Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

16-20. И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня. И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник.
16-20.  И созда́ два́десяти лако́тъ от кра́я стѣны́ бо́къ еди́нъ от земли́ да́же до верха́: и сотвори́ ему́ вну́трь от дави́ра стѣ́ну до свята́я святы́хъ. И четы́редесяти лако́тъ бя́ше хра́мъ: се́й [е́сть] хра́мъ вну́треннѣйшiй. И от ке́дра во хра́мѣ вну́трь поста́ви плете́нiе и дщи́цы и вая́нiя вся́ ке́дрова: ка́мень не явля́шеся. Предъ лице́мъ дави́ра, посредѣ́ хра́ма вну́трь угото́ва поста́вити та́мо киво́тъ завѣ́та Госпо́дня. И предъ лице́мъ дави́ра два́десяти лако́тъ долгота́, и два́десяти лако́тъ широта́, и два́десяти лако́тъ высота́ его́, и объя́тъ его́ зла́томъ чи́стымъ: и сотвори́ олта́рь ке́дровый: и повлече́ Соломо́нъ хра́мъ вну́трь зла́томъ чи́стымъ, и пригвозди́ гвоздми́ златы́ми предъ лице́мъ дави́ра, и объя́тъ и́ зла́томъ.

Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сейкоторый пред лицем Давирапосреде храма внутрь уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен».  Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать – Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира».  Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую – светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3Цар.6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот. Все же покрыто было золотом: и потолок, и помост, и херувимы, и стены, и двери – так что внутри не видно было никакого другого вещества. Как внутренность храма, так и непокрытый двор разделены были на две части. Из них одна часть доступна была всему народу, а другая – священникам и левитам. Одних же от других отделяла невысокая преграда, так что не допускаемые во внутреннюю часть могли совне видеть совершение жертвоприношений.
Устроил также Соломон из меди два столпа, привлекавшие взоры и видом, и величиною (3Цар.7:15). Высота их без надглавий была в восемнадцать локтей, а окружность – в четырнадцать. На них положил Соломон надглавия из того же вещества, а над надглавием – большие лилии и некое, наподобие сети сделанное, украшение с привешенными к нему яблоками. Столпы сии украшали притвор, поддерживая собою переклад, сделанный из того же вещества. Перекладом же назвал писатель, что ныне у иных называется епистилем. Сие же объявляет и истории, сказав: «перекладвозложение в толщину обоих столпов» (3Цар.7:20). Сделал еще медную купель, которую по величине назвал морем (3Цар.7:23). Она имела вид полушария, была десяти локтей в поперечнике, а окружность имела в тридцать три локтя, потому что толщина стен была мерою в длань (3Цар.7:26), а по приложении к поперечнику – двух дланей, т.е. длани в одной и длани в другой стороне, оказывается одиннадцать локтей, которые, будучи взяты троекратно, дают тридцать три локтя. Поддерживали купель дванадесять волов, из которых по три обращено было на каждую страну света (3Цар.7:25). Края купели загнуты были на внешнюю сторону, наподобие листьев лилии (3Цар.7:26). «Мехонофы» (3.Цар.7:27) книга Паралипоменон назвала омывальницами (2Пар.4:6), Иосиф же мехонофы назвал основаниями, а конобы (3Цар.7:38), стоящие на сих основаниях, – умывальницами. В них омывали жертвы и их внутренности и ноги. Сие ясно показывает книга Паралипоменон, ибо говорит: «да омывают в них вся приносимая на всесожжение и очищают в них, море же, да омываются священницы в нем» (2Пар.4:6). Основания умывальниц, которые писатель назвал мехонофами, по словам его, сделаны были четвероушльные, с подставленными под них колесами, подобными колесам колесичным. Они вверху имели изображения рук, поддерживающих круг в виде венца, на котором стояла умывальница (3Цар.7:30-31). Теплицами же (3Цар.7:45) писатель назвал сосуды, в каких обыкновенно греем воду. Соломон устроил десять золотых Свешников, которые поставил в храме пред лицем Давира, т.е. пред Святая Святых (3Цар.7:49).

Толкование на 3-ю книгу Царств

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня

С учётом изложенного выше тайный внутренний дом отчизны нашей небесной означает ковчег завета - Господа нашего Спасителя, в Котором лишь мы и имеем завет мира с Отцом и Который, взойдя на небо по воскресении, поместил одесную Отца плоть, воспринятую от Девы.

О храме

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Скажем еще и о ковчеге Господнем, который сам Бог прославил чудесами: иссушением Иордана при перенесении ковчега (Нав. 4:5), падением стен Иерихонских, после обнесения их ковчегом (Нав. 6:19), падением идола Дагона, подле которого был поставлен ковчег Господень (1Цар. 5:4).

Если же этот ковчег Сам Бог почтил чудесами, то тем более как почитали его Израильтяне. Обратитесь к Священному Писанию, и вы найдете там то, о чем я говорю.

ПЕРВОЕ чествование ковчега: как целое колено Левитов было выделено для службы ковчегу Господню, о чем говорится в Писании: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоят пред Господем, служите Ему (и молиться) и благословлять именем Его (Втор. 10:8).
ВТОРОЕ чествование: как запретил Иисус Навин всему народу Израильскому приближаться к ковчегу, ради чего? Ради святости и величия этого ковчега (Нав. 3:6).
ТРЕТЬЕ чествование: как священник Оза пал внезапной смертью за одно лишь недостойное прикосновение к ковчегу Господню (2Цар. 6:7). Что же будет отвергающим святые иконы!
ЧЕТВЕРТОЕ чествование: как наказывал Господь мужей Азотских за непочитание ковчега (1Цар. 5:6). Какая же будет мука вам, иконоборцы!
ПЯТОЕ чествование: Как за недостойное разглядывание ковчега убил Господь множество мужей Вефсамисских (1Цар. 6:19). Что же будет тем, кто бесчестит святые иконы?
ШЕСТОЕ чествование: как благословил Господь весь дом Аведдара за то, что он принял к себе ковчег Господень (2Цар. 6:11). Мы также надеемся на благословение за почитание святых икон.
СЕДЬМОЕ чествование: как преславный царь Давид скакал перед ковчегом Господним в ознаменование славы Господней и духовного веселья. Когда же жена его Мелхола укорила его за то, что он плясал, он ответил: «Я играю и пляшу пред Господом». За упрек же Мелхола была неплодна до самой своей смерти (2Цар. 6:23). И вы страдаете бесчадием духовным за то, что укоряете нас.

Прочие же чествования ковчегу, которые оказывались ему, смотрите в Первой Книге Паралипоменон, главы 13, 15, 16.

В Священном Писании воздается честь и поклонение неодушевленным предметам постольку, поскольку они имеют отношение к Самому Богу. Не веществу скинии, не веществу древа, из которого сделан ковчег, не веществу золота, которым был окован ковчег, не веществу жезла Аарона, манны и скрижалей Моисея, хранившихся в ковчеге, поклонялись Израильтяне. Все эти предметы не достойны поклонения и почитания по своему вещественному составу. Но этим предметам поклоняются и почитают их за их таинственное восхождение и отношение (как говорилось) к Самому Богу и изображение Божественных Тайн.
Давид, скакавший перед ковчегом Господним, говорил, что он скачет перед Самим Господом (2Цар. 6:21). Что это значит: разве не знал Давид, что ковчег Господень это не Господь? Знал, и очень хорошо, но радость и торжество, творимое ковчегу Господню, он воссылает Самому Господу, потому что достоинство Ковчега восходит к самому Господу. И Давид, скакавший перед ковчегом, скакал, как он сам сказал, перед Самим Богом. Подобным же образом мы относимся и ко святым иконам, в которых достоинство образа восходит к первообразу. И тот, кто почитает образ, почитает того, кого этот образ являет. Поэтому Мелхола, укорявшая Давида, была наказана Господом бесплодием. Так и вы, противники, укоряющие нас, не имеете душеспасительных плодов, но подобны иссохшей смоковнице.

Почему скиния называлась Святое Святых, какую святость она в себе имела? Вещество скинии само по себе не было свято, как не были святы вещество ковчега, золото, украшающее ковчег, вещество содержимого ковчега. Почему же такое название? Не по какой-либо иной причине, а только потому, что Ветхозаветная скиния была образом истинной Скинии, которую сотворил Бог, а не человек. Об этом сказал Апостол Павел в Послании к Евреям в главе 8, говоря о Ветхозаветных священниках, служащих скинии, которые, как говорит Апостол Павел, служат образу и тени небесного (Евр. 8:5).

Видите, откуда святые иконы берут начало – от Самого Бога, который Моисею повелел сотворить вышитые и изваянные херувимы и другие образы, то есть, скинию, ковчег, трапезу, и прочее. Видите, кто были первыми почитателями святых икон, – Моисей и Аарон, святые мужи и истинные рабы Бога Живого, и все Израильтяне, именовавшиеся людьми Божиими, входившие в храм свидения и окружавшие его, поклонявшиеся Небесному Богу перед ковчегом Завета и перед херувимами, над ковчегом устроенными и на завесах изображенными, почитавшими их, как святые иконы, о чем упоминает и святой Апостол Павел, говоря: служат образу и тени небесного (то есть херувимским изображениям), как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано (Богом) сделай все по образу, показанному тебе на горе (Евр. 8:5). Их служение и поклонение Господу Богу перед ковчегом завета и херувимскими изображениями не только не вменялось в нечестие, почитание дела рук человеческих, но и считалось большим благочестием, и слава Божия озаряла их сиянием, и Бог через Ангелов своих отвечал им из скинии, называемой Святое Святых, которая была за второй завесой (Евр. 9:3).

Не перед херувимскими ли изображениями молился Соломон, создавший храм Богу и украсивший его золотыми херувимами, когда встал перед лицом алтаря Господня и воздвиг свои руки к Небу (3Цар. 8:22)? Но и Пречистая Дева Богородица, в детстве своем воспитывавшаяся, по сути, в Святое Святых, днем и в ночью молившаяся ко второй завесе, не почитала ли бывших там херувимских изображений? Поистине, Она не презирала их, ставя в ничто, но почитала, как образы святых предстателей Божиих. Когда Она молилась Богу перед алтарем, кланяясь до земли, перед Ее лицом был ковчег Завета и херувимы славы, осеняющие алтарь. Она кланялась не алтарному веществу, а также не ковчежному и не херувимскому, но возводя Свой ум от видимых предметов к невидимому Богу, Она почитала их, как Божию Святыню. Так ныне и мы, молясь перед святыми иконами, поклоняемся не иконному зримому веществу, а взираем умом на невидимое невещественное, святые иконы почитая, как изображения святых.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня. И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник

Главное назначение давира, или Святого Святых, состояло в том, чтобы быть местом хранения Ковчега Завета. По форме и объему давир представлял правильный куб; по всем трем измерениям давир имел 20 локтей. Неясным и спорным в науке является вопрос, как относилась специальная высота давира 20 л. к общей высоте храма 30 л. ? По одному мнению (Штиглица, Гринейзена, Вопоэ, Винера), давир имел свою отдельную крышу на 10 л. ниже крыши Святого и храма, по аналогии языческих храмов, напр., египетских, где adyton - задняя часть храма - было ниже cella - передней части храма - и имело особую крышу. Но языческое adyton по самой идее не было органически связано с cella и потому отделено было от него переходными камерами; напротив, давир органически был соединен с переднею частью храма, и потому выделение его под особую крышу было неуместно, понижение давира сравнительно с Святым противоречило бы идее давира, как важнейшего и святейшего места храма. По другому объяснению, Святое и Святое Святых, при одинаковой наружной высоте, имели различную внутреннюю высоту: Святое 30 л., Святое же Святых - только 20 л., так как верхнее пространство над ним в 10 л. было отделено особым потолком и образовывало entresol, евр. апiйот (2Пар III:9), греч. uperwon, причем эта «горница» представляется то открытой к Святому (Шнаазе, Евальд) - наподобие верхней части алтарей над иконостасами в православных храмах, то закрытой камерой (Гирт, Кейль и др. ), чем-то вроде священного архива в храме. Но такой надстройкой портился бы вид, хода в это предполагаемое помещение не было и не могло быть, да и нужды в таком архиве не было: священные сосуды и вообще предметы, употреблявшиеся при богослужении, хранились в самом храме, а запасные или старые могли храниться в боковых пристройках при храме (сн. VII:51). Скорее можно предположить (проф. Олесницкий) существование особого, в 10 л. высоты, глухого подвала под Святым Святых: этот подвальный этаж мог прикрывать собой скалу или вершину горы Мориа (ср. И. Флав. Древн. VIII, 3, 2), увеличивая собой цоколь храмовой для Святого Святых, которое таким образом было самой возвышенной частью храма, и вход в него мог быть только по ступеням. По иудейскому преданию (у Кимхи, Маймонида и др. ) Святое Святых возвышалось на месте, где Авраам приносил в жертву Исаака.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible