Скрыть
Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй.

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй.

(2Пар VI:18-21): прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: «небо и небо небес» (ср. Втор X:14); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. Ис XL:22; LXVI:1): отношение Иеговы к храму Его имени - безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. Втор XII:11; 3Цар IX:3; 4Цар XXI:4), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (28-30), преимущественно о прощении грехов (30, сл. 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением (ст. 29) следуют семь отдельных и более частных прошений (31-53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 - число священное, число полноты и совершенства (Быт XXI:28; Исх XXXVII:23; Лев IV:6) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней (Мф VI:9).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

III. Паримия из 3-ей книги Царств в день памяти обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сентября, во дни памяти равноапостольных царей Константина и Елены, 23 мая, и равноапостольного князя Владимира, 15 июля, и в праздник Нерукотворенного Образа, 16 августа (8:22–23, 27–30). В сей паримии содержится часть молитвы Соломона при освящении храма.

И услыши молитву раба Твоего и людий Твоих Израиля, о нихже помолятся на месте сем, и Ты услыши на месте обиталища Твоего, на небеси, и сотвориши и помилуеши

Не за себя только, но и за весь народ Соломон умоляет Господа, да услышит Он мольбы рабов Своих, да даст им все, чего бы кто ни попросил у Него. Слова услыши на месте обиталища Твоего, на небеси, выражают не то, что Господь принимает молитвы только на небесах, хотя они возносятся к Нему в земном храме, а то, что хотя Он обитает и на небесах, но с высоты святые Своея всегда приникает на землю, и не оставляя небес, Он в то же время снисходит на землю и внемлет молящимся Ему в земном храме с такою же любовию, с какою приемлет хвалы Ему от Ангелов. – Далее (3Цар. 8:31–53) Соломон указует случаи и нужды, в которых люди будут обращаться к Господу в Его храме, и просит Господа, да явит Он Свою милость им во всех этих случаях и нуждах. Но это не входит в паримию.

Рассмотренную паримию положено читать в праздник обновления Иерусалимского храма Воскресения Христова (336 г.) по причине сходства этого события с обновлением храма Соломонова. – Так как соорудителем храма Воскресения и многих других храмов был равноапостольный Константин с матерью своею Еленою, то та же паримия читается и в день их памяти 13 мая, для прославления их ревности к храмоздательству. По одинаковой причине та же паримия положена в службе св. равноапостольному князю Владимиру (15 июля), ибо сей князь подражал равноапостольному Константину в усердии к устроению храмов в Киеве и вне Киева. Чтобы объяснить, какое отношение рассмотренная паримия имеет к празднику Нерукотворенного Спасова Образа, надо принять в соображение другие две паримии, положенные на тот же праздник. Обе они взяты из книги Второзакония. В обеих содержится напоминание Израильтянам о верности завету, в который вступил с ними Господь, явившись на Синае (Втор. 4:6–15, 5:1–10, 25–29, 6:1–5, 13–18). Та и другая паримии усвоены празднику Нерукотворенного Образа для того, чтобы чрез сопоставление того, что говорится в них о явлении невидимого Бога на Синайской горе, с явлением Бога во плоти в человеческом образе, чрез которое Он стал видим для всех и доступен изображению, показать преимущество в Богопознании новозаветных верующих пред ветхозаветными (смот. толков. на сии паримии выше, стр. 410–420). Это же преимущество имелось в виду при внесении рассмотренной паримии о молитве Соломоновой в службу в честь Нерукотворенного образа. Соломон молится пред лицем Бога в храме Его, – но лица Божия в чувственном виде, доступном для всех, не видит, – оно сокрыто было от него в непроницаемом мраке Святого Святых и в облаке, наполнявшем храм. Но когда Бог явился во плоти в лице Христа, всяк мог видеть чувственными очами Того, Кто дотоле был недоступен зрению, и до сих пор всякому дано наслаждаться зрением Бога во плоти в Нерукотворенном образе, который Он Сам чудесно отпечатлел на убрусе.

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible