница пророков и злоумышленница против праведных, посредством искусных злоухищрений, она заставила убить праведника. И устроив убийство его, приказала сожителю своему, говорю, Ахааву вступить во владение виноградником. На это справедливо вознегодовал Бог, и возвещает, что Он отмстит за кровь Иезраеля. Посему Ахаав убит был Ииуем, как уже прежде сказали мы; той же участи подверглась и злобная Иезавель. Теперь применим ко Христу то, что случилось древле в прообразе. Пророк Исаия говорит: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне» и «виноград» бысть «Господа Саваофа, дом Израилев есть, и человек Иудин, новый сад возлюбленный» (Ис.5:1,7). Но вожди Израиля, образом которых был царь Ахаав, возжелали овладеть Его виноградником не для того, чтоб он был превосходным наследием, то есть, виноградником, но для того, чтоб запустев, он сделался овощным огородом, то есть, превратился в нечто несравненно худшее; ибо весьма велико различие между овощным огородом и виноградником. И нечто еще большее открывается здесь, именно: народ Иудейский, находясь под руководством Христа, не должен ли был сделаться подобным самым пышным и плодовитым виноградным ветвям? Но живя по нравам и обычаям фарисеев и научаясь учениям и заповедям человеческим, они нисколько не отличались от самых низменных овощей, которые весьма скоро опадают и засыхают.

Итак вожди Иудейские сильно желали виноградник Христов иметь своим собственным владением и превратить его в овощной сад, но не склонили Его предать им виноградник Отца. Что же потом сделала богоненавистная Иезавель, то есть стадная толпа, подвластная своим вождям, или синагоге? Сочувствуя злоумышлениям и коварству своих вождей, она преследует праведного и святого Навуфея, то есть, «Грядущаго», и устроила так, что Он был убит. Оклеветанный Еммануил умерщвляется. А сколь несносно было это дело пред очами Бога, явствует из сказанного пророку Осии: «еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове: и упокою (упраздню) царство дому Израилева». Итак, взыскана, как я сказал, кровь Христа со всего Израиля. Так как в то время, когда было пророчество, они назывались различно: Иудою — оставшиеся в Иерусалиме, а Израилем — жившие в Самарии; то для того, чтобы ясно указать на всего Израиля, должен был сказать, что отмстит кровь Иезраелеву, «на дому Иудове и упразднит царство дому Израилева». Но это предсказал и божественный Иаков, говоря: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков» (Быт. 49:10); ибо когда среди нас воссиял Еммануил, тогда-то именно и уничтожилось царство Израильтян. И действительно, во время рождения Христа страной Иудейской управлял Ирод, сын Актипатра, Аскалонянин. Возвещает также, что в той день, то есть, в то время, сокрушит и самый лук Израиля, ибо «лук сильных изнеможе», по написанному (1Цар. 2:4), хотя они и воображали, что одолеют Еммануила, — и «врагу оскудеша оружия в конец» (Пс. 9:7) и сила мышц их уничтожена, ибо не победили Непобедимого. Но как бы подготовляя к глубине духовного созерцания, он тотчас обращается к историческим событиям, говоря: «сокрушу лук Израилев во удоле Израилеве»; ибо там Азаил, царь Сирийский, победил выступившего против него Израиля. Поелику же, думаю, не следует уклоняться от необходимого и духовного созерцания; то утверждаю, нет никакого препятствия разуметь под долиною Иезраиль (то есть семени Божия или Христа) гроб в вертограде, в котором за страданием последовало воскресение и Он победил все виды дерзостей Иудейских. Воскресением разрушены их злобные, богоненавистные и кровавые замыслы. Они думали, что могут умертвит Сына, чтоб сделать своею собственностью Его виноградник; но положенный во гроб, Он опять ожил, соделав бездейственными их злоумышления и как бы сокрушив их луки тем, что уже не может подвергнуться никаким страданиям. А их самих изгоняет из виноградника, как ненавистных Богу и злых убийц Господа, виноградник же отдает другим земледельцам, добрым, благомысленным и весьма трудолюбивым, по евангельской притче (Мф. 21:33-41).

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина. И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя »; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер

Иезавель обвиняет Навуфея в богохульстве и оскорблении величества; суд и казнь Навуфея

Упрекнув Ахава за слабость в пользовании царской властью (ст. 7), Иезавель берет эту власть в свои руки, действуя именем Ахава. Действия эти обнаруживают величайшую хитрость Иезавели и ее умение достигать темных целей благовидными средствами. Ввиду того, что (как говорит И. Флавий, Древн. VIII, 13, 8) Навуфей был, вероятно, знатного рода, Иезавель считает необходимым формальное над ним судопроизводство, обставленное с внешней стороны вполне законно. Она пишет (8 ст.) письма к старейшинам и знатным согражданам Навуфея в Изреель (двор царский тогда, очевидно, был в Самарии), скрепляя эти письма царской печатью Ахава (вероятно, царский перстень с вырезанным на нем именем царя. ср. Есф VIII:10; Дан VI:18); судить Навуфея, таким образом, имели его же сограждане, местный городской суд Изрееля (ср. Втор XVI:18), а суд царский, - чтобы устранить подозрения двора в пристрастии. Последней цели, т. е. устранению всякого подозрения двора в пристрастии, служило распоряжение Иезавели (ст. 9), чтобы в предстоящем собрании суда Навуфей был посажен на первое место в народе, чтобы затем народное негодование на Навуфея обнаружилось тем с большей силой, когда мнимое преступление его будет раскрыто. Желая придать мнимому преступлению Навуфея противообщественный характер, угрожающий благосостоянию всего народа, Иезавель приказывает (ст. 9) назначить в Изрееле общественный пост, - как при тяжких всенародных бедствиях (Иоил I:12, 14), после бедственных поражений (Суд XX:26; 1Цар XXXI:13), после тяжких грехов, при покаянии (1Цар VII:6; Иоил II:12), для отвращения грядущего бедствия (2Пар XX:3-5); пост в данном случае мог выставляться лицемерною Иезавелью и как средство испросить помощь у Бога на дело суда (ср. Втор IX:9, 18; Дан IX:3) и как очистительное средство, как символ искупления по поводу предрешенного относительно Навуфея смертного приговора суда. Xитрость Иезавели простирается до того, что она требует (ст. 10) соблюдения необходимо требуемой законом в уголовных преступлениях (Втор XVII:6; XIX, 15) формальности присутствия 2-х или 3-х свидетелей преступления (по И. Флав., Иезавель требует 3-х свидетелей, а не 2-х, как в библейском тексте). Самое обвинение, которое должно было быть предъявлено Навуфею, могло и должно было, по закону, вести за собой неизбежно смертную казнь его, именно: хула на Бога (Лев XXIV:14-15) и хула на царя (Исх XXII:28). LXX слав. (ст. 10): εύλόγησε Θεὸν καὶ βασιλέα; слав.: благослови Бога и царя: это противоположное значение - благословлять и хулить - имеет евр. глагол барах и в Иов I:5; II:5. По словам блаж. Феодорита (вопр. 61), «мерзкая Иезавель сложила клевету… вошли клеветники и подали на него жалобу, как на хульника. Писатель же благовейно употребил слово: благослови вместо похулил».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible