Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Петра 1:16
Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
Святые отцы
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
На эти слова похожи те, что сказаны в Евангелии: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Сообразованнием апостол называет увлечение настоящими обстоятельствами. Ибо и ныне некоторые безумцы говорят, что нужно приноравливаться к обстоятельствам. Но поскольку отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли, или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину Свят, и сами делались святыми.
Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Ст. 16-17 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего
Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость, прежде всего, состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих, и при нарушении оных — в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое — девственное и супружеское. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренной за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из Евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми или неразумными названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и оскверняли ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия, или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости несострадательны были к ближним. Если же некоторые из них по видимому и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостью, осуждением и уничижением ближних, теряли чрез это душевную чистоту, по сказанному: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). Что говорится о страстях в отношении девствующих, то относится и к вдовствующим, и к супружным, как сказал Сам Господь апостолам: А яже вам глаголю, всем глаголю (Мк. 13:37).
В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?
Сам Господь через того же апостола Петра указывает на это средство, глаголя: И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жителствуйте. Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божией, и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111:1).
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о мощах святых
Доказательство
2. Но святым Божиим не противно почитание мощей святых.
3. Поэтому и Богу это не противно.
Первое изречение истинно, ибо, если, живя в мире сем, святые всячески соблюдали себя от того, чтобы ничего не делать противное Богу, тем более в той Надмирной стране, где противление не имеет места, но воцарился мир, превосходящий всякий ум. Поэтому то, что противно Богу, не может быть угодно Его святым.
Второе изречение, что святым Божиим не противно почитание мощей святых, ясно из церковной истории. Ибо если бы противно было святому Иоанну Предтече почитание честнóй (достохвальной. – Примеч.) его главы, думаем, не возвестил бы сам некоторым людям, где скрыта его глава. Читай об этом в Минее и в Прологе месяца февраля 24-й день. И еще месяца мая в 25-й день. То же читаем и о святом первомученике Стефане, который сам открыл некоему пресвитеру Лукиану о своих скрытых мощах. Читай в Минее и Прологе месяца августа во 2-й день. То же читаем и о мученике Лонгине сотнике, месяца октября в 16-й день. И другие мощи других святых были обретены откровением самих святых, как можно видеть читающему. Но если бы Богу и святым Божиим было противно почитание святых мощей и если бы была опасность идолопоклонства, то как бы святые, которые были искоренителями всякого идолопоклонства, могли стать начальниками такого безумия, открывая свои скрытые мощи христолюбцам?
Поэтому Богу не противно почитание святых мощей. Более того, наоборот, угодно Богу быть дивным и прославляемым во Своих святых. Ибо Он один свят по естеству и по существу, другие же являются святыми причастностью к Его святости. Как раскаленное железо не само по себе жжет и палит, но от причастности к огню, так понимай и о святых Божиих. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1,16). Поэтому, почитая мощи святых, почитаем Самого начальника святости – Бога, во святых почивающего. Ибо по слову псаломскому: возрадуются на ложах своих (Пс.149,5), то есть на месте, где почивают их мощи, видя свои останки источающими чудеса и являющимися причиной славы Божией.
Будем же почитать мощи святых, как жилища Святого Духа, по словам Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6,19). И еще говорит Бог: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор.6,16). Будем почитать их, как царскую порфиру. Ибо тело человеческое в сей жизни есть как бы одежда для души: как одеждой покрывается тело, так телом покрывается душа. И как тело, когда человек идет к ночному сну, совлекается своих одежд, так душа совлекается тела, когда человек отходит ко сну смертному. И по исшествии души из тела грешного человека тело как рубище нищего: мерзко и отвратительно, повержено на гноищи. Святого же человека, по исшествии души из его тела, тело как царская порфира: драгоценная, честно хранимая, в которую снова облачится тот, кто будет царствовать со Христом в Небесном Царствии. Поэтому, какова разница между худым рубищем нищего и царской порфирой, такова разница между трупом грешного и мощами святого.
Почитаем мощи святых, потому что они снова соединятся со своими святыми душами, оживут и будут соцарствовать со Христом. Как весьма почитаем царя не только бодрствующего, но не перестаем почитать и спящего, зная, что воспрянет ото сна, и с нами будет беседовать. Так и святых угодников Божиих, которые будут соцарствовать со Христом, ныне же спящих своими телами, мы должны почитать, ибо воспрянут ото сна смертного, и желаем сподобиться их собеседования.
Почитаем мощи святых как источники исцелений. Ибо как почитаем врача, благодеющего нам, по словам Духа Святого в книге Иисуса Сирахова, в главе 38: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание (Сир. 38,1-2). Так мы должны почитать и мощи святых, источающие нам различные исцеления. Более того, им подобает большая честь, нежели врачам. Ибо те врачуют только тело, а эти – и тело, и душу. Те много трудятся для уврачевания со многим страданием для больного, эти же исцеляют одним прикосновением с верой.
Почитаем мощи святых, потому что их тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор.15,54) и восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут (1Фес.4,17). Они сограждане ангелам, друзья архангелам, ликующие с херувимами и серафимами, пресветлые венценосцы, пречестнейшие предстатели Божественной славы, преславные собеседники Богу, возлюбленные сыновья Отца Небесного, наследники вечной жизни.
Почитаем мощи святых как орудия, которыми творит чудеса дивный Бог во святых Своих, как живые члены Тела Христова, как вместилища благодати Божией, как воспринявшие будущую Небесную славу, как ужасно устрашающие демонов, как звезды на тверди Небесной, как солнце, которое будет сиять в Царствии Отца Небесного, по неложному слову Христову: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13,43).
Почитаем мощи святых, из которых одни пролили свою кровь за Христа, другие томили повседневным умерщвлением самих себя, явились добровольными мучениками без крови, иные же другими праведными делами сделались любезными Богу. Мы же, ныне взирая на их честные мощи, вспоминаем их труды и подвиги и все добрые дела, которыми они в сей жизни угодили Богу, и получаем большую пользу нашим душам от их богоугодного жития, и их примером возбуждаемся к угождению Богу.
Почитаем мощи святых как славных друзей Божиих, о которых Давид вещает Богу: А мне всегда почтенны друзья Твои, Боже (Пс.138,17), которыми прославляется Бог: Дивен Бог во святых Своих (Пс.67,36) и дивно явил все Свои желания среди них (Пс.15,3).
Почитаем мощи святых, к душам которых, упокоенным в светлых местах и предстоящих Богу, молимся, чтобы молились о нас Владыке, и веруем, что молятся и должны почитаться нами за то, что молятся о нас. (Но об этом будет в другом догмате, где будем говорить о призывании святых.) Такова, как видим, есть любовь Церкви, торжествующей на Небесах, к своей сестре, воинствующей на земле. Та принимает души святых, а этой оставляет в залог своей любви тела святых, чтобы со славой сохранила их.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Для подкрепления сей истины апостол приводит слова Божии, несколько раз повторенные Моисею (Лев.11:44,19:2,20:7-26): будьте святы, потому что Я свят. Эти слова сказаны евреям, как избранному Богом народу; святость Божия обязывает и избранный народ быть святым или стремиться к святости. Вместо ветхозаветных евреев в Новом Завете христиане стали избранным народом Божиим и потому должны стремиться к святости и еще более, если так можно выразиться, ибо это новый, высший завет Бога с людьми, запечатленный не кровию тельцов и овнов, но кровию воплотившегося для сего Единородного Сына Божия (Евр.7:22,9:13-15).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Созерцание небесной высоты христианского призвания должно, прежде всего, породить в сердцах верующих твердую и совершенную надежду на содействующую их спасению благодать Христову, а затем должно всецело переродить всю их жизнь по высочайшему Первообразу Бога Отца: духовная бодрость (ср. Лк 12:35; 21:34, 36; Еф 6:14), совершенное послушание Евангелию, полное оставление греховных привычек дохристианской жизни и, наоборот, стремление к подражанию святости Божией сообразно еще ветхозаветному повелению Божию (Лев 11:44; 19:2). «Некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам. Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то Апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину есть свят, и сами делались святыми» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Возбуждая христиан к преданности воле Божией, Апостол приводит новый ряд побуждений для христиан отчуждаться от греховной, плотской жизни и поступать во всем свято. Первое из сих побуждений было указано еще в Ветхом Завете; оно заключается в святости Бога, призвавшего христиан в Свой удел, сделавшего их Своими детьми, которых прежде всего должно укрепить всецелое последование Ему, полное послушание Его святой воле, сравн. (Лев.19:2).
Второе побуждение заключается в том, что Бог есть не только Отец наш Небесный, но и беспристрастный, истинный Судия, Который не пощадит нас ради нашего избрания, ради нашего усыновления, как это бывает в мире сем; но будет судить по делам, так как в делах выражается внутреннее настроение человека, сравн. (Иак.2:26).
Далее мы должны твердо помнить, что ради того, чтобы мы жили не по-плотски, по унаследованным от отцов греховным обычаям и заразительным худым примерам, а непорочно и свято, пролита за нас Кровь непорочного Агнца Христа, сравн.(Ин.1:29-36;19:34-36), Который был предопределен к сему еще в начале (Ин.17:24); (Еф.1:4) и явился после веков подготовления людей к достойному сретению Его, жил с людьми и пострадал, воскрес, и тем дал возможность вере нашей и надежде быть твердыми, несомненными, постоянными и вообще совершенными.
Апостолы до воскресения Иисуса Христа были слабы, а после воскресения укрепились в надежде на Воскресшего так, что понесли великие труды и претерпели смерть. К тому же возбуждает Апостол и всех христиан, ободряя их в особенности надеждою на то, что Искупитель наш вознесся на небо и седит одесную Отца, сравн. (Деян.2:32), и потому может дать и нам вечную славу, сравн. (Рим.8:11); (1Кор.6:14).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Ст. 14-16 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
(Лев. 19:2). Посему проводите жизнь свято. Как послушные дети Отца небесного не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, т. е. оставьте все ваши дурные привычки вашей прежней языческой жизни, которые вы позволяли себе в неведении вашем, т. е. не будучи просвещены светом христова учения. Теперь же, как уже просвещенные светом учения Христова, не возвращайтесь к прежнему, греховному образу вашей жизни, а по примеру призвавшего вас Святого Бога, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят“ (Лев. 19:2).
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О святости христианской.
В этих словах Апостол говорит о призвании верующих ко святой жизни. Средствами к достижению этой жизни служат: внимательное co6paниe своих сил и приготовление к деятельности, и бдительность, т. е. свобода духа от усыпительных обольщений греха: 1Пет.1:13; условием к этому апостол полагает детское послушание воле Божией: 1Пет.1:14; пример указывает в самом Боге, призывающем к святости (1Пет.1:15-17); но и при выполнении всего повеленного, мы должны говорить: «мы рабы ничего не стоющие»: Лк.17:10, потому что все мы много согрешаем: Иак.3:2; а если будем говорить, что не имеем грехa, то истины не будет в нас: 1Ин.1:8.