Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 3-я книга Царств 6:18
На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
16-20. И созда́ два́десяти лако́тъ от кра́я стѣны́ бо́къ еди́нъ от земли́ да́же до верха́: и сотвори́ ему́ вну́трь от дави́ра стѣ́ну до свята́я святы́хъ. И четы́редесяти лако́тъ бя́ше хра́мъ: се́й [е́сть] хра́мъ вну́треннѣйшiй. И от ке́дра во хра́мѣ вну́трь поста́ви плете́нiе и дщи́цы и вая́нiя вся́ ке́дрова: ка́мень не явля́шеся. Предъ лице́мъ дави́ра, посредѣ́ хра́ма вну́трь угото́ва поста́вити та́мо киво́тъ завѣ́та Госпо́дня. И предъ лице́мъ дави́ра два́десяти лако́тъ долгота́, и два́десяти лако́тъ широта́, и два́десяти лако́тъ высота́ его́, и объя́тъ его́ зла́томъ чи́стымъ: и сотвори́ олта́рь ке́дровый: и повлече́ Соломо́нъ хра́мъ вну́трь зла́томъ чи́стымъ, и пригвозди́ гвоздми́ златы́ми предъ лице́мъ дави́ра, и объя́тъ и́ зла́томъ.
Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сей, который пред лицем Давира, посреде храма внутрь уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен». Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать – Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира». Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую – светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3Цар.6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот. Все же покрыто было золотом: и потолок, и помост, и херувимы, и стены, и двери – так что внутри не видно было никакого другого вещества. Как внутренность храма, так и непокрытый двор разделены были на две части. Из них одна часть доступна была всему народу, а другая – священникам и левитам. Одних же от других отделяла невысокая преграда, так что не допускаемые во внутреннюю часть могли совне видеть совершение жертвоприношений.
Устроил также Соломон из меди два столпа, привлекавшие взоры и видом, и величиною (3Цар.7:15). Высота их без надглавий была в восемнадцать локтей, а окружность – в четырнадцать. На них положил Соломон надглавия из того же вещества, а над надглавием – большие лилии и некое, наподобие сети сделанное, украшение с привешенными к нему яблоками. Столпы сии украшали притвор, поддерживая собою переклад, сделанный из того же вещества. Перекладом же назвал писатель, что ныне у иных называется епистилем. Сие же объявляет и истории, сказав: «переклад – возложение в толщину обоих столпов» (3Цар.7:20). Сделал еще медную купель, которую по величине назвал морем (3Цар.7:23). Она имела вид полушария, была десяти локтей в поперечнике, а окружность имела в тридцать три локтя, потому что толщина стен была мерою в длань (3Цар.7:26), а по приложении к поперечнику – двух дланей, т.е. длани в одной и длани в другой стороне, оказывается одиннадцать локтей, которые, будучи взяты троекратно, дают тридцать три локтя. Поддерживали купель дванадесять волов, из которых по три обращено было на каждую страну света (3Цар.7:25). Края купели загнуты были на внешнюю сторону, наподобие листьев лилии (3Цар.7:26). «Мехонофы» (3.Цар.7:27) книга Паралипоменон назвала омывальницами (2Пар.4:6), Иосиф же мехонофы назвал основаниями, а конобы (3Цар.7:38), стоящие на сих основаниях, – умывальницами. В них омывали жертвы и их внутренности и ноги. Сие ясно показывает книга Паралипоменон, ибо говорит: «да омывают в них вся приносимая на всесожжение и очищают в них, море же, да омываются священницы в нем» (2Пар.4:6). Основания умывальниц, которые писатель назвал мехонофами, по словам его, сделаны были четвероушльные, с подставленными под них колесами, подобными колесам колесичным. Они вверху имели изображения рук, поддерживающих круг в виде венца, на котором стояла умывальница (3Цар.7:30-31). Теплицами же (3Цар.7:45) писатель назвал сосуды, в каких обыкновенно греем воду. Соломон устроил десять золотых Свешников, которые поставил в храме пред лицем Давира, т.е. пред Святая Святых (3Цар.7:49).
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было
Мы уже говорили, что кедр обозначает превосходную красоту добродетелей. И вот, весь дом изнутри отделан этим деревом тогда, когда сердца праведников начинают сиять не чем иным, как любовью к делам добра, а на кедрах внутри тогда появляется искусная резьба, когда эти избранные соединяются друг с другом в великолепном союзе любви так, что, несмотря на бесконечное множество верующих, о них, тем не менее, с полным правом возможно сказать, что они имеют одно сердце и одну душу в силу разделяемой ими общей веры и общей любви. Точёные соединения, связывавшие доски, чтобы получалось одно целое, - это и есть сами обязательства любви, которыми удерживается святое братство и которыми оно во всём мире собирается в единый дом Христа. Кроме того, дом украшен резьбой тогда, когда святые, вовсе не тая и не скрывая дела добродетельные, а совершая их явно, всем показывают как пример для жизни, каковы они сами и что они делают, как поступал и апостол Павел, который своей проповедью Христа язычникам и личным страданием за Христа не только продемонстрировал свою высоту, но и в посланиях церквам повествовал о том, как много несчастий он принял за Христа и сколь великими откровениями восхищен был в блаженной славе. И когда слушателям своим без колебания он говорил: Будьте подражателями мне, как я Христу (1Кор 11:1), то что он показывал, как не выставленные напоказ резные [украшения] в доме Господнем, которые, будучи явлены в нём в исключительной мере, доступны подражанию всех [людей]?
О храме
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было
(Ср. 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков koilan aglufa) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты - род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (сн. VII:19, 22, 26). Пальма - символ красоты, величия и нравственного совершенства (Пс XCI:13), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением.
Ответ: Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было (2Пар.9:15-20; 3Цар.7:1-11,10:16-21). Изображения херувимов, а не изображения цветов (3Цар.6:18), гранатовых яблок (3Цар.7:18;Исх.25:31), львов и волов (3Цар.7:25,29), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов» (Исх.25:22). «Когда Моисей входил в скинию... слышал голос… между двух херувимов» (Чис.7:89). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр, – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих (Быт.3:24,24:7,28:12-13; Нав.5:13-15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета».(1)
-----------------------------------------------
(1) - Опыт Правосл. Догмат. Богосл. Том. V. 1897 г., стр. 207.