Скрыть
В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

65-66. И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма] семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю

65-66. И сотвори́ Соломо́нъ пра́здникъ въ то́й де́нь, и ве́сь Изра́иль съ ни́мъ, собо́ръ ве́лiй, от вхо́да Ема́ѳа да́же до рѣки́ Еги́пта, предъ Го́сподемъ Бо́гомъ на́шимъ, у хра́ма, его́же созда́, яды́й и пiя́ и веселя́ся предъ Го́сподемъ Бо́гомъ на́шимъ се́дмь дні́й, и во осмы́й де́нь распусти́ лю́ди. И благослови́ша царя́, и идо́ша кі́йждо въ до́мы своя́, ра́дующеся весе́лымъ се́рдцемъ о благи́хъ, я́же сотвори́ Госпо́дь дави́ду рабу́ своему́ и Изра́илю лю́демъ свои́мъ


[Вопрос] Как должно разуметь сказанное: "веселяся и славя пред Богом седмь дний, и четырнадцать дней, и во осмый день распусти люди"

[Ответ] Соломон созвал народ в праздник кущей. Посему праздновали четырнадцать дней: семь дней праздника обновления, и семь дней праздника кущей. Поэтому восьмым называет день после последних семи дней. По окончании же праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым. Ибо говорит: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет» (3Цар.9:6-8). А за сим сказанное объясняет причину сего посвистания. Ибо сказано, что вопрошающие, за что потерпел сие Израиль, услышат: "за то, что они оставили Господа Бога своего" (3Цар.9:9), Который освободил их от рабства египетского и даровал землю сию.

 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю

И Господь, совершив дар воскресения, отпускает избранных Своих в их обители вечности. Он, конечно, не отстраняет их от Своего присутствия, но вводит их в места обитания в небесной отчизне после разделения на последнем Суде (а оно, согласно слову апостола, как мы знаем, произойдёт в воздухе), так чтобы каждый обрёл обетованное место в Царстве соответственно своим заслугам. А сказанное здесь, что люди пошли в шатры свои, относится к тем шатрам, о которых Господь говорит в Евангелии: В доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2). Хорошо сказано, что люди отправились в шатры свои, благословив царя, ибо это единственное невозмутимое и блаженнейшее дело обитателей Небес - петь гимны благодарения своему Творцу. Так написано: Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс 83:5). И вот, тот же пророк наполнил последние семь псалмов сладословием хвалы Богу; кроме того, в восьмом псалме от конца Псалтири он, благословляя Господа, упоминает победу в схватке, в которой сразил великана. Этим он ясно указывает на то, что все, одолевающие злого врага в сражениях здесь, воспоют хвалы своему Создателю и Пособнику там, где возымеют истинное упокоение. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Праведники действительно с радостью идут в их обители на Небесах в силу добра, которое принимают от Господа, потому что каковы бы ни были тяготы века сего, как бы долго ни тянулись они, всё кажется краткосрочным и лёгким, когда кончается вечным блаженством.

Потому надлежит, возлюбленные, в строительстве дома Господня каждому из нас, насколько по силам, проявлять настойчивость в ободрении, прошении, назидании и усердии в благочестии, дабы Царь Небесный, увидев чью-то праздность при строительстве храма Его, не выбросил его с великого торжества во время освящения.

Гомилии на Евангелия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю

Когда во дни Соломона совершилось освящение Храма Божия в Иерусалиме: тогда, как повествует книга Царств, праздновавшие освящение оного «идоша кийждо в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь Давиду рабу Своему, и Израилю людем Своим». То был храм истинного Бога для целого народа, и даже единственный в те времена для всего мира. Здесь осветился ныне храм Божий для не многого, впрочем, по благодати Божией, возрастающего собора чад единой, святой, соборной, Апостольской, святоотеческой Церкви. Тем не менее, надеюсь, что и вы, братия святого храма сего, «отъидете в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь… людем Своим».

И славный храм иерусалимский и смиренный (впрочем древним благолепием привлекающий благоговейные взоры) храм здешний есть храм единого Бога, единый Бог есть Освятитель и того и другого, с тою разностию, что там образ, а здесь и образ и существо изобразуемое, там «сень… грядущих благ» (Евр. 10:1), а здесь истина благ, уже дарованных. Итак, не радостно ли, что и над сим освященным храмом, как некогда над иерусалимским, изречено слово Господне: «освятих храм сей, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» (3Цар. 9:3).

Беседа по освящении храма Воздвижения Креста Господня в Преображенском Богаделенном доме (Говорена декабря 19-го. 1854 год)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 62-66 И царь и все Израильтяне с ним принесли жертву Господу. И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы. В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и вознеся тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв. И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, - большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; - семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю

Жертвы и празднества.

Огромное число жертв (63), преимущественно мирных (евр. шламим), соединявшихся, как известно, с пиршествами приносителей и приглашенных ими сотрапезников (Лев VII:11; Втор XII:7; XIV:23), вполне понятно при громадном стечении народа (65) на торжество [Подобное стечение народа в Иерусалиме имело место и впоследствии, напр., в праздник Пасхи. По И. Флавию (Иуд. война VI, 9, 3), в роковой для Иудеи год (70 г. по Р. X. ) падения Иерусалима на праздник Пасхи собралось около 2 млн. человек: одних агнцев пасхальных было заклано 256 000], длившееся не менее двух недель (65, ср. Феодорит, вопр. 30). Ввиду обилия жертв, устроены были и освящены дополнительные жертвенники во дворе храма.

Выражение «от входа в Емаф до реки Египетской» напоминает известное уже «от реки (Евфрата) до земли Филистимский и до пределов Египта» (IV:21; Евр V:1); оба выражения определяют границы Еврейского царства при Соломоне от крайнего северо-востока до крайнего юго-запада. Емаф (евр. Xамат, LXX: Hmaq, 'Emaq, Aimaq; Vulg. : Emath) - при Моисее - северный предел обетованной земли (Чис XIII:22; XXXIV:8. Onomastic. 424-425), к северу от гор Ермона или Антиливана, на реке Оронте. При Давиде Емаф с областью был самостоятельным государством, и здесь был дружественный Давиду князь Фоа (2Цар VIII:9-10; 1Пар XVIII:9-10); Соломон занял его (2Пар VIII:3-4) и укрепил (3Цар IX:19; ср. 4Цар XIV:28; XVII:24, 30; XVIII:34; XIX:13). У греков впоследствии Емаф назывался 'Epifaneia (Reland. Palastin, 119). «Река Египетская» или «поток (евр. нахал) Египетский» - не Нил, а юго-западная граница Палестины (Чис XXXIV:5 и др. ), где был город Ринокорура, теперь Эль-Ариш, близ Газы (Onomast. 797).

«Семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней»: первые 7 дней - с 8 до 14 числа 7-го месяца Этанима или Тисри, а затем 15-22 числа того же месяца - празднование семидневного праздника (Лев XXIII:39) Кущей (2Пар VII:8-10), в день отдания которого (8-й день, 23-го числа, ст. 66, ср. 2Пар VII:10) Соломон отпустил народ.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible