Скрыть
но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Мне кажется, что Он именуется:

«Агнец», как совершенный.

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Следовательно, ты должен ту цену, за которую куплен. Даже если Он не всегда взимает, ты все равно должен. Итак, купи себе Христа не за то, что имеют немногие, но за то, что все имеют по природе, но немногие предлагают из страха. Свое - это то, что Христос требует от тебя назад. Он дал всем жизнь, и Он за всех принял свою смерть. Уплати от имени Дарителя то, что ты собираешься платить по закону. Цена этого соглашения высока, не все легко видят Его.

Об Иосифе

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Мы - творение Божие, но через грех сделались слугами дьявола; затем нас, предавшихся дьяволу, Спаситель искупает Своею кровью, то есть мы куплены [дорогою] ценою (1Кор 7:23).

Фрагменты

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Итак, если цена нашей жизни - это кровь Господа, то пойми, что искуплена не столько эта бренная тленность земли, сколько вечная целость всего мира.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Поскольку сами несчастные [иудеи] так соблюдают субботу, что заранее не планируют во время ее выполнения каких земных дел, то насколько больше те, которые искуплены не серебром и не златом, а драгоценною кровью Христа, должны размышлять о цене искупления и предаваться Богу в день воскресения, более внимательно думая о спасении своей души?

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 19-20 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас

Вопрос: Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведанного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас? Кем предуведанного?

Ответ: Слово Писания назвало Христом таинство Христа. И великий Апостол, ясно свидетельствуя о том же, говорит: тайну, сокрытую от родов, ныне же открытую (Кол. 1:26), подразумевая таинство Христа, или таинство по Христу. Это таинство, как очевидно, есть неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, всяческим образом приводящее, благодаря [самому] смыслу ипостаси, человечество к тождеству с Божеством и из обоих создающее сложную ипостась, но никоим образом не уменьшающее их сущностное и природное различие. Поэтому, как я сказал, и возникает одна ипостась этих природ, и их природное различие пребывает неповрежденным, вследствие чего и после единения сохраняется неуменьшаемым количество данных природ, даже соединенных. Ведь когда процесс соединения не влечет за собой совсем никакого изменения или перемены соединившихся, тогда остается невредимым сущностный логос каждой из двух соединившихся [природ]. А у тех [существ], логос сущности которых остается невредимым и после соединения, природы также пребывают неповрежденными во всех отношениях, не теряя вследствие единения ничего из того, что принадлежит им.

Ибо Творцу всяческих, и ставшему по Домостроительству в отношении природы тем, чем Он не был, подобает сохранять непреложным как Самого Себя, каким Он был по природе до этого, так и то, что возникло по Домостроительству в отношении природы. Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение. Это есть великое и сокровенное таинство. Это есть Божественный конец, ради которого и возникло все [тварное бытие]. Это есть Божественная цель, задуманная [Богом] еще до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный [Богом] конец, ради которого существуют все [тварные вещи], но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность [всех] сущих. Это есть в подлинном смысле слова предел Промысла, а также тех [тварей], о которых Он промышляет, - тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге [всех существ], созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано [Богом] соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения - то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен и исполнило собой Предведение Божие, чтобы окрест того, что является по своей сущности неподвижным, постоянно пребывали движущиеся по природе [вещи, однако пребывали], полностью выйдя из движения по отношению к самим себе и друг к другу. [Это произошло также для того, дабы разумные существа] на опыте восприняли деятельное ведение Того, в Ком они удостоились пребывать, - ведение неизменное и тождественное [всегда самому себе], дарующее им [духовное] наслаждение Познаваемым.

Писание знает двоякое ведение Божественного: одно, относительное, как пребывающее в одном только разуме и умозрениях, не обладает деятельным и обретаемым через опыт ощущением познаваемого - этим ведением мы и управляемся в настоящей жизни. Другое же ведение - подлинно истинное, деятельное и [обретаемое] лишь опытным путем помимо разума и умозрений, - дарует, по благодати и причастию, цельное ощущение Познаваемого, благодаря которому в будущем [небесном] уделе мы воспримем сверхъестественное обожение, действующее непрерывно. Ведение относительное, пребывающее в разуме и умозрениях, является, как говорят, движущим началом стремления к ведению по причастию и деятельному. А это ведение, дарующее, посредством опыта и причастия, ощущение познаваемого, устраняет, в свою очередь, ведение, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Мудрые [мужи] говорят, что невозможно существовать разумению относительно Бога вместе с опытом Бога, а мышлению относительно Него - с ощущением Его. Разумением относительно Бога я называю соразмерность, [происходящую] из сущих, знающего созерцания Его; ощущением - опыт сверхъестественных благ, зависящий от причастия [им]; мышлением - [происходящее] из сущих простое и единственное ведение относительно Бога. Пожалуй, и в отношении всего другого можно наблюдать то же самое: когда имеется опытное [сознание] определенной вещи, прекращается разумение относительно нее, а когда она ощущается, то бездействует мышление относительно нее. Опытом же я называю действенное ведение, превышающее всякое разумение, а ощущением - само причастие познаваемому, которое превыше всякого мышления. И об этом, как кажется, тайнозрительно научает великий Апостол, говоря: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13:8), высказываясь о том знании, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Это таинство было предуведано прежде всех век Отцом и Сыном и Святым Духом; Отцом - по благоволению, Сыном - по самодействию, а Святым Духом - по содействию. Ибо одно ведение у Отца и Сына и Святого Духа, потому что одна сущность и одна сила. Ведь [нельзя сказать, что] Отец или Святой Дух не ведали о Воплощении Сына, потому что во всем Сыне, через Воплощение самоосуществляющем таинство нашего спасения, сущностным образом [пребывал] весь Отец - не воплощаясь [Сам], но благоволя Воплощению Сына; также и весь Святой Дух присутствовал сущностным образом во всем Сыне - не воплощаясь [Сам], но содействуя Сыну в Его Воплощении ради нас.

Назовут ли это Христом, или таинством Христовым - все равно сущностным предведением этого обладает только одна Святая Троица: Отец и Сын и Святой Дух. И нельзя недоумевать относительно того, каким образом Христос, будучи одним из Святой Троицы, предуведывается Ею, ибо известно, что Он был предуведан не как Бог, но как Человек, то есть было предуведано Воплощение Его по Домостроительству ради [спасения] человека. Ведь Присносущее, [происшедшее] сверхпричинным и сверхразумным образом из Присносущего, никогда не предуведывается. Предведение касается [лишь] того, что имело начало своего бытия вследствие [какой-либо] причины. А Христос был предуведан не в том, чем Он являлся Сам по Себе по природе, но в том, чем Он стал позднее ради нас по Домостроительству.

Ибо необходимо было, чтобы являющийся подлинно по природе Творцом сущности сущих стал и Самодеятелем обожения тварей по благодати, дабы Податель бытия предстал и как Дарователь присного благобытия. Поскольку ни одно из сущих не обладает ведением сущности самого себя и сущности другого, то, разумеется, ни одно из сущих не обладает по природе и предведением относительно того, что будет [когда-нибудь] приведено в бытие; исключение, конечно, представляет Бог, Который превыше сущих: Он одновременно и познает Самого Себя в Своей сущности, и обладает предведением относительно существования всего сотворенного Им еще до того, как оно приведено в бытие. Кроме того, в будущем Бог почтит сущих ведением по благодати относительно того, что есть по сущности они сами и другие, открыв им также смыслы приведения их в бытие, - смыслы, единообразно предсуществующие в Нем.

Некоторые утверждают, что Христос был еще до сотворения мира предуведан теми, которым Он явился позднее в конце времен, предполагая, что они существовали еще до сотворения мира вместе с предуведанным [ими] Христом. Мы же отвергаем это учение как чуждое Истины, ибо оно представляет сущность разумных [тварей] совечной Богу. Ведь совершенно невозможно [кому-нибудь] быть со Христом так, как Он есть, а потом когда-нибудь полностью разлучиться с Ним, если верно, что в Нем происходит свершение веков и достигается покой движущихся, благодаря которому уже никогда не будет никакого изменения сущих. И слово Писания назвало Христа чистым и непорочным, поскольку Он по природе Своей совершенно чужд душой и телом тления, [возникшего] вследствие греха. Ибо душа Его не имела [никакого] срама порока, а тело - [никакого] пятна греха.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Чем больше цена, которою вы искуплены от тления плотской жизни, тем сильнее вы должны бояться, как бы, устремившись душой к соблазну пороков, тем самым не нанести оскорбление вашему Искупителю.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Писание различает двоякий страх, один – первоначальный, другой –совершенный. Страх первоначальный, он же и основный, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный – в том, когда кто для совершенства любви к другу, для ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильной любовью. Пример первого, то есть первоначального страха находится в словах псалма: да боится Господа вся земля (Пс. 32, 8), то есть те, которые нисколько не заботятся о небесном, а только суетятся о земном. Ибо что им придется потерпеть, когда Господь восстанет сокрушить землю (Ис. 2:19; 21)? Пример второго, то есть совершенного, страха можно находить также у Давида, например в следующих словах: бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости боящимся Его (Пс. 33:10), и еще в словах: страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18:10). В таком совершенном страхе жить убеждает апостол Петр тех, которые слушают его, и говорит: по неизреченному милосердию Создателя Бога вы приняты в число детей Его; посему всегда пусть с вами будет этот страх, так как вы стали такими по любви Творца своего, а не по делам своим. Много доводов употребляет апостол при убеждении. Он убеждает, во-первых, тем, что в нашем спасении принимают искреннее и живое участие ангелы; во-вторых, изречениями священного Писания; в-третьих, необходимостью: ибо кто называет Бога Отцом, тот, чтобы удержать за собой право усыновления, необходимо должен творить достойное Этого Отца; и в-четвертых, тем, что они получили бесчисленные блага чрез внесенную за них цену, то есть Кровь Христову, пролитую в выкуп за грехи людей. Посему заповедует им во все время жизни иметь спутником этот совершенный страх. Ибо люди, стремящиеся к совершенству, всегда боятся, чтобы не остаться без какого-нибудь совершенства. Примечай. Христос сказал, что Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22). Но апостол Петр говорит теперь, что Отец судит. Как же это? на это отвечаем также словами Христа: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин. 5:19). Из этого же видно единосущие святой Троицы, совершенное в Ней тождество, и мирное и невозмутимое согласие. Отец судит – сказано безразлично, потому что все, что скажет кто-нибудь об Одном из трех Лиц, должно относить обще ко всем Им. С другой стороны, поскольку Господь и апостолов называет детьми (Ин. 13:33), и расслабленному говорит: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5); то нет никакой несообразности, что и Он называется Отцом тех, которых Он возродил, сообщив им святость.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 17-19 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Мы знаем, что будет Суд Страшный, на котором воздано будет каждому по делам; несмотря на то, мы ведем себя здесь так недостойно, как будто нам и не придется никогда давать отчета в своих поступках; мало того, как будто мы вовсе не знаем, что каждый из нас всем существом своим должен стараться делать добро, быть предан истине и иметь чистоту и любовь, будто мы забываем, что от суетного жития нашего небесная правда и святость избавила нас не тленным серебром или золотомно драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, Который изъявил готовность пред Отцем Своим Небесным искупить нас от греха и смерти прежде, чем получил начало этот видимый мир, хотя и явился в последнее время.

Дневник. Том I. 1856

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 18-19 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Апостол касается левитских и жреческих древних празднований, однако указывает, что душа является чистой через справедливость, которая дается Богом.

Заметки на Кафолические послания

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,

Драгоценною кровию Христа: искупление совершено смертию Иисуса Христа, и именно насильственною со стороны людей, смертию с пролитием крови; эта смерть с пролитием крови была умилостивительною жертвою за грех всего мира, как то прообразовательно означено в жертвоприношениях ветхозаветных, причем пролитие крови жертвенного животного было символом примирения между Богом и приносящим жертву. Почему именно кровь была нужна для умилостивления Бога и примирения – это тайна, недоступная для объяснения. Апостол Павел говорит только, что все почти по закону очищается кровию и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22). Запрещая евреям есть кровь животных, Бог говорил им чрез Моисея: душа тела (животного) в крови его, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает (Лев.17:11; ср. ст. 14). В Новом Завете потому нередко говорится, что именно кровию Христовою, то есть пролитием ее, совершилось искупление мира (ср. Рим.3:24-25,5:8-9 и др.), Христос же говорит, что Он пришел отдать душу Свою для искупления мира (Мф.20:28), что указывает на то же жертвенное значение Его смерти, причем должна быть пролита кровь. Эта искупительная кровь Христова есть драгоценная (в противоположность тленному серебру и золоту, ст. 18), потому что она есть кровь Безгрешного, кровь Богочеловека, кровь – примирительница всего человечества с Богом.

Как непорочного и чистого Агнца сравнение Христа как жертвы с жертвенным агнцем, прообразовавшим Его, и особенно агнцем пасхальным (ср. прим. к Ин.1:29), в каковом сравнении изображали и ветхозаветные пророки страждущего Мессию (особенно Исайя гл. 53). Агнец пасхальный, как и всякий жертвенный, должен был быть непорочный (Исх.12:5; Лев.4:32,3:6,22:19-20 и далее). Христос, как духовный жертвенный агнец (1Кор.5:7; Ин.19:36), был совершенно чист и непорочен, то есть безгрешен, и пролил драгоценную кровь Свою за грехи мира.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.

Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития – но честною кровию – Христа.


Эти слова показывают, какою великою ценою получаем мы искупление, – смертью  Христовою, кровью Агнца Божия, которая безмерно драгоценнее всякого золота. Но получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего» (см. 1Пет.1:17)? Конечно. Мы должны иметь чресла препоясанными, светильники горящими (Лук.12:35), поступать достойно звания нашего (Ефес.4:1), совершать добрые дела и многие подвиги, имеющие целью не приобрести избавление, но удержать приобретенное. К этим подвигам относятся и пожертвования на церковь (Марк.12:43-44), и приношения в пользу духовенства (Лук.10:7).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-21 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

В качестве новых и сильнейших побуждений к святой жизни Апостол указывает теперь на сыновние отношения читателей и всех христиан к Богу (ст. 17), а затем – на искупление их бесценною пречистою Кровью Иисуса Христа. Сыновние отношения к Богу (ср. Мф 5:48), однако, требуют от христиан особенно благоговейного страха Божия (ср. Флп 2:12). «Писание различает двоякий страх, один – первоначальный, другой – совершенный. Страх первоначальный, он же и основной, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный – в том, когда кто – для совершенства любви к другу, до ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильною любовью… По сему-то совершенному страху жить убеждает Апостол Петр тех, которые слушают его, и говорит: по неизреченному милосердию Создателя Бога вы приняты в число детей Его; посему всегда пусть с вами будет этот страх, так как вы стали такими по любви Творца своего, а не по делам своим» (блаж. Феофил.). Чувство страха Божия в читателях Апостол усиливает напоминанием о том, что земная жизнь их есть время странствования (τής παροιχίας), что вполне соответствует ранее (ст. 1) и позже (II:11) употребленному названию читателей странниками и пришельцами. Другое высокое побуждение к святости жизни предлагает Апостол далее (ст. 18-19), указывая на искупление людей от греха, вины и суетной жизни драгоценною кровью Иисуса Христа, как непорочного и пречистого Агнца (ср. Ин 1:29; 19:36; 1Кор.5:7; см.: Исх 12:5; Ис 53), предназначенного в жертву за мир и людей в домирной вечности (ст. 20, см.: Евр 9:5-7) и лишь самым делом осуществившего это предназначение в последнее, т. е. новозаветное время. В ст. 21 Апостол, «сказав о смерти Христовой, присоединил к этому и слово о воскресении. Ибо опасается, чтобы новообращенные не преклонились опять к неверию из-за того, что страдания Христовы уничижительны. Прибавляет он и то, что таинство Христово не ново, но от начала, прежде создания мира, сокрыто было до приличного ему времени… Не смущайся тем, что здесь Апостол Петр и (неоднократно) Апостол Павел говорит, что Господа воскресил Отец (Деян 13:37; 17:31). Так говорит он, употребляя обычный образ учения» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1.14-21. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи́те время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
 

      Возбуждая христиан к преданности воле Божией, Апостол приводит новый ряд побуждений для христиан отчуждаться от греховной, плотской жизни и поступать во всем свято. Первое из сих побуждений было указано еще в Ветхом Завете; оно заключается в святости Бога, призвавшего христиан в Свой удел, сделавшего их Своими детьми, которых прежде всего должно укрепить всецелое последование Ему, полное послушание Его святой воле, сравн. (Лев.19:2).
      Второе побуждение заключается в том, что Бог есть не только Отец наш Небесный, но и беспристрастный, истинный Судия, Который не пощадит нас ради нашего избрания, ради нашего усыновления, как это бывает в мире сем; но будет судить по делам, так как в делах выражается внутреннее настроение человека, сравн. (Иак.2:26).
     Далее мы должны твердо помнить, что ради того, чтобы мы жили не по-плотски, по унаследованным от отцов греховным обычаям и заразительным худым примерам, а непорочно и свято, пролита за нас Кровь непорочного Агнца Христа, сравн.(Ин.1:29-36;19:34-36), Который был предопределен к сему еще в начале (Ин.17:24); (Еф.1:4) и явился после веков подготовления людей к достойному сретению Его, жил с людьми и пострадал, воскрес, и тем дал возможность вере нашей и надежде быть твердыми, несомненными, постоянными и вообще совершенными.
     Апостолы до воскресения Иисуса Христа были слабы, а после воскресения укрепились в надежде на Воскресшего так, что понесли великие труды и претерпели смерть. К тому же возбуждает Апостол и всех христиан, ободряя их в особенности надеждою на то, что Искупитель наш вознесся на небо и седит одесную Отца, сравн. (Деян.2:32), и потому может дать и нам вечную славу, сравн. (Рим.8:11); (1Кор.6:14).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible