Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 3-я книга Царств 6:24
Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его.
Святые отцы
Прочие
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его
Крылья, если их рассматривать как образ святых, обозначают их добродетели, которыми они постоянно устремляются к Небесам, наполняя ими всю свою жизнь. Однако когда крылья используются для обозначения ангелов, то что показывают они лучше всего, как не благодать вечного и неизменного блаженства постоянного нахождения на Небесах в служении собственному Создателю? Или же, будучи невесомыми в силу духовной природы, так что способны проникнуть куда бы ни захотели, словно летая, они образно представлены с крыльями и действительно показаны с крыльями. Вот, хорошо сказано: Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей, потому что ангельские силы хранят с нерушимой верностью закон Божий, записанный в пяти книгах [Пятикнижия], то есть любя Господа Бога своего всей силой своей и любя ближних своих, как самоё себя. Ибо любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). «Их ближние» включают и самих ангельских духов по отношению друг к другу, и избранных человеков, которые в равной степени их соучастники. Итак, смысл одинакового размера каждого из крыльев заключается в том, что с тем же самым рвением, с которым ангелы любят друг друга в Боге, они устремляются к единению с нами по мере нашего восхождения к ним. И крылья составляют длину в десять локтей, когда с удвоенным проявлением любви ангелы ликуют в присутствии своего Творца.
О храме
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 23-29 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне
Две колоссальных, по 10 локтей вышины каждая, фигуры херувимов в Святом Святых храма были сделаны из масличного дерева (как более прочного). Если в Святом Святых скинии Моисеевой была поставлена одна пара херувимов на Ковчеге Завета, так что крылья этих херувимов осеняли верхнюю часть ковчега, именуемую «Каппорет» (Исх XXV:18-22; XXXVII:7-9), то в храме Соломоновом ковчег завета с херувимами на нем был осеняем еще парой новых, колоссальных (10 локтей высоты) фигур херувимов, распростиравших свои крылья так, что края внешних крыльев касались стен, а внутренние крылья склонялись над ковчегом (ср. 2Пар III:10-13). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр. йошев (гак) херувим (1Цар IV:4; 2Цар VI:6; Пс LXXIX:2; XCVIII:1). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая (Быт III:24; Иез XXVIII:14-16) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях (Пс XVII; 2Цар XXII:11), особенно в видениях пророка Иезекииля (Иез I; IX:3; X:4) и Ап. Иоанна Богослова (Откр IV:7). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др. ), ни символические (у Бера и др. ), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина.