И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне

Здесь указано, что там были изображения четырех херувимов, и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, которые, как мы говорили, представляют святых, молящихся в храме и созерцающих Божественное. И эти же самые святые были предсказаны похожим образом Моисеем, хотя он использовал другие символы, когда разделил племена своего народа на четыре группы, отправив их на четыре стороны света, так чтобы они все жили вокруг скинии. Конечно, скиния представляла собой Господа, и Моисей хотел, чтобы они созерцали и наблюдали Его постоянно.

Комментарии на 3-ю книгу Царств

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне

Соломон делает херувима на стенах храма, когда Господь одаривает избранных Своих [способностью] строить жизнь согласно правилу святых Писаний, содержащих великое множество знания. Он делает херувима, когда Он учит их подражать в этой жизни, в меру их ограниченной возможности, целомудрию жизни ангелов, чему особенно способствуют бдения и хвала Богу при искренней любви к Богу и своему ближнему. Он делает пальмовые деревья, когда закрепляет в умах их мысль о награде вечности, так что чем более перед очами сердца их встаёт награда праведности, тем менее способны они пасть с вершины праведности. Он делает разные изображения, словно выступающие из стены, когда вменяет верующим разнообразные дела добродетелей, к примеру: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходительность друг к другу и взаимное прощение, а более всего любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3:12-14). То есть добродетели эти, когда становятся столь привычными для избранных, что кажется, будто они естественно вложены в них, чем ещё являются, как не резными изображениями в доме Господнем, словно выступающими из стены? Ведь они не постигают слова и дела истины внешне, от других, но в них они уже глубоко укоренены. Постоянно держа их наготове, они всегда способны из самой глубины сердца извлечь, что надо делать и чему учить.

О храме

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-29 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне

Две колоссальных, по 10 локтей вышины каждая, фигуры херувимов в Святом Святых храма были сделаны из масличного дерева (как более прочного). Если в Святом Святых скинии Моисеевой была поставлена одна пара херувимов на Ковчеге Завета, так что крылья этих херувимов осеняли верхнюю часть ковчега, именуемую «Каппорет» (Исх XXV:18-22; XXXVII:7-9), то в храме Соломоновом ковчег завета с херувимами на нем был осеняем еще парой новых, колоссальных (10 локтей высоты) фигур херувимов, распростиравших свои крылья так, что края внешних крыльев касались стен, а внутренние крылья склонялись над ковчегом (ср. 2Пар III:10-13). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр. йошев (гак) херувим (1Цар IV:4; 2Цар VI:6; Пс LXXIX:2; XCVIII:1). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая (Быт III:24; Иез XXVIII:14-16) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях (Пс XVII; 2Цар XXII:11), особенно в видениях пророка Иезекииля (Иез I; IX:3; X:4) и Ап. Иоанна Богослова (Откр IV:7). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др. ), ни символические (у Бера и др. ), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Иконы нужно истребить, как истребил Езекия медного змея (4Цар.18:4), потому что и теперь бывают случаи названия иконы Богом.
 

Ответ:   Царь истребил змея, потому что «на Господа уповал» (4Цар.18:5), а сыны Израилевы кадили змею и называли его «Нехуштан», т.е. чародейный змей, обоготворяли его. Для исправления человеческих недостатков в Новом Завете – иной порядок, чем в Ветхом. Так по закону Моисееву, женщину, взятую в прелюбодеянии, предписывалось побить камнями (Втор.22:22), но Господь простил такую женщину, только под условием, чтобы она впредь не грешила (Ин.8:3-11). Сектанты извращают Священное Писание; неужели следует отсюда истребить его? Люди злоупотребляют языком: «им благословляют Бога и им проклинают человека» (Иак.3:9); неужели нужно язык уничтожить?
Простолюдины, правда, иногда называют икону Богом, но это сокращенная форма словоупотребления вместо полной: изображение Бога. Например, «сделай из золота двух херувимов» (Исх.25:18), «сделал резные изображения херувимов» (3Цар.6:29). Моисей называл ковчег «Господом» (Чис.10:35-36), очевидно, не в буквальном смысле. Мы портрет царя называем царем, тогда как нужно сказать изображение царя. Если же кто из христиан называет по неведению икону Богом, то должно не икону истребить, как хотят сектанты, а разъяснить немощному брату разницу между иконой и Богом. «Любовь», – говорит апостол, – «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:6).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible