Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 3-я книга Царств 7:24
Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем
«И под краем его шла резьба, окружая море на десять локтей; два ряда было литой резьбы [исторических сцен]» [Беда цитирует Вульгату, текст которой в этом месте отличается от еврейского текста: Et scalptura subter labium circuibat illud decem cubitis ambiens mare, duo ordines scalpturarum histriatarum erant fusiles - Прим. ред.]. И так как выше было сказано, что снурок длиной в тридцать локтей окружал море, а теперь сообщается, что резьба под краем моря тянулась на десять локтей, то из двух сообщений становится очевидно, что сосуд этот имел форму фиала, выгнутого назад и расширенного вверху, поскольку длина окружности в тридцать локтей по самому краю сужалась до десяти локтей. Резьба же изображала некоторые исторические события. Потому и верно, что резьба, окружавшая море, действительно изображает примеры из прежних времён, в которые нам нужно вдумчиво всмотреться, чтобы увидеть, какими делами изначально святые угождали Богу, с каким упрямством негодные [люди] совершали преступления и в какой порочности они за свои преступления погибали.
Как Каин был осуждён за зависть ещё на заре рождающегося мира, а Авель увенчан за заслуги праведности. Как Ламех был проклят за прелюбодеяние и убийство, а Енох возвращён в рай за благочестие. Как после потопа Хам был проклят отцом за непочтительность сына, а потомки Сима и Иафета за почтение и послушание удостоились вечного благословения. Как Авраам стал наследником обетования Бога в признание веры его, тогда как наследием множества народов осталось неверие. Как после прихода Господа во плоти отвержена была Иудея за оскорбительное неверие, а язычники возвращены к спасению через благодать веры; и всякое другое в обоих Заветах, что, при внимательном и набожном осмыслении, приносит большую пользу всем благоразумным людям.
Смысл двух рядов резных [изображений] на медном море заключается, вероятно, в том, что погружающиеся в крещенский источник должны внимательно выслушать истории обоих Заветов. Смысл же длины окружности в десять локтей в том, что они должны стремиться подражать тем [персонажам] в этих историях, которые преданы исполнению небесных заповедей и целиком захвачены снисканием небесных наград.
О храме
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дикие плоды, огурцы
Дикие плоды, огурцы (послав. дикие яблоки) (4Цар.4:39) – из семейства тыквенных, листья и ветви их походят на ветви настоящих огурцов и стелятся по земле. Плоды их, имеющие вид и величину яйца, на вкус очень горьки, вредно действуют на здоровье и могут быть опасны для жизни, как то видим из случая во дни пр. Елисея (4Цар.4:40).
В Египте и доселе растут некоторые виды диких огурцов. Форма диких огурцов служила в числе прочих орнаментальных украшений Скиний Соломонова храма и медного моря (3Цар.4:18,7:24).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Построение храма описано в 3Цар.7:13-51; 3Цар.8:6-9, и несколько подробнее в дополнительных книгах, или хрониках, а именно в 2Пар.2-4 включительно. Мы видели выше, что Давид принес ковчег завета в Иерусалим и поместил его временно в скинию, особо Давидом устроенную (Древняя Моисеева скиния оставалась в это время в Гаваоне; см. выше.). Мы знаем также, как он после моровой язвы купил на горе Мориа гумно Орны и вознес на нем всесожжение, и как он начал подготовлять материалы для постройки храма, который он сам не должен был строить (1Пар.28:3,6,11; 1Пар.29:2-5; 2Пар.2:3,7-10; 2Пар2:16-18). Из указания 3Цар.5:6 мы усматриваем, что заготовленного Давидом материала не было однако достаточно для выполнения мыслей Давида по «чертежу», им переданному сыну (1Пар.28:11). Мы видим, что Соломон обращается с просьбою о доставлении ему леса с гор Ливана к Хираму, царю Тирскому. По этому предмету между Соломоном и Хирамом заключается особый договор (3Цар.5), и царь Тирский присылает Соломону искусных мастеров всякого рода и между прочим мастеров литейного дела. Главою всех мастеров финикийских и израильских при постройке храма является одноименный царю Тирскому архитектор, инженер и техник Хирам (В 2Пар.2:13 в письме царя Тирского это лицо названо Хирам-Авия. В переводах Biblia Sacra 1822, в Протест. Библии французской 1731 г., в Вульгате, в Англ. Библии вместо этого двойного имени стоит фраза: «принадлежащий отцу моему Хираму». У Саси во фр. Библи: «Hiram, que j’honore comme mon père». Однако и самые английские комментаторы указывают на неправильность перевода своего текста (и других подобных). И действительно: из 2Пар.4:11 несомненно, что сам архитектор назывался Хирам, а что отец царя Тирского назывался Аби-Баал; это видно из текста Менандра, сохраненного Флавием Иосифом в его сочинении «против Аппиона». См. еще Роулинсона в Speaker''s Commentary on 1King.5:1 and 3Chron.2:13.), имя которого не только славно было издавна на востоке, но еще перешло и в масонские таинственные учения с символическим значением. Родом художник Хирам был из Тира; по 3Цар.7:13-14 он был сын вдовы еврейки из колена Нефеалимова (по 2Пар.2:14 из колена Данова), которая вышла замуж за финикиянина, литейщика по ремеслу, который жил в Тире.
Основания храма были заложены весьма глубоко, повествует Флавий Иосиф (Древн. Иуд VIII, 2), на выровненной площадке вершины горы Мориа. Основание клалось из «камней больших и обделанных», говорит текст 3Цар.5:17. Размеры храма были ровно вдвое более размеров скинии в пустыне (Замечание Фергюссона: the temple of the Jews. Ср. 3Цар.6:2 с устройством скинии в Исходе и ср. наш. примеч. в Свящ. Летописи и вступление в гл. Исх.25). Внутреннее расположение храма и двора его, с его жертвенником и бассейном для омовения, скопировано было с скинии, с тою разницею, что и жертвенник и бассейн были гораздо больших размеров («Море литое» стояло на 12 литых бронзовых волах. Ср. 2Пар.4:2). Кроме того, преддверие святилища было украшено двумя стоящими отдельно перед ним колоннами, которые назывались Иахин и Воаз (3Цар.7:21. Иахин значить «Иеговой укрепляемый»; а Воаз «быстрый», или «быстро воздвигающийся». Текст греческий LXX переводит в 2Пар.3:17 имена колонн словами «исправление и крепость». Многие думают, что эти имена означают фразу: «Господь утверждает в крепости»; или «в Господе крепость и воздвижение».).
Мы не вдаемся в описание храма и отсылаем для подробного и основательного знакомства с ним к сочинению, которое мы в настоящее время считаем первым в Европе по этому предмету, а именно к исследованию профессора доктора богословия А. А. Олесницкого под именем «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (Напечатано в 13 выпуске Палест. Сборника 1889 г.). Мы упомянем здесь только вкратце о его построении и о торжественном его освящении.
«И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность, же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч, носящих тяжести и восемьдесять тысяч каменосеков в горах... и привозили камни обделанные. Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне (Ср. 2Пар.2:18. Гивлитане жители Гивлы, т.е. Гебала, греческого Библуса в Финикии.) (3Цар.5:13-18).
Флавий Иосиф (Др. Иуд. VIII, гл. 2) упоминает о том, что камни, из которых возводилось здание, так хорошо и правильно обтесывались и пригонялись вдали от здания, что когда их подвозили к месту кладки, то их укладывали на место без помощи инструментов, и они ложились так плотно, что когда стена была возведена, то она казалась одним сплошным камнем без спаев. Так объясняет Флавии Иосиф то место 3Цар.6:7, в котором сказано: «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его».
Начал строиться храм в четвертый год царствования Соломона в месяц Зиф (Май), и кончен он был в одиннадцатый год его царствования в месяц Буль (Ноябрь). Освящение храма совершено в месяце Афаним (Октябрь) следующего двенадцатого года его царствования (3Цар.6:1,38; 3Цар.8:2. О месяцах еврейских ср. в Свящ. Летописи во II томе в книге Исх.23, прим.12 § 3 и Лев.23, прим. 39, Афаним было имя гражданское месяца, имя же его религиозное было Тисри.) и совпало с праздником кущей.
По хронологии 3Цар.6:1 постройка храма началась в 480-м году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской (3Цар.6:1)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 23-26 И сделал литое из меди море, - от края его до края его десять локтей, - совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом. Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем. Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него. Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало две тысячи батов
(сн. 2Пар. 4:2-5). Новой принадлежностью храма и вторым грандиозным произведением Xирама было так называемое медное или «литое» море (иам муцак), т. е. названным морем по обширности (по И. Флавию, Древн. VIII, 3, 5 ἐκαλήθη… θάλασσα διὰ то μέγεθος) бассейн во дворе храма, между жертвенником всесожжения и Святым, ближе к югу, 10 локтей в диаметре, 30 локтей (по LXX и блаж. Феодор., – 33) в окружности и 5 локтей высоты, вмещавший 2 000 (по 2Пар. 4:5 - 3000) батов воды. Отношение окружности и диаметра в указанных цифрах (30 и 10 л. ) не представляется математически точным (при диаметре 10 локтей окружность равна 31 2⁄5 или 31,416 локтей; при окружности 30 локтей диаметр равен 9 174/314 локтей) и возбуждало много споров в среде археологов-библеистов. Но понятно, священные писатели не могли затруднять речь свою дробями и указывали лишь целые числа; возможно также, что диаметр и окружность определены в тексте независимо одно от другого, потому что в разных местах сосуда окружность его изменялась. В зависимости от этого объясняют (напр., Ляйтфут, митр. Филарет) неодинаковое определение вместимости «медного моря» – в 2000 батов (по кн. Царств) или в 3000 батов (по 2 Пар): последняя дата могла обозначать полную вместимость медного моря до самых краев, а первая, – сколько обычно наливалась. Форма бассейна – не цилиндрическая, как полагали некоторые, а имела вид чашечки распустившейся лилии (ст. 26), и, кроме того, имела выпуклую средину - наподобие бокала. По Иосифу Флавию (Древн. VIII, 3, 5) и блаж. Феодориту (вопр. 24), медное море имело вид полушария (ήμισφαίριον). Под краями медного моря одним литьем с ним были сделаны два ряда шаров наподобие колокинтов, по 10 шаров на локоть (по 2Пар. 4:3, эти барельефы представляли волов). Бассейн держался на 12 колоссальных изображениях медных волов, задняя часть которых была обращена к центру, а головы волов, по три вместе, обращены были во все четыре страны света; высота фигур волов, вероятно, равнялась натуральной высоте этих животных. По значению своему эти изображения могли напоминать волов, некогда перевозивших скинию в пустыне, и вообще были уместны во дворе храма, представляя главный жертвенный материал для близ стоявшего жертвенника всесожжений, менее всего они имели отношения к языческим предметам культа (мнение И. Флав. Древн. VIII, 7, 5).
Назначение медного моря – служить умывальницей для священников (2Пар. 4:6). По преданию, священники пользовались водой моря снизу, при помощи кранов или отверстий – или в пастях волов, или в стенке самого бассейна, между группами волов. Нечто подобное медному морю представляет однородный финикийский сосуд «Амафонское море», открытый на Кипре и с 1866 года находящийся в Луврском музее.