Скрыть
Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2-3. Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времениИ возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах.

[Вопрос] Как должно разуметь сказанное: "Народ еще приносил жертвы на высотах,"? 
[Ответ] Здесь не в идолослужении обвиняет их писатель, а говорит только, что приносили жертвы Богу не по закону, на местах высоких. Ибо закон повелевал совершать богослужение на одном месте. Впрочем, израильтянам было сие извинительно, потому что не был еще построен Божий храм. Сие дает видеть и история: " еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени." Сообразно с сим должно разуметь повествуемое о других царях, что они посекали дубравы, сокрушали идолов Вааловых, но не разоряли высоких. Ибо Аса, Иосафат и другие запрещали приносить жертвы демонам и разрушали их капища, но не переставали приносить жертвы на высоких. Впрочем, Езекии и Иосии Божественное Писание присвоило и сие совершенство. А что на высоких приносили жертвы Богу всяческих, о сем свидетельствует последующее. Ибо сказано: " И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. " (3Цар.3:3), – т.е. не пред скиниею и не пред кивотом, как требовалось по Божественному закону. А что не идолам, но Богу приносил тогда Соломон сотни и тысячи жертв, сие ясно открывает нам история. Сказано: "пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник." , на которой можно было вдруг совершить тысячу всесожжений. " Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике.
В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе."(3Цар.3:4-5).  Если бы приносил он жертвы идолам, то Бог не вознаградил бы его всякими дарами. Ибо, когда Соломон из всех, и действительных и мнимых в жизни благ, предпочтительно избрал мудрость, великодаровитый Бог дал ему благодать мудрости, сколько вместима естеству человеческому, а также богатство, и могущество, и мирное царствование  преимущественно пред всеми тогдашними царями, почему слава Соломонова пронеслась по целой вселенной. Досточудны и слова, произнесенные им в молитве. Ибо, воспомянув о тех благах, какие имел отец, и восхвалив Подателя оных, принес моление и о себе: "и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло;" (3Цар.3:7-9). В сих словах показал он и немощь естества, и несовершенство возраста, и величие данной власти, и опасность погрешить в суде, и необходимость благоразумия, и смышленость в прошении. Почему Владыка Бог, похваляя прошение, и просимое даровал. И присовокупил все прочее. Сие и в Священном Евангелии узаконил Владыка. Ибо говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф.6:33). Сии-то дары Бог дал Соломону и обещал сподобить его всякого промышления. Ибо сказал: "и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои" (3Цар.3:14). 
 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах

Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. IX:25): за отсутствием одного религиозно-национального центра - храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; 2Пар I:3). Жертвоприношения совершались «на высотах» (бамот, epi toiV uyhloiV, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар IX:12 сл. ; Ам VII:9; Мих. I:5; Ос X:8; 4Цар XII:3): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил (1Цар IX:12 сл. ); однако закон Лев XVII:4; Втор XII:5-6, имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могли произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения». Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаж. Феодорит, вопр. 12).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible