Скрыть
и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.

Святые отцы

Прочие

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.

Очевидно, что здесь «славою Господнею» называется чудесный «облак», осенивший и наполнивший храм, и бывший видимым знамением невидимаго, благодатнаго присутствия Божия.

Слово по освящении храма Святителя Николая, в Перервенском монастыре. 1841 год

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень

Светоносное облако в храме.

(2Пар V:11-14). Облако (10 ст.), наполнившее храм, или слава Иеговы, наполнившая храм (11 ст.), есть облако Феофаническое (на позднейшем языке - «Шехина»), подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее (Исх XL:34-35, ср. Исх XIX:9; XX:21; Втор IV:11; V:19; Пс XCVI:2), но отличное от облака курений (Лев XVI:2). - «Слава Господня» (евр. кевод-Иегова) - обычное название самооткровения Иеговы в мире.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

Не возмогоша священницы служити от лица облака, яко исполнися славы дом Господа Вседержителя

Жертвы уже были возложены на новый жертвенник, но священники не могли продолжать священнослужения. Облако, сокрывавшее славу присутствия Божия, наполнило не только здание храма, но и двор с жертвенником. Священникам с трудом можно было что-нибудь разглядеть в распространившейся мгле, их притом объял благоговейный трепет пред величием Господа и сделал их неподвижными. Все стояли в безмолвии. Умолкли звуки певцев и музыкантов занимавших место пред жертвенником и восхвалявших Господа (2Пар. 5:11–14). Безмолвие прервано было речью и молитвою Соломона, – и уже после этой молитвы совершилось первое всесожжение на новом жертвеннике: чудесный огонь из облака, наполнявшего храм, воспламенил и поглотил приготовленные жертвы (2Пар. 7:1), как это было и при освящении Моисеевой скинии.

На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому, главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об освящении храма Соломонова для обитания в нем Божия среди людей. Соответственно сему Пречистая Дева, трилетняя отроковица, вводится во храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем Небесного Царя, каким были до Христа скиния и храм. «Приближися, – поет о Пресвятой Деве Церковь в день введения Ее во храм, – во храм святый яко свята, освятится в обителище Всецаря» (Стихиры на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению от Нее Сына Божия. «Пойди, Чадо, говорит Ей праведная Анна, получившая Ее от Бога после долговременного неплодства, – Давшему Тебе буди возложение и уготовися быти Иисусово вместилище» (Стиховны на Введение). «Да веселится Иоаким и Анна да радуется, яко принесоша Богу, яко трехлетствующую юницу, непорочную Владычицу» (Стихиры на литии). Восхваляя Пресвятую Деву, как предопределенную в жилище Сына Божия, св. Церковь в своих песнопениях на службе Введению и других службах применяет к Ней имена храма и принадлежностей его. Она именует Ее пречистым храмом Спасовым, Святым Святых, одушевленным Божиим кивотом, и имея в виду значение поставленных у священного кивота херувимов, исповедует Ее престолом херувимским.

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible