Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 2:4
чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».
Святые отцы
Прочие
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов
Давид, передавая царство сыну своему Соломону, сказал между прочим: «да утвердит Господь слово свое, еже рече о мне, глаголя: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим, и всею душею своею, …не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3Цар. 2:4). Вот судьба царя и царского племени, которые в слове Божием представляются образцом царей и племен царских!
Соломон в свою чреду написал: «правда возвышает язык, умаляют же племена греси». Вот общая судьба царств и народов!
Нельзя подумать о всеправедном Царе Небесном, чтоб Он, воздавая каждому в отдельности человеку по делам его, не воздавал целым царствам и народам — по их делам правды или греха, по господствующему в них благочестию или злочестию, по добродетелям или порокам, ознаменовывающим свойство того или другого народа, состояние того или другого царства. Даже удобнее представить человека как отдельную личность без воздаяния в настоящей жизни, потому что для человека есть другая жизнь, в которой воздаяние по делам его совершится, — нежели представить царство и народ без воздаяния в земной судьбе их — по правде или грехам царства и народа, ибо как для земных царств и народов нет другого царственного и народного бытия, кроме земного, то не иначе, как в сем их земном бытии, должно совершиться над ними все дело правды Божией. Таким образом, по свойствам Божиим, действующим в Божественном правлении мира, необходимо, чтобы добро или зло в нравственной жизни царства и народа вело за собою добро или зло и в бытии государственном, именно: чтоб «правда», или добродетель, «возвышала язык», то есть доставляла благоденствие народу; и чтоб «умаляли», то есть в низкое и бедственное состояние приводили, «племена греси».
Что так и бывает на самом деле, это можно видеть в действительном бытии царств и народов, особенно тех и в те времена, в которых и в которые правда или грехи достигают высокой степени силы и действия.
Благословен Бог, Который доныне правдою возвышал язык наш, россияне! Сила благодати Его да умалит в нас умаляющие племена грехи!
Георгий Константинович Властов (†1899)
3Цар.2:1-10
Между тем наступают последние минуты жизни Давида. После воцарения сына Давид подымается на ложе своем и передает последнюю волю свою старейшинам Израильским, произнося трогательную молитву (Распоряжения Давида о сыне своем Соломоне и о храме см. 1Пар.28 в 1Пар.29:1-5; и молитву 1Пар.29:10-20.), в которой он высказывает мысль, руководившую им целую жизнь, и которая и была основанием и причиною его счастья и величия. Одному только Господу, говорил Давид пред собранием старейшин, принадлежит величие и могущество и слава и победа и все, что на небе и на земле. И каждый человек, как весь народ, ничтожны во всех усилиях своих без помощи Божией и могут что-либо совершить лишь по милости Божией. «От Тебя все и от руки Твоей полученное приносим мы Тебе: потому что странники мы пред Тобою и пришельцы!» (1Пар.29:14-15).
Затем Давид остается наедине с Соломоном и завещает ему (3Цар.2:1-9) прежде всего верность Господу и повелениям Его. После сего он отдает ему приказания относительно лиц, благотворивших ему и соделавших ему зло. По поводу этого последнего завещания мы напомним, что «благодать и истина» и прощение врагам «Иисусом Христом бысть»; что ветхий завет не представлял собою полноты истины Божией, и что великие вечные истины и заповеди любви и всепрощения внесены в мир Тем, Кто сказал: «любите врагов ваших!» и на месте мучений Своих молился за распинающих Его.
«И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовым» (3Цар.2:10).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом»
Положительное обещание Божие (2Цар VII:11-16) выражено здесь (как и в 3Цар VIII:25; IX:5; Иер XXXIII:17) в отрицательной форме.