Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 2:6
поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
[Вопрос] Почему Давид, не наказав Иоава сам, повелел сделать это сыну?
[Ответ] Сперва уважал Давид Иоава, как бывшего сообщника в трудах и опасностях, а потом стал подозревать в дерзости. Ибо сие выразил, сказав: "а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; " (2Цар.3:39). Сверх сего, узнав, что он содействовал Адонии к похищению власти, боялся, что по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух, т.е. или, прикрываясь личиною благожелательства, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Авессу, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле. Давид открыл также Соломону доброжелательство Верзеллия, и повелевал детей его удостоивать всякой попечительности, признавая себя обязанным воздать ему этот долг.
Георгий Константинович Властов (†1899)
3Цар.2:1-10
Между тем наступают последние минуты жизни Давида. После воцарения сына Давид подымается на ложе своем и передает последнюю волю свою старейшинам Израильским, произнося трогательную молитву (Распоряжения Давида о сыне своем Соломоне и о храме см. 1Пар.28 в 1Пар.29:1-5; и молитву 1Пар.29:10-20.), в которой он высказывает мысль, руководившую им целую жизнь, и которая и была основанием и причиною его счастья и величия. Одному только Господу, говорил Давид пред собранием старейшин, принадлежит величие и могущество и слава и победа и все, что на небе и на земле. И каждый человек, как весь народ, ничтожны во всех усилиях своих без помощи Божией и могут что-либо совершить лишь по милости Божией. «От Тебя все и от руки Твоей полученное приносим мы Тебе: потому что странники мы пред Тобою и пришельцы!» (1Пар.29:14-15).
Затем Давид остается наедине с Соломоном и завещает ему (3Цар.2:1-9) прежде всего верность Господу и повелениям Его. После сего он отдает ему приказания относительно лиц, благотворивших ему и соделавших ему зло. По поводу этого последнего завещания мы напомним, что «благодать и истина» и прощение врагам «Иисусом Христом бысть»; что ветхий завет не представлял собою полноты истины Божией, и что великие вечные истины и заповеди любви и всепрощения внесены в мир Тем, Кто сказал: «любите врагов ваших!» и на месте мучений Своих молился за распинающих Его.
«И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовым» (3Цар.2:10).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю
Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис XXXV:19 сл. ; Втор XIX:6, 12; Нав XX:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар XIV:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2Цар XVIII:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар III:27) и Амессая (2Цар XX:9-10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). - Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: adhV, Vulg. : inferi, слав. ад (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов X:21-22; Притч IX:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс XV:10; Ос XIII:14; Притч V:5; XXIII:14; Ис XXXVIII:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис V:14; Авв II:5: Пс СXL:7; Притч I:12; XXVII:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс VI:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл IX:10).