Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 6:17
Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
16-20. И созда́ два́десяти лако́тъ от кра́я стѣны́ бо́къ еди́нъ от земли́ да́же до верха́: и сотвори́ ему́ вну́трь от дави́ра стѣ́ну до свята́я святы́хъ. И четы́редесяти лако́тъ бя́ше хра́мъ: се́й [е́сть] хра́мъ вну́треннѣйшiй. И от ке́дра во хра́мѣ вну́трь поста́ви плете́нiе и дщи́цы и вая́нiя вся́ ке́дрова: ка́мень не явля́шеся. Предъ лице́мъ дави́ра, посредѣ́ хра́ма вну́трь угото́ва поста́вити та́мо киво́тъ завѣ́та Госпо́дня. И предъ лице́мъ дави́ра два́десяти лако́тъ долгота́, и два́десяти лако́тъ широта́, и два́десяти лако́тъ высота́ его́, и объя́тъ его́ зла́томъ чи́стымъ: и сотвори́ олта́рь ке́дровый: и повлече́ Соломо́нъ хра́мъ вну́трь зла́томъ чи́стымъ, и пригвозди́ гвоздми́ златы́ми предъ лице́мъ дави́ра, и объя́тъ и́ зла́томъ.
Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сей, который пред лицем Давира, посреде храма внутрь уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен». Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать – Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира». Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую – светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3Цар.6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот. Все же покрыто было золотом: и потолок, и помост, и херувимы, и стены, и двери – так что внутри не видно было никакого другого вещества. Как внутренность храма, так и непокрытый двор разделены были на две части. Из них одна часть доступна была всему народу, а другая – священникам и левитам. Одних же от других отделяла невысокая преграда, так что не допускаемые во внутреннюю часть могли совне видеть совершение жертвоприношений.
Устроил также Соломон из меди два столпа, привлекавшие взоры и видом, и величиною (3Цар.7:15). Высота их без надглавий была в восемнадцать локтей, а окружность – в четырнадцать. На них положил Соломон надглавия из того же вещества, а над надглавием – большие лилии и некое, наподобие сети сделанное, украшение с привешенными к нему яблоками. Столпы сии украшали притвор, поддерживая собою переклад, сделанный из того же вещества. Перекладом же назвал писатель, что ныне у иных называется епистилем. Сие же объявляет и истории, сказав: «переклад – возложение в толщину обоих столпов» (3Цар.7:20). Сделал еще медную купель, которую по величине назвал морем (3Цар.7:23). Она имела вид полушария, была десяти локтей в поперечнике, а окружность имела в тридцать три локтя, потому что толщина стен была мерою в длань (3Цар.7:26), а по приложении к поперечнику – двух дланей, т.е. длани в одной и длани в другой стороне, оказывается одиннадцать локтей, которые, будучи взяты троекратно, дают тридцать три локтя. Поддерживали купель дванадесять волов, из которых по три обращено было на каждую страну света (3Цар.7:25). Края купели загнуты были на внешнюю сторону, наподобие листьев лилии (3Цар.7:26). «Мехонофы» (3.Цар.7:27) книга Паралипоменон назвала омывальницами (2Пар.4:6), Иосиф же мехонофы назвал основаниями, а конобы (3Цар.7:38), стоящие на сих основаниях, – умывальницами. В них омывали жертвы и их внутренности и ноги. Сие ясно показывает книга Паралипоменон, ибо говорит: «да омывают в них вся приносимая на всесожжение и очищают в них, море же, да омываются священницы в нем» (2Пар.4:6). Основания умывальниц, которые писатель назвал мехонофами, по словам его, сделаны были четвероушльные, с подставленными под них колесами, подобными колесам колесичным. Они вверху имели изображения рук, поддерживающих круг в виде венца, на котором стояла умывальница (3Цар.7:30-31). Теплицами же (3Цар.7:45) писатель назвал сосуды, в каких обыкновенно греем воду. Соломон устроил десять золотых Свешников, которые поставил в храме пред лицем Давира, т.е. пред Святая Святых (3Цар.7:49).
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма
Мы уже сказали, что сам храм до входа в давир является образом нынешней Церкви. Он действительно имел длину в сорок локтей, поскольку это число часто используется для обозначения теперешних трудностей верующих, подобно тому как число пятьдесят обозначает грядущий мир и покой. Число десять заключает в себе заповеди, соблюдение которых ведёт в жизнь. Соответственно, число десять обозначает и саму жизнь вечную, которой мы жаждем и ради которой живём. Однако мир, в котором мы стремимся обрести эту жизнь, является квадратным. Потому и псалмопевец, предвидя Церковь, которая собрана будет из народов, говорил: И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря (Пс 106:3). Если же десять умножить на четыре, будет сорок. Потому и освобождённый из Египта народ, который есть образ теперешней Церкви, подвергался столь многим тяготам в течение сорока лет в пустыне, но в это же время освежал себя манной небесной, так что смог в конце концов достичь издавна обетованной ему земли. Он подвергался испытаниям в течение сорока лет, дабы привлечь внимание к трудностям, с которыми сталкивается Церковь во всём мире, соблюдая закон Божий; он кормился манной небесной в эти сорок лет, чтобы показать, что сами страдания, которые претерпевает Церковь в надежде на небесный динарий, то есть вечное блаженство, облегчаются, потому что блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6), и потому что та же Церковь поёт Своему Искупителю: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс 16:15). Таким же образом и народ Божий и подвержен невзгодам, и насыщается манной, подтверждая сказанное апостолом: Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим 12:12). В этом же образе Господь наш постился сорок дней перед Своей телесной смертью, а затем после воскресения ещё сорок дней вкушал вместе со Своими учениками, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем (Деян 1:3). Постясь, Он показал Собой наши труды, принимая еду и питие с учениками, Он явил нам Своё утешение. Постясь, Он будто бы восклицал: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк 21:34); вкушая, Он словно бы восклицал: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20), а также: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас (Ин 16:22). Ведь как только мы ступаем на стезю Господню, мы и постимся от суетности этого мира, и ободряемся обетованием мира грядущего, не связывая сердце наше этой жизнью внизу, но устремляя его к жизни горней.
О храме
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма
Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины - 30 л. составляли его высоту, 1/2 - 20 л. - ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма, гекал, naoV, templum.