Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 6:23
И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.
Святые отцы
Прочие
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей
Херувим, как ясно заявляет пророк Иезекииль, - слово, выражающее ангельское достоинство; в единственном числе используется форма херув, но херувим - форма множественного числа. Посему образы херувимов, которые были сделаны в давире, уместно принять за сонм ангелов, всегда сопровождающих своего Творца на Небесах. И верно говорится, что сделаны они были из масличного дерева, ибо ангельские силы, конечно же, помазываются благодатью Духа Святого, дабы никогда не иссохла в них любовь к Богу. Ведь они - те соучастники наши, о которых пророк говорит, хваля Христа: Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих (Пс 44:8). Если говорить образно, то верно было, чтобы те, кого их Создатель затем наполнил светом небесной мудрости, были изготовлены из масличного дерева. Потому Он и хотел, чтобы они назывались херувимами, что по латыни значит «умноженное знание» или «множество знаний». Высота их - десять локтей, потому что они наслаждаются денарием жизни вечной, храня в себе неискажённым образ своего Творца через святость, праведность и истину, которые обрели при первом творении. Денарий же состоит из десяти оболов и обыкновенно несёт на себе имя и изображение царя. Соответственно, и образу Царства Небесного это наилучшим образом подходит, ибо и святые ангелы там всегда пребывают в подобии Творцу, в котором сотворены, и избранные из людей принимают Его подобие, которое утратили, согрешив. Знаем только, - говорит он, - что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин 3:2).
Два херувима могут образно обозначать и два Завета. Эти херувимы были сделаны в давире, без сомнения, согласно провидению Бога, которое, разумеется, недоступно и непостижимо для нас: прежде начала мира устроено было, когда, как и кем будет записано Священное Писание. Изготовлены они из масличного дерева, потому что священные книги составлены были мужами милосердия и незапятнанного благочестия, мужами, освящёнными помазанием Духа Святого. Они высотой в десять локтей, потому что соблюдением Десятисловия закона они возвещают, что Богу должно служить, ибо сами показывают, что верным служением Богу в награду достигается денарий вечного царства. У них по паре крыльев, потому что они возвещают о том, что Заветы всегда - и в горестях, и в удачах - смотрят на Небеса с неодолимой решимостью и на Небеса приводят, ибо своим слушателям они указывают на необходимость делать то же самое. Пять локтей - длина крыла одного херувима, и пять - другого, потому что при всей изменчивости вещей преходящих святые все чувства свои обращают к Господу, всегда взирая на Него. Они жаждут слышать хвалу Ему, вещать о чудесных делах Его, ибо слова Его для горла их слаще мёда и слаще медовых сот их устам. Они бегут за благоуханием Его, и, покуда в них пребывает дыхание и дух Божий в ноздрях их, уста их не произносят зла и языки их не говорят лжи. Проходя путь свой с оружием правды в правой и левой руке (2Кор 6:7), они достигают обретения небесного денария, который обещал верховный Домовладелец работникам в Своём винограднике. Одним творением были два херувима, потому что писатели обоих документов служили Богу одинаковой чистотой работы и преданностью любви, проповедуя Бога согласным голосом и одной верой. Что в Новом Завете является совершёнными событиями: воплощение Господа, страдание, воскресение и вознесение, призвание язычников, изгнание иудеев, многочисленные гонения на Церковь, - в Ветхом Завете, если его правильно понимать, предсказано как события, которым предстоит произойти.
О храме
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Маслина, Масличное дерево
Маслина, Масличное дерево (Иов.15:33). Почва и климат Сирии были очень благоприятны для разведения масличных деревьев, которые в Свящ. Писании упоминаются очень часто (Втор.6:11,7:13,8:8; 3Цар.5:11 и др.). Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу, сперва бывают зеленые, потом палевого цвета и, наконец, совсем созревшие чернеют и начинают сморщиваться.
Плоды означенного дерева очень ценны, так как из них добывается масло, выжимаемое из них различными способами и составляющее один из важнейших предметов торговли и роскоши (Иов.24:11, Иез.27:17). Плоды масличного дерева достают или посредством обивания (Втор.24:20), или посредством трясения дерева. Ягоды, остававшиеся в небольшом количестве на самой вершине или на плодоносных ветвях, предоставлялись бедным.
Масличное дерево принадлежит к разряду красивых и твердых деревьев, обильных плодами, посему-то в Свящ. Писании часто встречаются иносказательные указания на маслину. Тук маслин обратился даже в притчу (Суд.9:8,9). Оно принадлежало к разряду вечнозеленеющих и потому сделалось прекрасным символом неизменного благочестия и Божия благословения: и я как зеленеющая маслина в доме Божием, восклицает псалмопевец (Пс.51:10). Молодые отрасли красиво разрастались кругом от корней старых масличных деревьев, и вот псалмопевец воспевает: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс.77:3).
Это вечно-зеленеющее многоветвистое дерево всегда представлялось очень красивым, и пророки нередко указывают на красивый вид его: зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, говорит пр. Иеремия, именовал тебя Господь (Иер.11:16). Расширяются ветви его (Израиля) и будет красота его как маслины (Ос.14:16). Оно служило одним из источников ценной торговли, и оскудение плодов на масличных деревах нередко было причиной голода (Авв.3:17). Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления. Голубь возвратился к нему (Ною) в вечернее время, говорит бытописатель в повествовании о потопе, и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт.8:11).
Цветы масличного дерева могут опадать и быть стряхнутыми, почему Иов и говорит о нечестивых: сбросит он, как виноградная лоза недозрелую ягоду свою и как маслина стряхнет цвет свой (Иов.15:33). Самый плод иногда падал на землю недозревший (Втор.28:40).
Ветви этого дерева употреблялись на устройство палаток в праздник Кущей (Неем.8:15) Херувимы в храме Соломона были сделаны из масличного дерева (3Цар.6:23). Дикая маслина (Рим.11:17), и доселе обильно растущая около Иерихона на дне высохшего потока, гораздо меньше обыкновенной, и если на ней оказываются плоды, то они гораздо ниже культивированной маслины. В приведенной цитате под дикой маслиной разумеются язычники, которые по благодати Божией, через привитие к истинной маслине – Христу, становятся истинными членами Церкви Христовой.
Масличные сады издревле разводились в Палестине не только частными лицами, но и царями. Почти у каждого частного землевладельца был свой масличный сад. У Давида над масличными садами были особые приставники (1Пар.27:28). Так как масличное дерево неприхотливо на почву, то масличные сады разводились и на сухой песчаной почве, и на гористых местах.
Из маслин евреи, как замечено выше, добывали масло, которое теперь известно у нас под названием оливкового или деревянного. Для приготовления лучшего масла хозяин, при сборе или обивании маслин, с особенной заботливостью снимал для сего наиболее зрелые маслины (Исх.17:6, Втор.24:20); потом омывал их в воде и затем уже клал их в тиски или точило (Мих.6:15) или толок их в ступе (Исх.27:20, Лев.24:2). В том и другом случае в основе получалось густое, мутное масло, которому нужно было отстояться, и по отстойке на поверхности накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двоякого цвета: желтого, выжатого из спелых маслин, и зеленого из не совсем созревших маслин.
Священный елей, или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в него входило четыре составных вещества: мирра, киннамон, тростник и кассия вместе с оливковым маслом (См. Миро).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 23-29 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне
Две колоссальных, по 10 локтей вышины каждая, фигуры херувимов в Святом Святых храма были сделаны из масличного дерева (как более прочного). Если в Святом Святых скинии Моисеевой была поставлена одна пара херувимов на Ковчеге Завета, так что крылья этих херувимов осеняли верхнюю часть ковчега, именуемую «Каппорет» (Исх XXV:18-22; XXXVII:7-9), то в храме Соломоновом ковчег завета с херувимами на нем был осеняем еще парой новых, колоссальных (10 локтей высоты) фигур херувимов, распростиравших свои крылья так, что края внешних крыльев касались стен, а внутренние крылья склонялись над ковчегом (ср. 2Пар III:10-13). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр. йошев (гак) херувим (1Цар IV:4; 2Цар VI:6; Пс LXXIX:2; XCVIII:1). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая (Быт III:24; Иез XXVIII:14-16) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях (Пс XVII; 2Цар XXII:11), особенно в видениях пророка Иезекииля (Иез I; IX:3; X:4) и Ап. Иоанна Богослова (Откр IV:7). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др. ), ни символические (у Бера и др. ), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина.