И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7-27. И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. Вот имена их: Бен-Хур на горе Ефремовой; Бен-Декер в Макаце и в Шаалбиме, в Вефисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Бен-Хеседв Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Бен-Авинадав над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; Бен-Гевер в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Ахимаас в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его. Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать ко́ров муки пшеничной и шестьдесят ко́ров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц; ибо он владычествовал над всею землею по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы. И те приставники доставляли царю Соломону все принадлежащее к столу царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чем.

[Вопрос] Кто иждивал [потреблял] доставляемое для царского стола? 
[Ответ] Не одни служители, но и множество телохранителей, щитоносцы, и копьеносцы, и начальники, разделявшие трапезу с царем. 
 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Смоковница, смоквы

Смоковница, смоквы
 (Ис.34:4, Втор.8:8, Мф.21:19, Ин.1:48, Откр.6:13 и др.) – хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ. Писании. Плоды смоковницы, или смоква, в естественном виде походят на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт.3:7). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение сидеть под смоковницею иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар.4:254Цар.18:31; Ин.1:48).

Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф.21:19). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн.2:13, Мф.24:32). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер.5:17,8:13, Иоил.1:7,12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

а) Ранние смоквы (Песн.2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер.24:2). Так пр. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, говорит он (Ос.9:10). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пр. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть (Наум.3:12);

б) Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве, и их можно хорошо сохранять;

в) Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше, чем первые, продолговатые и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар.25:18). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но, кроме того, они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пр. Исаия сказал: возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (ц. Езекии), и он выздоровел (4Цар.20:7).

Проклятие смоковницы Спасителем (Мк.11:13-21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта, несомненно, была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

3Цар.4:1,20-26

«И был царь Соломон царем над всем Израилем» (3Цар.4:1).

Прежде чем мы пойдем далее, мы должны указать на то обетование, которого исполнение мы видим в царстве Соломона. Бездомным странником был Авраам, когда пришел в Палестину. Он не имел в земле этой ни пяди земли, когда Господь сказал ему: (Быт.15:18 Просим обратить внимание на наши примечания в Св. Летописи на всю главу Быт.15 и в особенности на ст. Быт.15:18) «Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», Под именем реки Египетской разумеется всегда Нил (Обратите внимание, что под именем потока Египетского разумеется Вади-эль-Ариш, на котором построен был позже г. Рино-корура. (См. наше пр. на Чис.34:1-5 в Св. летописи). Надо всегда отличать еврейское слово нахар, fluvius (Aegupti), от слова нахал, torrens (Aegypti). Первое Нил, второй Вади-эль-Ариш.), т.е. крайний восточный Пелузийский рукав его. Соломону несомненно в это время повиновались все кочевые племена, бродившие по пустыне между Идумеей и Египтом и признававшие власть сильнейшего из пограничных с ними властелинов. С другой стороны признавали власть Соломона и кочевые и полукочевые племена пустыни между Иорданом и Евфратом, так что он несомненно был господином всей земли между Евфратом и Нилом (3Цар.4:21), или же, как иначе выражается Пс.71:8, пророчествующей о Соломоне: «Он будет обладать от моря до моря» (Т.е. от Персидского залива до Средиземного моря. Мы повторяем что мы говорили выше о книге Иова: по-видимому она стала известна и изучалась при Соломоне. Понятно, что если страна Уц находилась близь Персидского залива и устьев Евфрата, то именно во времена Соломона книга Иова могла быть принесена в Палестину).

Не только Емаф (Гамат), столица Целе-Сирии, принадлежала Соломону, но и целый ряд укреплений в Ливане и в пустыне простирались до Евфрата; и посреди этой цепи укрепленных мест, – как связующее звено, или главное сборное место войск, – был построен «город пальм», Фадмор, или Пальмира, в оазисе, лежащем посреди пустыни на восток от Дамаска (См. 3Цар.9:17-19 и 2Пар.8:3-6.). «Падут пред ним жители пустынь», сказано в Пс.71:9,10: «цари Аравии и Савы принесут ему дары». По-видимому в этих стихах рисуется подчинение Соломону жителей всех пустынь и с юга и с востока, которые примыкали к царству Соломона.

Мы видели выше, что с Египтом Соломон находился не только в дружественных, но и в родственных отношениях (Не можем не отметить, что в Пальмире найдены колонны, сделанный из несомненно Египетского гранита. Не умолчав о мнении некоторых, что вместо Тадмор надо читать Тамар (в Палестине), мы укажем, что если 3Цар.4:24 не отрицается и Соломон владычествовал от Типсаха (на Евфрате) до Газы, то какая же возможность отрицать, что он основал Пальмиру?). Отношения эти были столь дружественны, что Фараон, по всей вероятности желая быть приятным Соломону, овладевает некоторыми городами, находившимися в руках врагов Соломона на границе земли Филистимской, и передает их в виде приданого за дочерью Соломону (3Цар.9:16. Газер, город, который взял Фараон, находился на севере земли Филистимской, близь Екрона, на границе удела Ефремова. Ср. Иис. Нав.10:33; Нав.12:12; Нав.12:8; Нав.21:21; 1Пар.6:67; 1Пар.7:28.).

Это был важный шаг к приобретению для Соломона береговой полосы. С Египтом устанавливаются и постоянные торговые сношения. В особенности указывают книги Царств (3Цар.4:26 и 2Пар.9:25) на торговлю лошадьми. Лошадь появляется в Египте относительно поздно, весьма вероятно введенная в Египет лишь Гиксосами, а на памятниках появляется лишь при ХVIII-й династии. Но введенная из Азии в Египет степная лошадь доведена была в самом Египте до высокой степени развития красоты ее форм, посредством воспитания в стойлах на заводах (См. Вилькинсона Manners et. и Ленормана в Premières civilisations pp. 299–303 vol. I (ed. 1874).). Эти кони улучшенной породы необычайно высоко ценились в Сирии и Месопотамии «царями Хеттейскими и царями Арамейскими» (3Цар.10:28-29), так что в Палестине был устроен ряд конюшен (Были особые города, называемые колесничными (2Пар.9:25), в которых стояли всадники Соломоновы. Вероятно здесь же были и конюшни продажных в Сирию лошадей. 3Цар.10:28-29) для перевода этих коней из Египта в Сирию, и транзит этот доставлял громадные выгоды Соломону, который в руках своих держал всю эту торговлю (Ср. 3Цар.4:26, 3Цар.10:28-29 и 2Пар.9:96 «И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней»; так говорит Паралипоменон. В тексте же книги Царств сорок тысяч стойл.)

При общем мире, при богатстве, накоплявшемся в Палестине вследствие торговли, и где золота было так много, что «серебро считалось ни за что» (3Цар.10:21) – естественно, что благосостояние жителей развилось в высшей степени. Пс.71:16 пророчествовал об этом времени, говоря: «будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»... «И будет обилие мира» (Пс.71:7).

Исполнение этого пророчества изображено так в историческом рассказе 3Цар.4:20,25: «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились... «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии во все дни Соломона».

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона

(Евр V:5). Образное изображение мирного быта евреев при Соломоне (ср. 4Цар XVIII:31) имеет основу в действительном устройстве восточного дома, во дворе которого обычно находились деревья, виноградные и смоковничные; впрочем, идиллия эта недоказывает того, что Израиль и при Соломоне оставался народом земледельческим: напротив, теперь именно началась у евреев торговля (IX:28; X:11, 22, 28-29). - «От Дана до Вирсавии» - с севера Палестины до южного предела ее (Суд XX:1; 1Цар III:20; 2Цар III:10; XVII:11). Конечно, из этой картины народного довольства заимствованы были пророками черты месианского царства (Мих IV:4; Зах III:10).

См. также Толкование на 3Цар. 4:21

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible